Основы организации деятельности учреждений, осуществляющих спортивную подготовку
А. Тончин,
эксперт журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 48-57.
Деятельность государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, включает в себя, в частности, выполнение работ по подготовке спортивного резерва, членов спортивных сборных команд, в том числе организацию и проведение тренировочных мероприятий, научно-методическое, финансовое, материально-техническое обеспечение (обеспечение спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем и т.д.). В статье рассмотрим особенности организации деятельности таких учреждений с учетом Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в РФ, доведенных Письмом Минспорта РФ от 12.05.2014 N ВМ-04-10/2554 (далее - Методические рекомендации).
Спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться физкультурно-спортивными учреждениями, одной из целей деятельности которых является спортивная подготовка. Сюда можно отнести, например, центры спортивной подготовки, а также организации дополнительного образования детей, ведущие деятельность в области физической культуры и спорта, профессиональные образовательные учреждения, ведущие деятельность в области физической культуры и спорта. К таким учреждениям относятся "Школа высшего спортивного мастерства", "Центр подготовки спортивного резерва", "Центр олимпийской подготовки", региональные (межрегиональные) спортивно-тренировочные центры, спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва, колледжи олимпийского резерва, колледжи-интернаты олимпийского резерва, училища олимпийского резерва.
Обязанности учреждений
Обязанности учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, установлены ст. 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте". В соответствии с п. 2 указанной статьи они обязаны:
- соблюдать требования федеральных стандартов спортивной подготовки;
- качественно и в полном объеме обеспечивать прохождение лицом спортивной подготовки под руководством тренера (тренеров) по выбранным виду или видам спорта (спортивным дисциплинам) согласно реализуемым программам спортивной подготовки;
- обеспечивать не реже одного раза в четыре года повышение квалификации тренеров, руководящих процессом прохождения лицами спортивной подготовки;
- обеспечивать участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях на основании требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
- осуществлять медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля, за счет средств, выделяемых учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания либо получаемых по договору об оказании услуг по спортивной подготовке;
- реализовывать меры по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним, в частности ежегодно проводить с лицами, проходящими спортивную подготовку, занятия, на которых до них доводятся сведения о последствиях применения допинга для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;
- знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку, под расписку с локальными нормативными актами, связанными со спортивной подготовкой, а также с антидопинговыми правилами по соответствующему виду (видам) спорта;
- осуществлять материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, обеспечение проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке;
- знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку и участвующих в спортивных соревнованиях, под расписку с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, антидопинговыми правилами, условиями договоров с организаторами спортивных мероприятий в разделах, касающихся участия спортсменов в соответствующем соревновании;
- направлять лиц, проходящих спортивную подготовку, а также тренеров на основании заявок общероссийских спортивных федераций или организаций, осуществляющих спортивную подготовку и созданных РФ, для участия в спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях;
- оказывать содействие в организации физического воспитания, физкультурных мероприятий, комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, профессиональные образовательные программы, на основе договоров, заключаемых между организацией, осуществляющей спортивную подготовку, и такими образовательными организациями;
- исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, учредительными документами и локальными нормативными актами организации, осуществляющей спортивную подготовку, договорами оказания услуг по спортивной подготовке.
При этом основной деятельностью учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, являются программы данной подготовки в силу требований федеральных стандартов спортивной подготовки. При отсутствии таких требований Минспорт рекомендует учреждениям самостоятельно принимать решения по разработке, внесению изменений и дополнений в реализуемые программы, согласовывать разрабатываемые программы спортивной подготовки в порядке, установленном учредителем (п. 2.1 Методических рекомендаций).
Обратите внимание! Федеральные стандарты спортивной подготовки обязательны при реализации программ спортивной подготовки соответствующими организациями. Указанные стандарты не применяются работодателями в отношении спортсменов, с которыми заключены трудовые договоры, а также общероссийскими спортивными федерациями - в отношении членов спортивных сборных команд РФ по соответствующим видам спорта (п. 7 ст. 33 Федерального закона N 329-ФЗ).
Финансовое обеспечение деятельности
Финансовое обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, производится за счет субсидий, выделяемых на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) услуг, включающих расходы на реализацию программ спортивной подготовки, в порядке, предусмотренном законодательством РФ и субъектов РФ.
Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг по спортивной подготовке утверждается главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение (учредителем).
Кроме того, государственные (муниципальные) учреждения могут осуществлять спортивную подготовку по договорам оказания услуг по спортивной подготовке с оплатой ее стоимости физическими и (или) юридическими лицами сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр зачисления спортсменов для прохождения спортивной подготовки в объеме, согласованном с учредителем. В Методических рекомендациях отмечено, что учреждения могут самостоятельно решать вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству РФ и уставу данной организации.
К сведению. Примерная форма договора оказания услуг по спортивной подготовке утверждена Приказом Минспорта РФ от 16.08.2013 N 637.
Учреждение, осуществляющее спортивную подготовку, вправе получать доходы от иной приносящей доход деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Так, могут привлекаться денежные средства, получаемые в результате данной деятельности, из следующих источников:
- оказание платных услуг;
- добровольные пожертвования физических и (или) юридических лиц;
- целевое финансирование в виде грантов.
Привлеченные из внебюджетных источников денежные средства (за исключением целевого финансирования) учреждение, осуществляющее спортивную подготовку, может использовать на основании внутреннего локального акта для следующих целей:
- функционирование и развитие организации;
- обеспечение тренировочного процесса;
- приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и спортивной экипировки;
- приобретение предметов хозяйственного пользования;
- проведение работ по ремонту, оформлению интерьеров, наглядной агитации в зданиях и сооружениях, принадлежащих организации, осуществляющей спортивную подготовку, на праве оперативного управления или собственности;
- командирование лиц, проходящих спортивную подготовку, тренерско-преподавательского состава, иных субъектов правоотношений на спортивные соревнования, тренировочные сборы и прочие мероприятия в рамках тренировочного процесса;
- организация досуга и отдыха лиц, участвующих в процессе спортивной подготовки;
- материальное стимулирование лиц, осуществляющих спортивную подготовку (различные виды надбавок и доплат лицам, обеспечивающим тренировочный процесс, и другим работникам организации);
- на иные цели и нужды в рамках ведения уставной деятельности.
Целевые средства, полученные в виде грантов, используются в соответствии с условиями, определяемыми грантодателем.
Целевые средства, получаемые от физических и (или) юридических лиц, организация, осуществляющая спортивную подготовку, использует сообразно этим целям.
Учреждениям, осуществляющим спортивную подготовку, и, соответственно, их учредителям рекомендуется предусматривать соотношение обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, за счет средств на выполнение государственного (муниципального) задания и средств, полученных от приносящей доход деятельности, согласно таблице 1 Методических рекомендаций.
Планирование затрат на спортивные мероприятия
Для обоснования целевого использования финансовых средств по затратам, связанным с подготовкой и участием спортсменов и тренеров в соревновательной деятельности, тренировочных сборах и иных мероприятиях, по каждому мероприятию, отраженному в программе спортивной подготовки и (или) годовых тренировочных планах, рекомендуется составлять смету расходов, в которой следует спланировать:
- расходы на проезд к месту проведения мероприятия и обратно;
- расходы на питание участников мероприятия и сопровождающих их лиц;
- расходы на медицинское и фармакологическое обеспечение;
- расходы на аренду (использование) оборудования, спортивного снаряжения (при необходимости);
- расходы на аренду автотранспорта (при необходимости);
- расходы на восстановительные мероприятия (в том числе на посещение сауны);
- расходы на приобретение спортивного инвентаря и снаряжения;
- расходы на приобретение спортивной экипировки (в частности, спортивной и парадной формы);
- расходы на связь (в том числе на интернет, мобильную связь);
- канцелярские расходы;
- иные обоснованные расходы (при необходимости).
Для обеспечения участия в мероприятиях спортсменов-инвалидов, в первую очередь для инвалидов I группы, рекомендуется в смете расходов также учитывать возмещение затрат на сопровождающих лиц.
Спортсменам и тренерам возмещаются затраты, связанные с участием в соревновательной деятельности, а также тренировочных сборах, и расходы на иные мероприятия.
Для справки. Компенсационные выплаты, установленные действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, определенных согласно законодательству РФ), сопряженные с оплатой питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, не облагаются НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ.
Кадровое обеспечение
К лицам, осуществляющим спортивную подготовку, относятся педагогический работник, тренер, старший тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, тренер-консультант, тренер спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), старший тренер спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), старший тренер по резерву спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), главный тренер спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), тренер спортивной сборной команды РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), старший тренер спортивной сборной команды РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), старший тренер по резерву спортивной сборной команды РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), главный тренер спортивной сборной команды РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), государственный тренер (по виду спорта, спортивной дисциплине).
Эти должности могут быть включены в штатное расписание в соответствии с ЕКСД руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н, а также ЕКСД руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н, и профессиональными стандартами.
В случае если организация осуществляет подготовку спортсменов по адаптивным видам спорта, рекомендуется вводить в штатное расписание следующие должности: тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, инструктор по адаптивной физической культуре, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, инструктор-методист спортивной сборной команды РФ по адаптивной физической культуре, старший инструктор-методист по адаптивной физической культуре.
К лицам, проходящим спортивную подготовку и выступающим на спортивных соревнованиях, относятся спортсмены, проходящие спортивную подготовку в учреждениях, ее осуществляющих.
Должности спортсмена, спортсмена-инструктора, спортсмена-ведущего (при реализации программ спортивной подготовки по виду спорта "Спорт слепых") тоже рекомендуется предусматривать в штате.
При заключении трудового договора со спортсменом следует руководствоваться ст. 348.2 ТК РФ, устанавливающей особенности заключения трудовых договоров со спортсменами. Если спортсмен зачислен в образовательную организацию и с ним не заключен трудовой договор, его принадлежность к образовательной организации определяется на основании приказа о зачислении (ч. 3 ст. 27 Федерального закона N 329-Ф3).
Основную деятельность по организации медицинского обеспечения тренировочного процесса в учреждениях, осуществляющих спортивную подготовку, ведет врач по спортивной медицине, который может быть принят в штат (предварительно получивший соответствующую лицензию), или имеющая данную лицензию медицинская организация, с которой учреждение заключило договор. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н организация, осуществляющая спортивную подготовку, может иметь в своей структуре соответствующий отдел (например, по медико-биологическому обеспечению спортивной подготовки).
Для организации и ведения методической (научно-методической) деятельности в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в штатное расписание рекомендуется вводить ставки инструкторов-методистов (методистов) из расчета одна ставка инструктора-методиста (методиста) на шесть ставок тренеров-преподавателей, при этом возможно создание соответствующего структурного подразделения (методический отдел, кабинет, служба). Должностные обязанности названных работников прописаны в ЕКСД, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта", утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ N 916н, а также в профессиональных стандартах.
Учреждениям целесообразно разрабатывать и утверждать должностные инструкции по каждой должности, включенной в штатное расписание.
Рекомендуемый примерный расчет количества ставок для включения в штатное расписание учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, приведен в таблице 2 Методических рекомендаций.
Количественный расчет кадровой потребности учреждения производится на основе тарификационных списков работников, в которые включаются лица, осуществляющие спортивную подготовку, а также режима эксплуатации спортивных сооружений, на которых реализуются программы спортивной подготовки (если сооружения находятся в собственности организации или переданы ей на праве оперативного управления). Ежегодно за две недели до начала тренировочного сезона рекомендуется проводить тарифицирование работников.
Тарифицирование специалистов, участвующих в реализации программ спортивной подготовки с несколькими группами занимающихся, в том числе одновременно, может осуществляться с применением разных методов (по каждой группе занимающихся), но не допускается применение нескольких методов одновременно к тарифицированию работы специалистов с одной и той же группой занимающихся.
Предельную штатную численность тренерского состава рекомендуется определять на основании сводного плана (форма комплектования приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям). При этом следует учитывать количество тренировочных групп и количество часов, предусмотренных реализуемыми программами (спортивной подготовки и, при наличии, дополнительных общеобразовательных).
При расчете тренировочных часов нужно предусматривать дополнительное количество часов (в пределах общей нормы часов, установленной на реализацию соответствующей программы), а для основного тренера и тренера по общей физической подготовке, хореографа и других необходимых специалистов дополнительные часы не предусматриваются. Обоснованием надобности привлечения нескольких специалистов для одновременной работы с группой спортсменов могут служить утвержденные федеральные стандарты спортивной подготовки. При проведении занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства можно привлекать дополнительного второго тренера помимо основного, а оплату труда данных специалистов рекомендуется осуществлять в порядке, предусмотренном коллективным договором или другим локальным актом организации (учреждения).
Утвержденный сводный план комплектования может быть основанием для расчета государственного (муниципального) задания организации, осуществляющей спортивную подготовку.
* * *
В заключение отметим, что при организации деятельности учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
- Федеральным законом N 329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в отношении автономных учреждений);
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в отношении образовательных организаций);
- Методическими рекомендациями, доведенными Минспортом, и иными нормативными актами данного ведомства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"