В июне 2015 года сотруднику организацией через организацию-агента для проезда к месту командирования был приобретен электронный авиабилет бизнес-класса. Акт оказанных услуг на приобретение авиабилета датирован 25.06.2015, авиабилет отражен в учете в июне 2015 года. По прибытии из командировки, сотрудник сообщил, что перелет был им осуществлен в эконом-классе. В посадочном талоне, предоставленном сотрудником с авансовым отчетом, отсутствует информация с номером места и классом обслуживания. Авансовый отчет утвержден и отражен в учете июнем 2015 года. НДС со стоимости билета принят к вычету по дате авансового отчета.
Организация обратилась к агенту за разъяснениями по поводу сложившейся ситуации и не оплатило счет за приобретенный авиабилет. В августе авиакомпания-перевозчик признала свою вину в устной форме и направила письмо, в котором сообщает стоимость билета эконом-класса и стоимость билета бизнес-класса. ООО "Транстур Тревел АА" выставило новый счет на оплату на сумму приобретенного билета за минусом разницы между классами обслуживания.
1. Какими первичными документами необходимо оформить данную ситуацию?
2. Каким образом данные операции должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учетах?
ООО "АНТ-Консалт", сентябрь 2015 г.
Согласно ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Снижение стоимости провозной платы при вынужденном изменении условий договора воздушной перевозки согласно п. 123 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации*(1), в частности из-за понижения класса обслуживания на борту воздушного судна, можно трактовать как уменьшение стоимости оказанной услуги*(2), при этом указание на то, какими документами оформляется снижение стоимости провозной платы, в Правилах отсутствует.
Согласно пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) до и после такого уменьшения подлежат восстановлению.
Восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:
дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;
дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
В рассматриваемой ситуации по информации составителя запроса вычет налога был произведен ранее на основании маршрут/квитанции с выделенной суммой НДС, что не противоречит нормам Налогового кодекса РФ (п. 7 ст. 171) и Правилам ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость*(3) (п. 18), и, следовательно, получение корректировочного счета-фактуры не предполагается. Восстановление НДС в таком случае будет осуществляться на основании первичного документа, которым можно признать скорректированный счет на оплату. В приложенном к запросу скорректированном счете на оплату*(4) N 0005257 от 19.06.2015 НДС, входящий в стоимость билетов не выделен, так как по разъяснению инициатора запроса, билет приобретался через посредника, который может и не знать о содержании стоимости билета. Считаем, что отсутствие документов с указанием конкретной суммы НДС, подлежащей восстановлению, не может явиться причиной для отказа в восстановлении НДС, так как в противном случае у налоговых органов будут иметься объективные основания для предъявления претензий к Обществу по недоплате налога в бюджет. Поэтому сумму восстанавливаемого налога на добавленную стоимость в такой ситуации можно определить расчетным путем, сделав соответствующую запись в книге продаж (дополнительном листе книги продаж) датой выставления корректировочного счета.
Согласно ст. 9 закона "О бухгалтерском учете"*(5) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В п. 2 этой статьи приводятся обязательные реквизиты, которые должен содержать первичный документ, а в п. 4 зафиксировано, что форму первичного учетного документа определяет руководитель экономического субъекта. Для целей налогового учета при признании затрат в целях налогообложения прибыли ст. 252 НК РФ предусмотрено, что расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Расходы по проезду к месту командировки на территории Российской Федерации и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования в соответствии с п. 12 "Положения об особенностях направления работников в служебные командировки"*(6) должны подтверждаться документами (билетами). При этом Минфин РФ неоднократно публиковал разъяснения о том, что такими документами необязательно должны быть билеты. Например, для случая оформления поездки электронным авиабилетом расходы будут считаться подтвержденными в случае представления маршрут/квитанции электронного документа с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (например, см. письма Минфина РФ от 04.02.2014 N 03-03-06/1/4391, от 29.01.2014 N 03-03-07/3271, от 14.01.2014 N 03-03-10/438). Заметим, что указанные разъяснения давались для ситуации, когда подотчетное лицо самостоятельно приобретало билет и требовалось подтвердить именно оплату, произведенных расходов, так как при оформлении авиабилетов маршрут/квитанция признается документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134).
В рассматриваемом же случае мы имеем дело с оплатой стоимости билета самой организацией, поэтому подтверждения оплаты может являться выписка из расчетного счета с приложенным платежным поручением. А для подтверждения исполнения услуги по перевозке и отнесения ее в расход для целей бухгалтерского и налогового учета можно использовать маршрут/квитанцию электронного билета с приложенным посадочным талоном. При этом стоимость услуги по перевозке, указанная в маршрут/квитанции, не совпадает с фактически уплаченной суммой за нее, а основанием для изменения проведенных операций в учете будут исправленный счет, выставленный агентом и его же письмо в адрес организации с указанием новой стоимости авиабилета, которые можно рассматривать в качестве косвенных документов, подтверждающих произведенные расходы в дополнение к маршрут/квитанции и посадочному талону.
По уточнению инициатора запроса в бухгалтерском учете организации были сделаны записи при получении маршрут/квитанции от поставщика на сумму стоимости (бизнес-класса), указанной в ней, по дебету счета 50 "Денежные документы" кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При передаче билета сотруднику дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" кредит 50. При утверждении авансового отчета стоимость билета была списана в дебет счета 20 "Основное производство" с кредита счета 71. Дальнейшее отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета нам видится следующим образом*(7):
Дебет счета 60 Кредит счета 51 - оплата счета на стоимость билета эконом-класса
Дебет счета 60 Кредит счета 20 - корректировочная запись на разницу в стоимости билетов согласно исправленному счету на оплату N 0005257.
15 сентября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155.
*(2) Пункт 123: При замене перевозчиком воздушного судна с салонами повышенной комфортности на воздушное судно, не имеющее салонов повышенной комфортности, или при изменении компоновки воздушного судна пассажиру возвращается разница между оплаченным тарифом и тарифом того класса обслуживания, которым была фактически осуществлена перевозка.
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
*(4) Обращаем внимание, что исправление счета, на наш взгляд, произведено контрагентом не в соответствии с требованиями Закона "О бухгалтерском учете" (п. 7 ст. 9). Кроме того, формулировка добавленной строки может дать повод контролирующим органом трактовать указанную в ней сумму в качестве дохода Общества. Рекомендуем обратиться к контрагенту с просьбой о замене счета.
*(5) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
*(6) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.
*(7) При отражении операций на счетах бухгалтерского учета следует руководствоваться утвержденным в Обществе Рабочим планом счетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "АНТ-Консалт"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "АНТ-Консалт" состоит в трудовых отношениях.
http://www.audit-nt.ru/