Персонаж произведения как объект правовой охраны*(1)
В.С. Сангулия,
студентка Юридического заочного института
Журнал "Журнал Суда по интеллектуальным правам", N 10, декабрь 2015 г., с. 76-80.
Раскрывая содержание охраноспособности персонажа произведения, следует определить, что такое "персонаж" непосредственно в контексте авторского права. Определение понятия персонажа произведения содержится в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", где указывается, что "под персонажем следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и других"*(2). Сам термин происходит от латинского слова persona, которое означает действующих лиц спектакля, пьесы, кинофильма, романа, сценария, а также других подобных произведений. Существуют различные классификации персонажей произведения, но наиболее полной представляется классификация, предложенная
Д. Борисенко*(3), по которой все персонажи можно разделить на следующие группы:
- вымышленные персонажи, в том числе создаваемые артистами (одушевленные персонажи);
- анимационные персонажи, в том числе из мультфильмов, кинофильмов и комиксов (неодушевленные персонажи);
- реальные лица-знаменитости.
В США, например, на данный элемент произведения смотрят несколько шире. Недавно Апелляционный суд по Девятому округу США признал, что "персонаж" Бэтмобиль из комиксов BatMan является самостоятельным объектом авторских прав. Суть состоит в следующем: предприниматель Mark Towle изготавливал для продажи копии машин, использовавшихся в различных кинолентах; а компания DC Comics, владелец исключительного права на комиксы BatMan, подала иск против этого предпринимателя на том основании, что она владеет самостоятельным исключительным правом на персонаж своих комиксов - Бэтмобиль. Это дело вызывает особенный интерес хотя бы потому, что в нем был поставлен вопрос о возможности предоставления самостоятельной охраны автомобилю как персонажу произведения. В законе об авторском праве США*(4) нет понятия персонажа произведения (character), что позволяет американским судам достаточно свободно подходить к определению содержания персонажа произведения и выделению признаков, необходимых для признания персонажа самостоятельным объектом авторских прав.
Важно отметить, что в российской правовой системе для того, чтобы какой-либо результат интеллектуальной деятельности был признан объектом авторских прав, нужно, чтобы он отвечал критериям охраноспособности. Закон определяет два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права.
Итак, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, которые:
- являются результатом творческой деятельности;
- существуют в какой-либо объективной форме.
Отсутствие хотя бы одного из этих критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. Согласно п. 7 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ*(5) объектом авторского права может выступать как произведение в целом, так и его часть (в том числе персонаж произведения), если по своему характеру эта часть может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечает требованиям, установленным п. 3 ст. 1259.
Разумеется, не все образы и персонажи могут претендовать на охрану авторским правом. Например, традиционные и жанровые произведения, в том числе различные фольклорные персонажи, не могут быть объектами правовой охраны, так как они относятся к идее произведения, а идеи авторским правом не охраняются. Источниками для вымышленных персонажей являются в основном литературные, кинематографические, художественные произведения, комиксы. Персонажи этих произведений могут претендовать на защиту авторского права только при условии, что они представляют не идею произведения, а оригинальное выражение этой идеи. Причем охрана авторским правом может предоставляться не только главным персонажам, но и второстепенным, если их описание, характеры, взаимоотношения с другими персонажами даны с такой степенью детализации, которая позволяет назвать их оригинальными и предположить возможность их самостоятельного использования. Можно предложить следующую формулировку охраноспособности различных категорий персонажей: так, на охрану авторским правом может претендовать имя персонажа, его внешний вид, иные индивидуальные характеристики. При этом персонаж должен быть оригинальным, и в его отношении должна иметься реальная и потенциальная возможность самостоятельного использования*(6).
Можно ли в названном примере про автомобиль говорить о том, что данный персонаж представляет собой не просто идею, а само оригинальное выражение этой идеи? Во-первых, название автомобиля (англ. Batmobile) является неологизмом и уже поэтому оно может защищаться авторским правом. Внешний вид Бэтмобиля позволяет ему выделяться из всех прочих автомобилей, то есть он как персонаж обладает индивидуальными внешними характеристиками. К тому же его роль в серии комиксов/фильмов занимает одно из главных и первостепенных мест в сюжете. Из всего вышесказанного вывод напрашивается сам собой: Бэтмобиль может быть использован самостоятельно независимо от основного произведения, поэтому должен охраняться авторским правом. Данный автомобиль имеет уникальную личность, которая отличает его от прочих транспортных средств. Международная судебная практика, в том числе данное судебное решение, должна натолкнуть российских законотворцев на введение изменений в действующее законодательство с целью более подробной детализации признаков персонажа произведения, по которым суды могли бы с большей уверенностью определить, наделён ли спорный персонаж чертами, позволяющими отнести его к охраняемым объектам авторского права.
Как известно, впервые легальное закрепление авторско-правовой охраны персонажа произведения появилось с введением изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ (п. 7 ст. 1259). Однако возможность признания части произведения самостоятельным объектом авторских прав была закреплена еще в п. 3 ст. 6 действовавшего ранее Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"*(7). Признание могло иметь место только при наличии двух обязательных условий: 1) часть произведения должна быть "результатом творческой деятельности", 2) часть произведения "может использоваться самостоятельно". В настоящий момент формулировка о возможности самостоятельного использования заменена на возможность "признания самостоятельным результатом творческого труда автора".
Что представляют собой эти критерии в настоящее время?
Во-первых, любое произведение науки, искусства и литературы, а также части этих произведений должны быть результатом творческого труда автора, иначе они не будут являться объектами авторского права, и, следовательно, не будут иметь правовой охраны. Это общее требование, предъявляемое ко всем объектам авторского права. Во-вторых, персонаж должен быть выражен в объективной форме - так, чтобы персонаж был доступен восприятию посредством органов чувств человека. Данное требование также является общим.
В-третьих, персонаж должен обладать такими качествами, которые позволили бы ему быть признанным самостоятельным результатом творческого труда автора. Необходимо раскрыть, что представляет собой самостоятельный результат творческого труда автора. Это словосочетание в данном контексте может означать, что персонаж должен быть независимым, в достаточной степени оригинальным и самодостаточным; то есть персонаж должен обладать такими признаками, которые позволяют использовать его независимо от самого произведения.
Если рассматривать судебную практику, связанную со спорами на обладание правом на персонаж произведения, можно найти достаточно интересные судебные решения.
В 1966 г. Эдуард Успенский написал книгу "Крокодил Гена и его друзья". В 1966-1983 г. по мотивам этой книги на "Союзмультфильме" была создана серия всеми любимых популярных анимационных фильмов режиссера Романа Качанова. В советское время изображения персонажей этих мультфильмов (особенно - Чебурашки) часто помещались на различных товарах. В дальнейшем права на этих персонажей приобрели коммерческую ценность, но вопрос о владельце этих прав по существу так и остался нерешенным. Мультфильм создавался в ту историческую эпоху, когда действовал ГК РСФСР. В частности, он устанавливал, что авторские права на фильм принадлежат "предприятию, осуществившему его съемку", при этом автору сценария и авторам других произведений, вошедших составной частью в фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение*(8). Можно прийти к выводу, что за художником сохраняются права на изображение персонажа мультфильма. Художником "Союзмультфильма" и автором визуального образа Чебурашки является Леонид Шварцман. В 2007 г. в суде общей юрисдикции он пытался отстоять свои права, предъявив иск к организации, реализующей зубную пасту с изображением Чебурашки. Но, как выяснилось, ответчик действовал по лицензионному договору с Эдуардом Успенским, который в свою очередь полагал, что он является надлежащим правообладателем в отношении этого персонажа, поскольку именно он и придумал Чебурашку. Ответчики оперировали тем, что художник фирмы-производителя сделал рисунок, руководствуясь описанием Чебурашки, содержащимся в книге Успенского. А тот факт, что получившееся изображение полностью совпадает с образом героя мультфильма, является случайностью. Головинский районный суд г. Москвы отказал в иске, сочтя, что ответчики действительно не использовали работ Шварцмана*(9). Чем руководствовался суд, вынося такое решение, трудно понять. Текст решения, к сожалению, не доступен, о нем известно лишь из прессы.
Вообще, персонаж Чебурашки фигурирует во многих судебных спорах. Сам Эдуард Успенский в 2011 г. предъявил в суде общей юрисдикции иск к организации, реализующей USB-накопители в форме Чебурашки. Действовала организация на основании лицензионного договора с ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция" (ОГК), правопреемником "Фильмфонд киностудии "Союзмультфильм". Успенский полагал, что он обладает правами на Чебурашку: и на персонажа книги, и на персонажа мультфильма. Но суды пришли к выводу, что персонаж в "литературной форме" и персонаж "в форме изображения" - это два разных объекта авторского права, исключительное право на первый из них принадлежит писателю, на второй же - ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция" (ОГК). Московский городской суд, рассматривавший дело в кассационной инстанции, согласился с решением суда общей юрисдикции и оставил без удовлетворения кассационную жалобу писателя*(10).
Если говорить о существующих проблемах в правовом регулировании персонажа произведения как объекта авторского права, можно сказать о некой неопределенности в наборе требований, предъявляемых к персонажу как к отдельному объекту правовой охраны. Так, Постановление Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда N 5/29 2009 г. указывает на то, что "пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности полагаются созданными творческим трудом"*(11).
Таким образом, в данном положении речь идет о презумпции создания произведений творческим трудом. Если презумпция распространяется на все произведение целиком, она должна распространяться и на его отдельные части. То есть истец не обязан доказывать, что данный конкретный персонаж был создан творческим трудом. Это подразумевается, пока не будет доказано обратное.
Но далее в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав", а именно в п. 9, Верховный суд указывает на то, что "истец, обратившийся в суд, за защитой прав на персонаж как на часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности"*(12). В таком случае возникает вопрос: может ли объект, являющийся результатом творческого труда, быть не самостоятельным результатом интеллектуального труда? "Творческой обычно считается умственная, мыслительная, духовная, интеллектуальная деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающаяся в воспроизводстве готовых мыслей и образов по правилам формальной логики или иным известным правилам"*(13). Верховный суд указывает на то, что истцу необходимо доказать существование персонажа "как самостоятельного результата интеллектуальной деятельности". Отсюда второй вопрос: а не следует из содержания Обзора Верховного суда заключение о том, что презумпция создания произведений творческим трудом, сформулированная в п. 28 совместного Постановления ВС РФ и ВАС РФ N 5/29, не действует в отношении части произведения? В пункте 10 указано следующее: "Незаконное использование части произведения, названия произведения, персонажа произведения является нарушением исключительного права на произведение в целом, если не доказано, что часть произведения является самостоятельным объектом охраны".
На мой взгляд, вырисовывается противоречие между данными положениями. Более удачной была бы такая формулировка, при которой истец, обращающийся в суд за защитой прав на персонаж как на часть произведения, должен доказать, что в отношении этого персонажа существует реальная или потенциальная возможность самостоятельного использования. Таким образом, при такой формулировке необходимо обосновать, что персонаж может существовать в отрыве от произведения и, соответственно, будет охраняться законом как самостоятельный объект авторских прав.
В заключение хотелось бы подвести основные итоги данного исследования. Российское законодательство устанавливает правовую охрану востребованных в настоящее время отдельных частей произведения, в том числе персонажа произведения. Положение о свободе творчества относится к основным гарантиям, закрепленным в Конституции Российском Федерации*(14), а предоставление правовой защиты не только всему произведению, но и его части обеспечивает еще более полную и обширную защиту авторам от неправомерного использования результатов их творческой деятельности. Тем самым создаются необходимые условия для вовлечения в гражданский оборот всех охраняемых частей произведения отдельно от него самого.
В процессе подготовки данной статьи мною были выявлены следующие проблемы в правовом регулировании персонажа произведения:
1) в настоящий момент суды не пришли к однозначному выводу относительно предмета доказывания в суде по вопросу предоставления защиты прав на персонаж;
2) в существующих нормах, регулирующих данный вопрос, возможны разночтения.
В итоге можно отметить, что в правовой системе Российской Федерации есть все необходимые возможности для предоставления полноценной юридической охраны персонажу произведения, а существующая отечественная и международная судебная практика позволяет предположить, что есть необходимые предпосылки для выработки унифицированного и комплексного подхода к разрешению соответствующих судебных споров о нарушении авторских прав на персонаж произведения.
Список литературы:
1. Copyright Act 1976 Pub. L. No. 94-533, 90 Stat. 2541; October 19, 1976.6.
2. Борисенко Д. Персонаж как законодательно признанная часть произведения, на которую распространяется авторское право // Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права. N 2. 2011.
3. Гаврилов Э.П. "Авторские права на персонаж // Патенты и лицензии. N 12. 2011.
4. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. Юридическая литература 1972.
5. Фридман В.Э. Охрана частей и структурных элементов произведения как объектов авторского права в России и США. 2005.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья была прислана в качестве эссе на конкурс "Модель Суда по интеллектуальным правам", проводимого в рамках IV Международного IP Форума.
*(2) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5/29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 22 апреля 2009 г. Федеральный выпуск N 4894.
*(3) Борисенко Д. Персонаж как законодательно признанная часть произведения, на которую распространяется авторское право // Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права". N 2, 2011.
*(4) Copyright Act 1976 Pub. L. No. 94-533, 90 Stat. 2541; October 19, 1976.
*(5) Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. N 32. Государственная Дума. 21 октября 1994 г.
*(6) Фридман В.Э. Охрана частей и структурных элементов произведения как объектов авторского права в России и США. 2005. С. 18.
*(7) Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" // Российская газета. N 147.
*(8) Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964). Ст. 486.
*(9) Гаврилов Э.П. Авторские права на персонаж // Патенты и лицензии. 2011. N 12. С. 41-48.
*(10) Определение Московского городского суда от 24 июля 2011 г. по делу N 33-19534.
*(11) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5/29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", Российская газета. 22 апреля 2009 г. Федеральный выпуск N 4894.
*(12) Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав" (утв. Президиумом ВС РФ от 23 сентября 2015 г.)
*(13) Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. 1972. С. 9, 10.
*(14) Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. N 237. Ст. 44.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сангулия В.С. Персонаж произведения как объект правовой охраны
Sanguliya V.S. The character as an object of legal protection
В.С. Сангулия - студентка Юридического заочного института
Sanguliya V.S. - third year student of Kutafin Moscow State Law University
Статья посвящена достаточно актуальной и востребованной на данный момент теме - проблеме правовой защиты персонажа произведения. В работе рассматриваются понятие персонажа произведения в контексте авторского права, критерии охраноспособности персонажей, а также вопросы полноценной юридической защиты персонажа произведения. Целью исследования является оценка необходимости совершенствования законодательства в части распространения охраны на данный элемент произведения. В работе приводятся примеры российской и международной судебной практики о спорных моментах права использования различных известных персонажей.
The article is dedicated to the problem of a character's legal protection - a very topical and claimed theme at the moment. The article covers a particular concept of a character in the context of the copyright, criteria of protection capability of characters, and matters of character's full juridical protection. The main purpose of the research is an assessment of necessity of legislation development and its sphere of influence on the legal protection of the mentioned element of a composition.
Ключевые слова: интеллектуальное право; интеллектуальная собственность; авторское право; персонаж произведения.
Keywords: incorporeal right, intellectual property, copyright, character.
Журнал Суда по интеллектуальным правам
Журнал Суда по интеллектуальным правам издаётся совместно Судом по интеллектуальным правам и Фондом "Правовая поддержка" (Некоммерческая организация) и является сетевым изданием (URL: ipcmagazine.ru).
Ежеквартальное электронное издание. ISSN 2313-4852.
Журнал имеет правовую направленность, основной задачей является распространение актуальной и достоверной информации о судебных актах, принятых Судом по интеллектуальным правам, а также развитие научной мысли в области интеллектуальных прав и популяризация знаний в области интеллектуальной собственности.
В выпусках Журнала можно найти научно-практические статьи и комментарии по наиболее актуальным и важным темам, связанным с развитием законодательства об охране результатов интеллектуальной деятельности, анализом судебной практики, зарубежного опыта.