Бюджетное учреждение планирует купить у физического лица бывший в употреблении специальный погрузочный агрегат стоимостью до 30 тыс. руб.
Имеет ли право бюджетное учреждение приобретать товарно-материальные ценности у частных лиц? Если да, то какие документы должны быть собраны?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не ограничивает учреждения государственного сектора в выборе продавцов. При приобретении учреждением имущества у физического лица должны быть оформлены следующие документы:
- договор купли-продажи;
- акт приема-передачи имущества;
- расписки о передаче покупателем денежных средств.
Постановка приобретенного имущества на учет должна быть оформлена в порядке, предусмотренном учетной политикой учреждения.
Обоснование вывода:
Законодательство не ограничивает учреждения государственного сектора в выборе продавцов - в целях осуществления своей деятельности учреждения вправе заключать договоры с различными продавцами, среди которых могут быть частные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Законодательство не содержит запрета и на приобретение учреждениями госсектора нефинансовых активов, бывших в употреблении.
При этом независимо от того, приобретаются новые основные средства или уже бывшие в употреблении, учреждение должно выполнять требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) сделки, осуществляемые между юридическим лицом (учреждением) и гражданином, должны совершаться в простой письменной форме. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицами, ее совершающими (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Таким образом, приобретение строительных материалов у физического лица следует оформить договором купли-продажи.
Договор купли-продажи составляется согласно положениям главы 30 ГК РФ. В таком договоре обязательно должны быть указаны наименование, количество, ассортимент и стоимость товара, а также права, обязанности и ответственность сторон, срок передачи товара, порядок оплаты и другие условия, предусмотренные главой 30 ГК РФ.
Любой договор содержит реквизиты сторон. Физические лица обычно приводят фамилию, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, место жительства и ИНН (если имеется).
Исполнение обязательств по договору (передача товара продавцом и его оплата покупателем) должно быть подтверждено Актом. Акт должен быть оформлен в письменной форме и подписан сторонами договора. Факт оплаты имущества покупателем (при наличных расчетах) дополнительно может подтверждаться распиской, составленной в произвольной форме.
Акт приема-сдачи имущества может быть составлен в произвольной форме, однако в целях бухгалтерского и налогового учета обязательно должен содержать реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 7 Инструкции N 157н:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности подотчетного лица;
- личные подписи сторон договора купли-продажи, с указанием фамилий и инициалов.
Таким образом, при приобретении учреждением имущества у физического лица должны быть оформлены следующие документы:
- договор купли-продажи;
- акт приема-передачи имущества;
- расписки о передаче покупателем денежных средств.
Постановка приобретенного имущества на учет должна быть оформлена в порядке, предусмотренном учетной политикой учреждения. В частности, для принятия к балансовому учету приобретенного имущества госучреждением может быть дополнительно оформлен Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) или Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Первичные документы, применяемые в госучреждении при поступлении и внутреннем перемещении основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
19 января 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.