Обзор изменений по контрактной системе, вступающих в силу с 2016 года
Т. Шадрина,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 55-64.
За 2015 год Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) корректировался законодателями девять раз. Какие-то изменения вступили в силу сразу, после опубликования, какие-то с определенной даты. Соответственно, контрактной службе или контрактным управляющим казенных учреждений необходимо постоянно быть в курсе изменений. Сегодня расскажем об основных поправках, внесенных в Закон N 44-ФЗ, вступающих в силу с 2016 года.
Планы закупок
Несколько раз переносили законодатели вступление в силу ст. 17 Закона N 44-ФЗ, содержащей положения о плане закупок. Но теперь уже однозначно она действует с 01.01.2016. В связи с этим существенно изменяется и конкретизируется порядок планирования закупок. Для реализации заказчиками положений данной нормы Правительством РФ приняты постановления:
- от 21.11.2013 N 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг";
- от 05.06.2015 N 552 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд";
- от 29.10.2015 N 1168 "Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 1168).
Рассмотрим основные положения законодательства, касающиеся плана закупок.
Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ, а также с учетом установленных ст. 19 Закона N 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе к предельной цене товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
На основании ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ в план закупок включаются:
- идентификационный код закупки;
- цель осуществления закупки;
- наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;
- объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
- сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
- обоснование закупки;
- информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе для архитектурно-строительного проектирования);
- информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги.
К сведению. Согласно ч. 4 ст. 17 Закона N 44-ФЗ планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
План закупок на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем изменения параметров очередного года и первого года планового периода утвержденного плана закупок и дополнения к ним параметров второго года планового периода.
Федеральные казенные учреждения составляют планы закупок и представляют их не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.
Планы закупок казенных учреждений субъекта РФ (муниципальных) формируются в сроки, установленные главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), но не позднее сроков, определенных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями). В любом случае планы закупок должны быть представлены ими не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям (не позднее 1 августа - главным распорядителям средств местного бюджета) для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.
При необходимости планы закупок могут быть изменены. Основания для этого названы в ч. 6 ст. 17 Закона N 44-ФЗ. Среди них:
- приведение их в соответствие федеральному закону о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, законам субъектов РФ о внесении изменений в законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), муниципальным правовым актам о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);
- реализация федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;
- использование в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки.
Обратите внимание! Казенные учреждения должны утвердить план закупок в течение 10 рабочих дней после доведения до них объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ (субъекта РФ).
Согласно ч. 9 ст. 17 Закона N 44-ФЗ утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Отметим, что казенные учреждения также вправе размещать планы закупок на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях.
Согласно Правилам N 1168 размещение плана закупок осуществляется в форме машиночитаемого электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом казенного учреждения электронной подписью, с учетом порядка функционирования единой информационной системы, по установленной форме на русском языке (наименования иностранных юридических и физических лиц, а также товарных знаков могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита).
План-график
Также с 01.01.2016 вступила в силу ст. 21 "Планы-графики" Закона N 44-ФЗ (за исключением ч. 11, которая начинает действовать с 2017 года). Законодатели конкретизировали и дополнили требования к содержанию и форме планов-графиков, порядку их формирования, утверждения и изменения.
Итак, с этого года казенные учреждения обязаны формировать план-график в соответствии с планом закупки. Требования к содержанию, порядку формирования, утверждения и изменения, а также к форме планов-графиков предусмотрены ч. 1-10, 12-15 ст. 21, п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ. Кроме данных положений закона при составлении планов-графиков казенным учреждениям нужно руководствоваться постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015:
- N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд";
- N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг".
К сведению. Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Они формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
Казенные учреждения должны сформировать план-график после внесения проекта федерального бюджета на рассмотрение в ГД РФ (для федеральных казенных учреждений) и после внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (представительного органа муниципального образования) (для казенных учреждений субъекта РФ или муниципальных казенных учреждений).
В план-график закупок включается информация о закупках, об осуществлении которых размещаются извещения либо для участия в которых направляются приглашения для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в течение года, на который утвержден план-график закупок, а также о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контракты с которым планируются к заключению в течение года, на который утвержден план-график закупок. Кроме того, в него включается перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется любым способом, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.
Если период осуществления закупки, включаемой в план-график закупок, в соответствии с бюджетным законодательством РФ превышает срок, на который утверждается план-график, в него также включаются сведения о закупке на весь срок исполнения контракта.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для казенных учреждений уполномоченным органом или учреждением, установленными решениями об их создании или наделении полномочиями в силу ст. 26 Закона N 44-ФЗ, формирование планов-графиков осуществляется с учетом порядка взаимодействия с такими уполномоченными органами или учреждением.
При необходимости планы-графики, так же как и планы закупок, могут корректироваться. По общему правилу внесение изменений осуществляется в случае внесения изменений в планы закупок, а также в случаях, не требующих внесения изменений в планы закупок, названных в постановлениях Правительства РФ N 553 и N 554. Среди них:
- изменение объема и (или) стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленное в результате подготовки к осуществлению закупки, вследствие чего поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком закупок, становятся невозможными;
- изменение планируемой даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), этапов оплаты и (или) размера аванса и срока исполнения контракта;
- отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком закупок;
- образовавшаяся экономия от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований.
Примечание. Более подробно о том, какая информация подлежит включению в план-график, можно узнать из постановлений Правительства РФ N 553 и N 554.
Внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки может быть осуществлено не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Если Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), внесение изменений в план-график возможно до даты заключения контракта.
Обратите внимание! При осуществлении закупки путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера внесение изменений в план-график закупок осуществляется в день направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - не позднее чем за один день до даты заключения контракта.
Планы-графики закупок утверждаются казенными учреждениями в течение 10 рабочих дней со дня доведения до учреждения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Утвержденный план-график подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней для утверждения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Напомним, что особенности размещения в единой информационной системе планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы установлены Приказом Минэкономразвития РФ N 182, Федерального казначейства N 7н от 31.03.2015. Соответственно, планы-графики, которые учреждения разместили на 2016 год, ведутся и корректируются по правилам, предусмотренным этим приказом. А при размещении плана-графика на 2017 год и последующие годы следует руководствоваться Правилами N 1168.
Идентификационный код закупки
Вступила в силу ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ, на основании которой при составлении плана закупок, плана-графика казенному учреждению придется указывать идентификационный код закупки. Этот же код нужно будет отразить в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), производимом закрытым способом, документации о закупке, контракте, а также в иных документах.
Напомним, что идентификационный код закупки:
- обеспечивает взаимосвязь документов по конкретной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- формируется учреждением с использованием кода бюджетной классификации, предусмотренного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- представляет собой 36-значный цифровой, машиночитаемый код.
Порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 N 422.
Обоснование закупок
Очередная статья Закона N 44-ФЗ - 18 вступила в силу с 01.01.2016. Согласно данной норме у казенных учреждений возникла обязанность по обоснованию всех закупок.
Так, в силу ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ обоснование закупки осуществляется при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Примечание. Порядок обоснования закупок и формы такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555.
Казенное учреждение должно обосновать:
- при формировании плана закупок - объект и (или) объекты закупки, исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и предусмотренных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ требований к закупаемому товару, работе, услуге (в том числе к предельной цене товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций учреждения;
- при формировании плана-графика - начальную максимальную цену контракта (цену контракта с единственным поставщиком), а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок. При этом в случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля выдают предписания и привлекают к административной ответственности должностных лиц.
Нормирование закупок
На основании ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
К числу таких требований относятся требования к:
- количеству;
- потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг;
- предельной цене товаров, работ, услуг.
Такие требования позволят обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приведут к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).
Напомним, что общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, в том числе подведомственных им казенных учреждений, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047.
Передача полномочий
С этого года введена обязанность органов исполнительной власти и местного самоуправления принимать решение об осуществлении ими или их территориальными органами (учреждениями) полномочий заказчика самостоятельно или с привлечением уполномоченных органов и учреждений (ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Если принято решение об осуществлении закупок с привлечением уполномоченных органов и учреждений, им могут быть переданы только функции по определению поставщика либо по планированию и осуществлению закупки в целом (включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг).
Поскольку казенные учреждения могут быть таким уполномоченным учреждением, у них может прибавиться работы.
Подведем итог
В завершение кратко напомним, что с 2016 года казенные учреждения должны помимо плана-графика разрабатывать и утверждать план закупок. Кроме того, им следует обосновывать все закупки, формировать и указывать во всех документах, касающихся той или иной закупки, идентификационный код закупки. Также учреждения должны соблюдать правила о нормировании закупок и не закупать товары, работы, услуги, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"