Вправе ли вновь созданное при реорганизации в форме преобразования бюджетное учреждение осуществлять закупки товаров, работ или услуг в соответствии с утвержденным ранее положением о закупке?
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 1, январь 2016 г., с. 45-48.
Для осуществления закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" вновь созданному бюджетному учреждению необходимо утвердить положение о закупке, а также в соответствии с Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и Требованиями к форме такого плана, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, разместить в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Вместе с тем указанное учреждение (как правопреемник) вправе принять решение о расторжении договоров, заключенных до реорганизации юридического лица, или о продолжении исполнения договоров преобразованным юридическим лицом.
Обоснование. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 223-ФЗ его действие, в частности, распространяется:
1) на автономные учреждения;
2) на бюджетные учреждения при осуществлении им закупок:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения названного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Чтобы указанные учреждения могли применять положения Федерального закона N 223-ФЗ, им нужно разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 этого закона и разместить его до начала года на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в соответствии с разработанным и размещенным на официальном сайте положением о закупках или Законом о контрактной системе*(1) не может быть изменено в текущем году.
При разработке указанного положения бюджетное учреждение может воспользоваться типовыми положениями, разрабатываемыми учредителями учреждений. Например, типовое положение о закупках для федеральных бюджетных учреждений здравоохранения направлено Письмом Минздрава РФ от 10.02.2014 N 22-5/10/2-855 "О Положениях о закупках товаров, работ, услуг".
Необходимо отметить: если согласно БК РФ или иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, то такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.
На основании ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
В силу ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. При этом происходит универсальное правопреемство, в силу которого вновь созданной организации переходят в том числе права и обязанности.
Таким образом, для осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ вновь созданному бюджетному учреждению необходимо утвердить положение о закупке согласно требованиям действующего законодательства (в случае утверждения и размещения положения о закупке на официальном сайте в 2015 году бюджетное учреждение сможет осуществлять закупки в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ не ранее 2016 года), а также согласно Правилам формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и Требованиям к форме такого плана, разместить в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
Следует отметить, что указанное учреждение (как правопреемник) может принять решение о расторжении договоров, заключенных до реорганизации юридического лица, или о продолжении исполнения договоров преобразованным юридическим лицом (Письмо Минэкономразвития РФ от 27.10.2015 N Д28и-3123).
1 января 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"