Мероприятия по обслуживанию ледовых катков
Н. Фимина,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры
и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 58-63.
Ледовый каток - это известный и любимый гражданами вид зимнего развлечения. Он достаточно часто имеется на территориях учреждений физической культуры и спорта и может использоваться для подготовки профессиональных спортсменов. В настоящей публикации мы рассмотрим некоторые правовые вопросы, связанные с функционированием ледовых катков.
Установка ограждения
Существуют два основных вида ледовых катков - расположенные под крышей и под открытым небом. Если каток установлен под открытым небом, возникает вопрос, есть ли необходимость поставить ограждение и могут ли контролирующие органы оштрафовать учреждение за его отсутствие.
Основные требования к ледовым каткам сформулированы в следующих нормативных документах:
- Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 30.12.1976 N 1567-76 (далее - Правила N 1567-76);
- СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2015 N 61.
В соответствии с данными нормативными правовыми актами утверждается ряд требований, которые направлены на создание комфортных условий для посетителей катка и обеспечение их безопасности. В составе вспомогательных помещений открытых ледовых катков предусматриваются раздевалки, туалеты, помещения для хранения уборочного инвентаря. Наливной каток должен иметь толщину льда не менее 5-6 см, гладкую поверхность льда без трещин и выбоин. Возникающие во время катания повреждения поверхности льда должны немедленно ограждаться подвижными знаками и устраняться.
Об ограждении в названных выше нормативных правовых документах не говорится. Поэтому можно сделать вывод, что по общему правилу его наличие не является обязательным.
Следует обратить особое внимание на нормы, касающиеся ледовых катков образовательных учреждений. Ныне отмененные нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27, содержали условие об обязательном наличии ограждения катка в учреждениях дополнительного образования (п. 2.4). За отсутствие ограждения учреждение могли оштрафовать, даже если администрацией учреждения принимались другие меры по обеспечению безопасности, в частности если объект находился под круглосуточным видеонаблюдением (см., например, Решение Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2012 N 2-209/2012).
Вместе с тем в действующих сейчас СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41, говорится только о рекомендации установить ограждение (п. 2.3).
Приобретение льдоуборочного комбайна
Льдоуборочный комбайн является машиной для обработки ледовых покрытий катка и подготовки поверхности к катанию.
В силу п. 38 Инструкции N 157н*(1) материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократной или постоянной эксплуатации на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств. В том, что льдоуборочный комбайн относится к основным средствам, сомнений нет.
Однако при приобретении льдоуборочного комбайна возникает вопрос о выборе соответствующего счета его учета. Рассмотрим, например, позицию Контрольно-счетной палаты г. Челябинска по данному вопросу (см. http://ksp-chel.ru, "Деятельность - Проверочные и аналитические мероприятия - Отчет о проверке МБУ ДОД ДЮСШ "Челябинец" г. Челябинска за 2013 год и первый квартал 2014 года").
Так, согласно материалам одной из проверок специалисты контролирующего ведомства обнаружили следующее нарушение. Вопреки нормам Инструкции N 157н льдоуборочный комбайн на базе автомашины ГАЗ-53 числился на счете 101 35 "Транспортные средства", в то время как его нужно было учитывать на счете 101 24 "Машины и оборудование", что привело к искажению данных годового отчета.
Рассмотрим указанное положение подробнее. В силу п. 45 Инструкции N 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов в группировке объектов основных фондов по подразделам. Соответственно, решение вопроса о выборе счета зависит от того, к какой категории имущества относится льдоуборочный комбайн по требованиям ОКОФ.
ОК 013-94 "Общероссийский классификатор основных фондов" утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359. Согласно данному документу машины льдоуборочные отнесены к категории "Машины и оборудование".
Несмотря на то что льдоуборочные комбайны конструируются на базе грузовых шасси, этого не достаточно для отнесения их к грузовым автомобилям и категориям ОКОФ, установленным для грузовых автомобилей (исходя из упомянутых выше материалов проверочных мероприятий). Также, на наш взгляд, критерием отнесения транспортного средства к категории грузовых автомобилей является его функциональное назначение, и даже указание органов ГИБДД в паспортах транспортных средств "Грузовой" само по себе не считается безусловным основанием для отнесения рассматриваемых объектов к категории грузовых автомобилей.
Стоит отметить, что для целей применения трудового законодательства льдоуборочный комбайн расценивается как транспортное средство, а управляющий им сотрудник - как водитель транспортного средства. На него в полной мере распространяются предусмотренные в действующем законодательстве РФ требования об особенностях режима труда и отдыха водителей.
Так, согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденному Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, необходимо на каждый месяц утверждать водителям графики работы (сменности). Этими графиками устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать десять часов, а время управления автомобилем - девять часов. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до десяти часов, но не более двух раз в неделю. Причем суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Достаточно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: нужно ли уплачивать транспортный налог по льдоуборочному комбайну? Если транспортное средство (в том числе спецтехника, смонтированная на базе грузовых автомобилей) зарегистрировано в органах ГИБДД или Гостехнадзора, то налог платить нужно (п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938, Письмо Минфина РФ от 22.06.2010 N 03-05-05-04/13). В пункте 2 ст. 358 НК РФ установлен закрытый перечень объектов, которые не облагаются транспортным налогом. При этом непрохождение процедуры регистрации льдоуборочного комбайна в целях уклонения от уплаты транспортного налога проверяющие могут посчитать нарушением (см., например, Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты г. Иваново за 2012 год на официальном сайте Ивановской городской думы http://ivgorduma.ru).
Однако при применении указанного правила необходимо принимать во внимание, что в некоторых субъектах РФ утвержденными на региональном уровне нормативными актами могут предусматриваться льготы по транспортному налогу.
Определение периодичности заливки катка
Обязательные требования по периодичности заливки катка в законодательстве федерального уровня отсутствуют. Поэтому данный вопрос можно решить приказом по учреждению. Суды признают соответствующей законодательству как каждодневную заливку катка, например, по окончании ежедневной тренировки спортсменов (Решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 20.05.2015 N 2-1824/2014), так и заливку через определенные часы в зависимости от посещаемости катка (Решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 06.06.2014 N 2-895/14).
Освещение катка
Требования к освещению катка приведены в п. 21 Правил N 1567-76 и заключаются в следующем. Искусственное освещение катка должно равномерно покрывать всю ледяную поверхность. Освещенность поверхности льда для скоростного бега, фигурного катания на коньках, хоккея с мячом должна быть не менее 50 лк, а для хоккея с шайбой - не менее 100 лк. Уровень средней горизонтальной освещенности на поверхности льда катков для массового катания (в том числе для обучающихся катанию) - не менее 10 лк.
Выделение полос для начинающих
Пункт 18 Правил N 1567-76 предусматривает, что для начинающих кататься, а также для занимающихся фигурным катанием должны быть отведены отдельные, изолированные от площадок общего катания, участки. Если этот изолированный участок на ледовом катке отсутствует, велик риск предъявления судебных исков к учреждению.
Так, согласно материалам одного из дел гражданин обратился к учреждению с иском о компенсации морального вреда в связи с полученной на катке травмой.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и определяются законом или в установленном им порядке.
Требования Правил N 1567-76 суд посчитал такими обязательными требованиями и иск о взыскании сумм в рамках компенсации морального вреда удовлетворил (см. Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 03.07.2014 N 2-3804/2014).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"