Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 254940-5 "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в соответствии с пунктом 1 Перечня нормативных правовых актов, направленных на регулирование вопросов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе вопросов предоставления таких услуг в электронном виде, одобренного протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 апреля 2009 г. N 88 (раздел VIII), в рамках реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р (пункт 2.2.2 Плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации на 2006-2010 годы).
Основными целями законопроекта являются повышение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами или организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Действие законопроекта будет распространяться на деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций по предоставлению государственных (муниципальных) услуг физическим лицам и организациям, а также по исполнению государственных (муниципальных) функций.
Кроме того, в сферу регулирования законопроекта включена деятельность организаций, участвующих в установленном порядке в предоставлении (исполнении) государственных (муниципальных) услуг (функций).
Законопроект устанавливает требования к процедурам предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения (муниципальных) государственных услуг, а также к порядку взаимодействия органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги и исполняющих государственные (муниципальные) функции, с гражданами и организациями, в том числе в электронном виде.
Законопроектом вводятся определения понятиям "государственная (муниципальная) услуга", "государственная (муниципальная) (функция)", "заявители", "запрос", "административный регламент", "стандарт предоставления государственной (муниципальной) услуги, исполнения государственной (муниципальной) функции", "многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", "предоставление государственных (муниципальных) услуг, исполнение государственных (муниципальных) функций в электронном виде".
В законопроекте закреплены принципы предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций, права заявителей и обязанности органов в процессе предоставления государственных и (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций.
Законопроектом также устанавливается полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере административной реформы, проводить в установленном Правительством Российской Федерации порядке мониторинг предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций.
Одним из механизмов повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций, предусмотренным законопроектом, является утверждение федеральных, региональных и муниципальных программ повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций.
Отдельное внимание в законопроекте уделено вопросам установления и взимания платы при предоставлении услуг и исполнении функций. Действует общее правило - за предоставление государственных (муниципальных) услуг, исполнение государственных (муниципальных) функций взимается государственная пошлина в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В случаях, установленных федеральными законами организации, участвующие в предоставлении (исполнении) государственных (муниципальных) услуг (функций), имеют право предоставлять заявителю за плату услуги, а также совершать в сокращенные сроки юридически значимых действий в соответствии с административными регламентами. При этом перечни платных услуг будут устанавливаться Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, главами местных администраций.
Размер платы за предоставление платных услуг определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере общественных отношений. При этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере административной реформы проводит мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти по установлению размера платы за предоставление платных услуг.
Законопроектом определены общие требования к разработке и утверждению административных регламентов и стандартов.
Административный регламент - нормативный правовой акт, содержащий последовательное описание административных процедур, совершаемых органом, предоставляющим государственную (муниципальную) услугу, (исполняющим) государственную (муниципальную) функцию, и содержащий, в установленном настоящим федеральном законом случае, стандарт предоставления государственной (муниципальной) услуги, исполнения государственной (муниципальной) функции.
В соответствии с законопроектом стандарты деятельности государственных органов или органов местного самоуправления являются составной частью административных регламентов предоставления (исполнения) государственных (муниципальных) услуг (функций), предусматривающие количественные и качественные показатели доступности и качества государственных (муниципальных) услуг (функций). При этом стандарты включаются в административный регламент в случае, если исполнение (предоставление) государственной (муниципальной) услуги (функции) инициируется запросом заявителя.
В соответствии с законопроектом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере административной реформы также проводит мониторинг применения административных регламентов и межведомственных административных регламентов.
Законопроектом предусмотрено создание на территории субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) - государственных или муниципальных учреждений, созданных субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", в соответствии с которым обращение заявителя за услугой осуществляется однократно, а взаимодействие с органами осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями о взаимодействии.
Законопроект определяет правовой статус, права и обязанности МФЦ, а также устанавливает порядок финансирования МФЦ и взаимодействия МФЦ с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги - на основе соглашений. Отдельная статья законопроекта посвящена требованиям к указанным соглашениям.
Законопроектом также установлена обязанность органов, предоставляющих государственных и муниципальные услуги, обеспечивать предоставление государственных и муниципальных услуг на базе созданных МФЦ при условии соответствия МФЦ требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Отдельная глава законопроекта посвящена инфраструктуре электронного правительства, включающая в себя, в том числе, реестры государственных (муниципальных) услуг (функций) и единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
В соответствии с законопроектом государственные (муниципальные) функции (услуги) подлежат учету в соответствующих государственных (муниципальных) реестрах, которые должны вестись на федеральном, региональном и муниципальном уровне и образовывать сводный реестр, общий порядок ведения которых установлен законопроектом. Вопросы ведения государственных реестров, не урегулированные законопроектом, определены актом Правительства Российской Федерации.
Единый портал государственных (муниципальных) услуг (функций) призван обеспечить доступ заявителей к части сведений об услугах (функциях), размещенных в сводном реестре государственных (муниципальных) услуг (функций), предназначенных для распространения с использованием сети Интернет, а также предоставление (исполнение) государственных (муниципальных) услуг (функций) в электронном виде.
Принятие законопроекта позволит обеспечить:
снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров, взаимодействие с органами власти;
повышение качества и эффективности исполнения принимаемых решений;
повышение уровня удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг;
единообразную правовую регламентацию действий и процедур по исполнению государственных (муниципальных) функций, процедур внутренней деятельности органов власти и их взаимодействия между собой;
оптимизацию показателей исполнения государственной (муниципальной) функции, в том числе в интересах граждан и организаций, реализация прав и обязанностей которых обеспечивается исполнением государственной (муниципальной) функции;
доступность для граждан и организаций информации о порядке и ходе исполнения государственной (муниципальной) функции на каждой стадии;
контроль исполнения государственных (муниципальных) функций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций"
Принятие и реализация Федерального закона "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций" (далее - Федеральный закон) не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Функции федеральных органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, устанавливаемые Федеральным законом, будут выполняться в рамках существующего финансирования и штатной численности соответствующих органов.
Расходы, связанные с деятельностью указанных органов по повышению качества государственных (муниципальных) услуг (функций) также будут финансироваться за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию мероприятий административной реформы, Федеральной целевой программы "Электронная Россия" (2002-2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65, соответствующих региональных программ, в том числе региональных программ информатизации, а также в рамках принимаемых в соответствии со статьей 8 Федерального закона федеральных, региональных и муниципальных программ повышения качества государственных (муниципальных) услуг в Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций"
Принятие федерального закона "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций" (далее - Федеральный закон) потребует признания утратившей силу статьи 30 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, принятие Федерального закона потребует внесения изменений в следующие постановления Правительства Российской Федерации:
1) от 19 января 2005 года N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти";
2) от 11 ноября 2005 года N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)";
3) от 25 декабря 2007 года N 931 "О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям";
4) от 15 июня 2009 года N 478 "О Единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно - телекоммуникационной сети Интернет".
В соответствии с положениями Федерального закона потребуется принятие ряда постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих:
1) порядок проведения мониторинга предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций в Российской Федерации;
2) перечень платных услуг, предоставляемых организациями, участвующими в предоставлении (исполнении) государственных услуг (функций) федеральными органами исполнительной власти, а также порядок установления и взимания платы с заявителей;
3) порядок и условия использования электронных идентификационных карт;
4) правила межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, исполнении государственных (муниципальных) функций в электронном виде;
5) требования к составу, порядку формирования, функционирования и использования инфраструктуры электронного правительства, а также ее отдельных компонентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.