Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 245573-5 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 год"
Досье на проект федерального закона
Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2008 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в редакции федеральных законов от 28 февраля 2008 г. N 15-ФЗ и от 22 июля 2008 г. N 151-ФЗ) на основании Сводной бюджетной росписи бюджета ПФР на 2008 год (далее - сводная роспись) с учетом изменений, внесенных в нее в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и по основаниям, установленным законом о бюджете Фонда.
Общий объем прогнозируемых доходов бюджета Фонда на 2008 год утвержден в сумме 2621,1 млрд. руб., из них 2363,0 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2008 год утвержден в сумме 2378,7 млрд. руб., из них 2351,1 млрд. руб., в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2008 год в соответствии со сводной росписью утвержден в сумме 2371,9 млрд. руб., из них 2344,3 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
За 2008 год доходы бюджета Фонда составили 2730,2 млрд. руб., или 104,2% к бюджетным назначениям, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий - 2460,3 млрд. руб., или 104,1% к бюджетным назначениям.
Расходы бюджета Фонда за 2008 год составили 2357,8 млрд. руб., или 99,4% к сводной росписи, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий - 2339,9 млрд. руб., или 99,8% к сводной росписи.
Общий профицит бюджета Фонда за 2008 год составил 372,4 млрд. руб., из них 120,4 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (используется в 2009 году на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР в указанной части).
В общей сумме доходов бюджета ПФР объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, составил 1454,5 млрд. руб., из бюджетов субъектов Российской Федерации - 2,2 млрд. рублей.
В общей сумме расходов бюджета ПФР объем межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам субъектов Российской Федерации, составил 52,4 млн. рублей.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2008 году направлено 2289,9 млрд. рублей.
Доходы по накопительной составляющей бюджета Фонда за 2008 год составили 269,9 млрд. руб., расходы - 17,9 млрд. рублей. Превышение доходов над расходами направлено на увеличение пенсионных накоплений застрахованных лиц на 1 января 2009 года.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2008 год:
(млрд. руб.) | ||||
Основные показатели |
Бюджетные назначения на 2008 год (утверждено законом о бюджете на 2008 год) |
Сводная бюджетная роспись бюджета ПФР на 2008 год (с учетом изменений) |
Кассовое исполнение за 2008 год |
Процент исполнения к бюджетным назначениям (по доходам), к сводной росписи (по расходам) |
ДОХОДЫ - всего, |
2621,07 |
|
2730,17 |
104,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
2363,03 |
|
2460,32 |
104,1 |
по накопительной составляющей бюджета |
258,04 |
|
269,85 |
104,6 |
РАСХОДЫ - всего, |
2378,68 |
2371,93 |
2357,79 |
99,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
2351,07 |
2344,32 |
2339,90 |
99,8 |
по накопительной составляющей бюджета |
27,61 |
27,61 |
17,89 |
64,8 |
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+), |
|
|
|
|
- всего, |
242,39 |
|
372,38 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
11,96 |
|
120,42 |
|
по накопительной составляющей бюджета |
230,43 |
|
251,96 |
|
Отчет по кассовому исполнению бюджета Фонда отражает данные о доходах, расходах и источниках внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда за 2008 год по кодам бюджетной классификации Российской Федерации, применявшейся при исполнении бюджета Фонда в отчетном периоде.
1. Расходы бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая)
1.1. Динамика численности пенсионеров и средних размеров назначенных месячных пенсий
Численность пенсионеров, получающих пенсии в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", за отчетный период увеличилась на 131 тыс. чел. и на 1 января 2009 года составила 38,6 млн. человек.
Из общей численности пенсионеров численность получателей трудовых пенсий составила 35,8 млн. чел., в том числе 30,2 млн. чел. (84,4%) - пенсионеры, получающие пенсию по старости, 3,9 млн. чел. (10,8%) - по инвалидности и 1,7 млн. чел. (4,8%) - по случаю потери кормильца.
За отчетный период число получателей трудовой пенсии по старости увеличилось на 369,5 тыс. человек. Снижение числа получателей трудовых пенсий по случаю потери кормильца (на 454,6 тыс. чел.) и по инвалидности (на 135,2 тыс. чел.) связано с переходом их в категорию получателей социальных пенсий соответствующего вида в случае, если размеры социальной пенсии превышали соответствующие размеры трудовых пенсий, а также в связи с приобретением трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, либо истечением срока признания лица инвалидом.
В отчетном периоде число получателей социальной пенсии увеличилось на 331,4 тыс. чел. (за 2007 год - на 189,9 тыс. чел.).
Число получателей пенсий в отчетном периоде характеризуется следующими данными:
(тыс. человек) | |||
|
На |
На |
Прирост (снижение) за отчетный период |
Всего пенсионеров в том числе: |
38472,1 |
38603,1 |
131,0 |
пенсионеров труда, всего, |
35993,7 |
35773,4 |
-220,3 |
в том числе: |
|
|
|
- пенсионеров по старости |
29826,2 |
30195,7 |
369,5 |
из них получатели досрочных пенсий из числа граждан, признанных безработными |
48,3 |
41,3 |
-7,0 |
- пенсионеров по инвалидности |
4010,6 |
3875,4 |
-135,2 |
- пенсионеров по случаю потери кормильца |
2156,9 |
1702,3 |
-454,6 |
пенсионеров, получающих социальные пенсии |
2161,7 |
2493,1 |
331,4 |
пенсионеров - военнослужащих, ставших инвалидами в период прохождения ими военной службы |
68,0 |
64,6 |
-3,4 |
получателей пенсий из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним граждан, а также граждан, пострадавших в результате других радиационных и техногенных катастроф |
248,7 |
272,0 |
23,3 |
Кроме того, военные пенсионеры - получатели страховой части трудовой пенсии по старости |
287,8 |
270,7 |
|
Справочно: |
|
|
|
число приостановленных к выплате пенсионных дел |
|
267,5 |
|
Средние размеры назначенных месячных пенсий
(руб.) | |||
|
На 31.12.2007 |
На 01.01.2009 |
Увеличение, |
Средний размер пенсии |
3663,90 |
4546,21 |
882,31 24,1% |
трудовая пенсия (с учетом сумм вторых пенсий): |
3713,38 |
4652,15 |
938,77 25,3% |
базовая часть |
1773,12 |
2090,23 |
317,11 17,9% |
страховая часть |
1850,34 |
2471,22 |
620,88 33,6% |
трудовая пенсия по старости (с учетом сумм вторых пенсий): |
3948,98 |
4909,74 |
960,76 24,3% |
базовая часть |
1850,50 |
2167,19 |
316,69 17,1% |
страховая часть |
1990,50 |
2635,47 |
644,97 32,4% |
социальные пенсии |
2757,75 |
3007,15 |
249,40 9,0% |
пенсии военнослужащих срочной службы и членов их семей |
3651,21 |
4186,69 |
535,48 14,7% |
Кроме того: |
|
|
|
страховая часть трудовой пенсии по старости военных пенсионеров |
|
1127,68 |
|
доля страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, государственным служащим субъектов Российской Федерации, муниципальным служащим |
|
450,06 |
|
1.2. Мероприятия по повышению пенсий и улучшению материального положения отдельных категорий граждан
За отчетный период проведены следующие мероприятия.
1. С 1 января 2008 года в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" повышены размеры базовых частей трудовой пенсии по старости и по инвалидности 1,65 млн. пенсионеров, имеющих длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Размер увеличения пенсии указанной категории получателей с 1 января 2008 года составил в среднем 404,71 рубля. Расходы на реализацию указанного Закона составили в месяц 0,67 млрд. руб., в целом за год - около 8,1 млрд. рублей.
2. С 1 февраля 2008 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2008 г. N 25 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2008 г. страховой части трудовой пенсии" осуществлена индексация на 12,0% страховой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Расходы в месяц составили 8,15 млрд. руб., до конца года - 89,61 млрд. рублей.
3. С 1 апреля 2008 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2008 г. N 204 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2008 г. размера страховой части трудовой пенсии" проведено дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 7,5 процента. Расходы в месяц составили 5,71 млрд. руб., до конца года - 51,38 млрд. рублей.
4. С 1 августа 2008 года в соответствии с Федеральным законом от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" установлены новые размеры базовых частей трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, при этом размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 1794 рубля (с ростом на 15%). Расходы в месяц составили 11,5 млрд. руб., до конца года - 57,5 млрд. рублей.
5. С 1 августа 2008 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 548 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2008 г. страховой части трудовой пенсии" осуществлена индексация на 8,0% страховой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Расходы в месяц составили 6,63 млрд. руб., до конца года - 33,15 млрд. рублей.
6. Осуществлен перерасчет с 1 июля 2008 года страховой части трудовой пенсии на основании поступивших за застрахованное лицо страховых взносов после назначения пенсии, а также корректировка размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В результате проведенных мероприятий по повышению пенсий в 2008 году средний размер трудовой пенсии увеличился на 939 руб., или на 25,3% при уровне роста цен за 2008 год на 13,3 процента. Реальный рост трудовых пенсий составил 10,6 процента.
Кроме того, в целях осуществления переоценки пенсионных прав застрахованных лиц постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2008 г. N 205 утвержден коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала, определенного по состоянию на 1 января 2007 года, в размере 1,204, что соответствует суммарному индексу повышения пенсий за 2007 год.
В соответствии с частью 8 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2008 г. N 206 утвержден индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2007 год в размере 1,267 и индекс роста доходов Фонда в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, за 2007 год в размере 1,204.
7. С 1 июля 2008 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 774 "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами" размер ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (инвалид I группы, ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, престарелый, нуждающийся в постоянном уходе либо достигший возраста 80 лет), увеличился с 500 до 1200 рублей, при этом ежемесячные компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период ухода за ним. В связи с этим число установленных компенсационных выплат увеличилось за 2008 год в два раза. Расходы на увеличение размеров указанных выплат и в связи с ростом их числа в отчетном периоде составили 4,13 млрд. рублей.
8. На реализацию Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" в отчетном периоде направлено около 2,0 млрд. рублей, в том числе расходы на выплату страховой части трудовой пенсии военным пенсионерам составили 1992,1 млн. руб., на выплату доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, государственным служащим субъектов Российской Федерации, муниципальным служащим - 4,2 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2009 года страховая часть трудовой пенсии по старости была установлена 270,7 тыс. военным пенсионерам, доля страховой части трудовой пенсии к пенсии за выслугу лет - 3,2 тыс. человек.
9. В соответствии с федеральными законами от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ и от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ с 1 апреля на 8,5% и с 1 июля 2008 года на 10,5% (против установленных до 1 апреля 2008 года) увеличены размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ). Расходы на индексацию ЕДВ в отчетном периоде составили суммарно 19,3 млрд. рублей.
Всего за 2008 год на повышение уровня пенсионного обеспечения, увеличение компенсационных выплат по уходу и ЕДВ было направлено свыше 265 млрд. руб., из них 89,0 млрд. руб. - за счет средств федерального бюджета.
1.3. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
В отчетном периоде расходы на выплату трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составили 1877,0 млрд. руб., или 99,9% к сводной росписи, из них:
расходы на выплату базовой части трудовой пенсии, включая расходы на ее доставку, а также на выплату указанной части пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, составили 853,1 млрд. руб., или 100,0% к сводной росписи;
расходы на выплату страховой части трудовой пенсии, включая расходы на доставку, а также на выплату указанной части пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, составили 1023,9 млрд. руб., или 99,8% к сводной росписи, из них затраты на реализацию Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии отдельным категориям граждан" составили 1138,8 млн. руб. (определены по данным государственной статистической отчетности по форме 94 (ПЕНСИИ) - краткая).
Численность пенсионеров, в расчетный пенсионный капитал которых включены средства на возмещение уплаты страховых взносов за нестраховые периоды, по состоянию на конец отчетного периода составила 5,25 млн. человек, из них:
за периоды ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - 4,75 млн. человек (средний размер суммы возмещения составляет 18,04 руб.);
за периоды прохождения военной службы по призыву - 0,50 млн. человек (средний размер суммы возмещения составляет 34,75 рублей).
Расходы на страховую часть трудовой пенсии осуществлялись в 2008 году с учетом пересмотра размеров пенсий исходя из суммы начисленных страховых взносов согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П, а также с учетом реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения".
1.4. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, включая расходы на доставку, а также на выплату указанных пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, за отчетный период составили 142,0 млрд. руб., или 100,0% к сводной росписи.
В отчетном периоде численность пенсионеров - получателей пенсий за счет средств федерального бюджета, характеризуется следующими показателями:
(тыс.чел.) | |||
|
На 01.01.2008 |
На 01.01.2009 |
Прирост (снижение) за отчетный период |
1. Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, получающие вторую пенсию по инвалидности |
177,10 |
152,46 |
-24,64 -13,9% |
2. Военнослужащие, ставшие инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву, и члены их семей - получатели пенсии по случаю потери кормильца |
67,96 |
64,62 |
-3,34 -4,9% |
3. Участники ВОВ, получающие вторую пенсию по инвалидности |
410,16
|
354,16
|
-56,00 -13,7% |
4. Граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" |
158,69 |
156,50 |
-2,19 -1,4% |
5. Родители и вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву, и (или) умерших вследствие военной травмы, получающие вторую пенсию по случаю потери кормильца |
94,29 |
81,50 |
-12,79 -13,6% |
6. Получатели пенсий из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним граждан, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф |
248,69 |
272,00 |
23,31 9,4% |
Кроме того, получатели надбавок и повышений |
456,91 |
441,76 |
-15,15 -3,3% |
7. Получатели социальных пенсий |
2161,67 |
2493,12 |
331,45 15,3% |
8. Федеральные государственные служащие - получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению (пенсий за выслугу лет, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию) |
35,49 |
39,71 |
4,22 11,9% |
Повышение пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществлялось в установленные законодательством сроки, размер повышения соответствовал индексу роста базовой части трудовой пенсии по старости.
В отношении размеров пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих и ежемесячных доплат к пенсии отдельным категориям граждан в 2008 году был осуществлен пересчет:
с 1 февраля 2008 года - пенсий за выслугу лет в 1,09 раза в связи с повышением месячных окладов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 2008 г. N 421;
с 1 октября 2008 года - пенсий за выслугу лет в 1,09 раза в связи с повышением месячных окладов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2008 г. N 1394;
Перерасчет размера ранее установленных ежемесячных доплат к пенсии отдельным категориям граждан осуществлен в 2008 году трижды:
в январе 2008 года с учетом повышения с 1 декабря 2007 года - ежемесячных доплат к пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 января 2008 г. N 66 исходя из повышения размера денежного вознаграждения (денежного содержания), из которого исчисляется данная доплата, в 1,15 раза.
с 1 февраля 2008 года - ежемесячных доплат к пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 1103 исходя из повышения размера денежного вознаграждения (денежного содержания), из которого исчисляется указанная доплата, в 1,09 раза;
с 1 октября 2008 года - ежемесячных доплат к пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 1793 исходя из повышения размера денежного вознаграждения (денежного содержания), из которого исчисляется указанная доплата, в 1,09 раза.
1.5. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Расходы на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДМО) в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, а также ДМО, установленного другими действующими законодательными и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принятыми до вступления в силу указанного Федерального закона, включая выплаты гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, составили 1,95 млрд. руб., или 93,1% к сводной росписи.
В отчетном периоде численность получателей ДМО снижалась и на 1 января 2009 года составила 28,1 тыс. чел. (на конец 2007 года - 29,4 тыс. чел.). Средний размер доплаты с учетом мероприятий по их повышению увеличился за 2008 год на 16,6% и на конец отчетного периода составил 5981,26 рублей.
1.6. Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 995 "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении лиц, замещавших должности первых заместителей и заместителей министров Союза ССР и РСФСР, первых заместителей и заместителей председателей государственных комитетов Союза ССР и РСФСР, заместителей управляющих делами Советов Министров Союза ССР и РСФСР и заместителей председателей комитетов народного контроля Союза ССР и РСФСР"
Расходы на выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 995, а также ДМО, установленного другими действующими законодательными и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принятыми после вступления в силу данного Указа, составили 25,5 млн. руб., или 62,4% к сводной росписи.
По состоянию на 1 января 2009 года число получателей указанных выплат составило 463 человека (на конец 2007 года - 620 чел.), из которых:
375 чел., ДМО которым установлено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 995 (размер ДМО - 4836,80 руб.);
88 чел., ДМО которым установлено в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 491-рп "Об установлении лицам, замещавшим должности торговых представителей Союза ССР и торговых представителей Российской Федерации и получающим трудовую пенсию по старости (инвалидности), дополнительного ежемесячного материального обеспечения" (размер ДМО - 3000 руб.).
1.7. Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"
Расходы на ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющими уход за нетрудоспособными гражданами (инвалид I группы, ребенок-инвалид, престарелый, нуждающийся в постоянном постороннем уходе или достигший возраста 80 лет) до 1 июля 2008 года осуществлялись исходя из размера выплаты 500 руб. (с учетом районного коэффициента), а с 1 июля - в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 774 - в размере 1200 рублей.
Финансовое обеспечение компенсационных выплат осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету ПФР. За отчетный период поступило 8,89 млрд. руб. в соответствии с уточненной росписью расходов федерального бюджета на 2008 год.
Сводной бюджетной росписью бюджета ПФР на 2008 год утверждено 9,76 млрд. руб. (с учетом увеличения бюджетных ассигнований за счет остатков средств федерального бюджета на 1 января 2008 года).
Кассовые расходы за 2008 год составили 9,76 млрд. руб., или 100% к сводной росписи.
Число назначенных выплат увеличилось за 2008 год на 581,6 тыс. и составило на 1 января 2009 г. 1129,4 тысяч.
1.8. Расходы на улучшение материального положения некоторых категорий граждан
Финансовое обеспечение расходов на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) в размере 500 или 1000 рублей в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" и от 1 августа 2005 г. N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету ПФР.
За отчетный период на указанные выплаты поступило 14,0 млрд. руб. в соответствии с уточненной росписью расходов федерального бюджета на 2008 год.
Сводной бюджетной росписью бюджета ПФР на 2008 год утверждено 14,07 млрд. руб. (с учетом увеличения бюджетных ассигнований за счет остатков средств федерального бюджета на 1 января 2008 года).
Кассовые расходы за 2008 год составили суммарно 14,06 млрд. руб., или 99,9 % к сводной росписи.
Численность получателей ДЕМО в отчетном периоде продолжала снижаться и характеризуется следующими показателями:
|
Количество получателей ДЕМО, тыс. чел. |
Снижение (-) за 2008 год, тыс. чел. (%) |
|
На 01.01.2008 |
На 01.01.2009 |
||
По Указу Президента Российской Федерации от 30.03.2005 N 363 |
1443,5 |
1294,1 |
-149,4 -10,3% |
По Указу Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887 |
55,8 |
54,7 |
-1,1 -2,0% |
Всего: |
1499,3 |
1348,8 |
-150,5 -10,0% |
1.9. Расходы в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными
В 2008 году Фонд осуществил финансирование выплаты пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, на сумму 2182,0 млн. руб., или 95,5% к сводной росписи. На возмещение указанных затрат в бюджет Фонда поступили межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации в объеме 2154,4 млн. рублей.
Численность получателей досрочных пенсий на 1 января 2009 года составила 41,34 тыс. чел. (на 1 января 2008 года - 48,32 тыс. чел.). Средний размер указанных пенсий (с учетом мероприятий по их повышению) увеличился за 2008 год на 23% и на 1 января 2009 г. составил 4130,92 рублей.
1.10. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"
Суммарные расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за отчетный период составили 1,46 млрд. руб., или 82,4% к сводной росписи, из них 1,41 млрд. руб. (96,7%) - финансируемые за счет страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 47,5 млн. руб. (3,3%) - за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, 0,38 млн. руб. (0,03%) - из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации.
Размер пособия на погребение установлен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в сумме 1000 рублей и выплачивается с учетом районного коэффициента.
1.11. Выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
В течение 2008 года своевременно и в полном объеме осуществлялось финансирование расходов на выплату пенсий и дополнительного материального обеспечения гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, назначенных в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4461-I "О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу", федеральными законами от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 15 января 1993 г. о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения, иными законодательными и нормативными правовыми актами в области пенсионного обеспечения.
В целом расходы на выплаты гражданам, выехавшим за пределы Российской Федерации, с учетом затрат Фонда на перевод пенсий, составили 2,23 млрд. рублей. Финансовое обеспечение указанных выплат осуществлялось за счет источников, из которых финансируются соответствующие виды выплат, пенсий (частей пенсии).
В отчетном периоде перевод пенсий и ДЕМО осуществлен в 81 государство 42522 гражданам, из них:
пенсии которым установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации - 40323 чел. (из них перевод ДЕМО - 2400 чел.);
пенсии которым установлены в соответствии с законодательством СССР - 192 чел.;
в Украину в соответствии с Временным соглашением - 2007 человек.
1.12. Расходы на доставку пенсий
Суммарные затраты на доставку пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат, финансируемых как за счет страховых взносов, так и за счет средств федерального бюджета, а также из других источников, составили 25,1 млрд. руб. с учетом НДС, из них 10,9 млрд. руб. (43,4%) - финансируемые за счет страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 14,2 млрд. руб. (56,6%) - за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, поступивших на соответствующие выплаты.
Финансирование расходов на доставку пенсий, пособий, ЕДВ и других выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации производилось Фондом в пределах 1,5% доставленных сумм без учета НДС.
1.13. Дополнительное пенсионное обеспечение
1.13.1. Расходы в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"
Финансирование расходов на доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации осуществляется Фондом за счет поступающих в бюджет ПФР страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
За отчетный период в бюджет Фонда поступило указанных платежей в сумме 2239,3 млн. руб., что на 481,2 млн. руб. (на 27,4%) больше, чем в 2007 году.
С учетом переходящего остатка указанных средств на 1 января 2008 года расходы Фонда на доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации с учетом расходов на доставку за отчетный период составили 2205,0 млн. руб., или 100,0% к сводной росписи.
По данным региональных отделений ПФР объем заявленных средств на выплату доплаты к пенсии членам летных экипажей за 2008 год составил 8611,9 млн. руб., что в 3,8 раза превышает сумму страховых взносов, поступивших в Фонд.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ Фондом устанавливались размеры отношения среднемесячной суммы страховых взносов, фактически поступивших в ПФР в предшествующем квартале по дополнительному тарифу, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии пенсионерам из числа членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации: с 1 февраля - 0,274127804, с 1 апреля - 0,216359802, с 1 мая - 0,249546229, с 1 августа - 0,252125894, с 1 ноября - 0,275629529.
Численность получателей доплаты из числа членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по состоянию на 1 января 2009 года составила 43,7 тыс. человек, средний размер доплаты в среднем по Российской Федерации (на конец периода) - 4673,71 рубля.
1.13.2. Расходы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"
Финансовое обеспечение расходов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" Правилами финансирования расходов на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения (ДМО) гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях, в отчетном периоде Фонду переданы средства федерального бюджета в общей сумме 2,41 млрд. руб., из них Росатомом - 2,39 млрд. руб., Минобороны России - 12,8 млн. рублей.
Расходы Фонда за 2008 год на выплату ДМО специалистов организаций ядерного оружейного комплекса составили 2,38 млрд. руб., специалистов военных представительств Минобороны России - 9,8 млн. рублей.
Численность получателей на конец отчетного периода составила 20,4 тыс. человек, средний размер доплаты увеличился за 2008 год на 1321,42 руб. (на 14,9%) и на 1 января 2009 года составил 10181,24 рублей.
1.14. Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан
Финансовое обеспечение расходов на осуществление ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) в соответствии с Законами Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 15 января 1993 г. N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"; федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету ПФР.
За отчетный период на указанные выплаты из федерального бюджета перечислено 236,3 млрд. рублей в соответствии с уточненной росписью расходов федерального бюджета на 2008 год.
Сводной бюджетной росписью бюджета ПФР на 2008 год утверждено 236,4 млрд. руб. (с учетом увеличения бюджетных ассигнований по отдельным показателям за счет остатков средств федерального бюджета на 1 января 2008 года).
Кассовые расходы Фонда по выплате ЕДВ составили 235,5 млрд. руб., или 99,6 % к сводной бюджетной росписи, в том числе:
ветеранам - 54,1 млрд. руб., или 100% к сводной росписи;
инвалидам - 170,4 млрд. руб., или 99,7% к сводной росписи;
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 9,2 млрд. руб., или 96,2% к сводной росписи;
Героям Советского Союза и Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы - 1,08 млрд. руб., или 94,9% к сводной росписи;
Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы - 0,73 млрд. руб., или 93,3% к сводной росписи.
По данным Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, число установленных ЕДВ на 1 января 2009 года составило 17142,5 тыс. ед. против 17230,3 тыс. ед. на начало года.
В отчетном периоде изменение количества установленных ЕДВ по категориям получателей характеризуется следующими показателями:
Наименование категории |
Количество установленных ЕДВ |
Увеличение( +)/ снижение (-) |
||
На 01.01.2008 |
На 01.01.2009 |
тыс. ед. |
в % |
|
|
|
|
|
|
Ветераны Инвалиды |
2946,0 12477,0 |
2820,1 12504,3 |
-125,9 27,3 |
-4,3 0,2 |
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний |
1807,3 |
1818,1 |
10,8 |
0,6 |
Всего |
17230,3 |
17142,5 |
-87,8 |
-0,5 |
В отчетном периоде произошло увеличение количества ЕДВ гражданам, подвергшимся воздействию радиации, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (на 15547 единиц, или на 54%) на основании вынесенного Конституционным Судом Российской Федерации определения от 11 июля 2007 г. N 404-О.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного определения следует читать как "11 июля 2006 г."
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социальной услуги) на 1 января 2009 года имели 5,95 млн. человек, что на 0,48 млн. человек меньше, чем на начало отчетного периода.
В отчетном периоде численность получателей ЕДВ из числа Героев характеризуется следующими показателями:
(чел.) | ||||
Категория получателей |
На 01.01.2008 |
На 01.01.2009 |
Увеличение (+)/ снижение (-) |
|
ед. |
в % |
|||
|
|
|
|
|
1. Герои Советского Союза |
365 |
349 |
-16 |
-4,4 |
2. Герои Российской Федерации |
362 |
382 |
20 |
5,5 |
3. Полные кавалеры ордена Славы |
100 |
84 |
-16 |
-16 |
4. Члены семей умерших Героев и полных кавалеров ордена Славы |
2607 |
2517 |
-90 |
-3,5 |
Итого |
3434 |
3332 |
-102 |
-3,0 |
1. Герои Социалистического Труда |
2259 |
2113 |
-146 |
-6,5 |
2. Полные кавалеры ордена Трудовой Славы |
437 |
415 |
-22 |
-5,0 |
Итого |
2696 |
2528 |
-168 |
-6,2 |
Всего |
6130 |
5860 |
-270 |
4,4 |
Финансирование расходов на ЕДВ осуществлялось с учетом увеличения размеров ЕДВ с 1 апреля 2008 г. на 8,5% в соответствии с Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ и с 1 июля 2008 г. на 10,5% против размера, установленного до 1 апреля 2008 года, в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ.
Размер ЕДВ, назначенной в соответствии со статьей 9.1 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-I, на 1 января 2008 года составлял 29159 руб., с 1 апреля увеличился до 31637,52 руб., с 1 июля - до 32221 рубля.
Размер ЕДВ, назначенной в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ, на 1 января 2008 года составлял 21500 руб., с 1 апреля увеличился до 23327,5 руб., с 1 июля - до 23758 рублей.
1.15. Мероприятия в области социальной политики (прочие расходы)
В бюджете Фонда на 2008 год прочие расходы Фонда, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, запланированы в сумме 500,0 млн. руб., из них расходы на информационно-разъяснительную работу в связи с проведением пенсионной реформы - в сумме 400,0 млн. рублей.
За 2008 год прочие расходы составили 416,4 млн. руб., или 0,02% от общей суммы расходов бюджета.
Из общей суммы прочих расходов на финансирование информационно-разъяснительной работы в связи с проведением пенсионной реформы направлено 374,3 млн. руб. (93,6% к сводной росписи), в том числе:
на информационно-разъяснительную кампанию по информированию населения о Программе государственного софинансирования пенсионных накоплений - 288,6 млн. руб.;
на издание тематической полиграфической продукции ПФР - 83,5 млн. руб.;
на проведение мониторинга средств массовой информации в целях анализа динамики информационного фона в пенсионной и социальной сфере - 670,0 тыс. руб.;
на проведение аналитического исследования "Анализ международного опыта в сфере коммуникационных технологий пенсионного обеспечения: позиционирование, креативные решения, брендинг" - 750,0 тыс. руб.;
на разработку Концепций изданий внутрикорпоративных газет для сотрудников и клиентов ПФР - 750,0 тыс. рублей.
Расходы по уплате госпошлины, издержки по ведению судебных дел, иные расходы Фонда, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в общей сумме составили - 42,1 млн. рублей.
1.16. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I
В 2008 году в бюджет Фонда поступили средства федерального бюджета в сумме 1,0 млрд. руб. на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Финансирование Фондом указанных расходов осуществлялось за счет средств федерального бюджета в порядке, размере и на условиях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно".
Кассовые расходы Фонда на указанные цели за отчетный период составили 794,3 млн. руб., или 79,4% к сводной росписи, в том числе:
на компенсацию в виде возмещения фактически произведенных пенсионерами расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно (включая расходы на доставку) 751,7 млн. руб.;
на компенсацию в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно на воздушном транспорте 39,8 млн. руб.;
на оплату счетов по договору оказания услуг по перевозке указанных категорий пенсионеров к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования, заключенному между ПФР и ОАО "РЖД", на сумму 2,7 млн. руб.;
на изготовление специальных талонов (направлений) на получение в транспортной организации проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно на воздушном транспорте, на сумму 99,8 тыс. рублей.
Число пенсионеров, воспользовавшихся правом на получение компенсации, составило 100,2 тыс. человек.
Экономия средств образовалась в связи с возможностью получения частью пенсионеров, имеющих право на компенсацию, путевок с обеспечением бесплатного проезда к месту отдыха и обратно за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также отдыхом пенсионеров в специализированных учреждениях без выезда за пределы региона, являющегося местом их постоянного проживания.
1.17. Расходы на оказание социальной поддержки отдельных категорий граждан
В 2008 году в бюджет Фонда поступили средства федерального бюджета в сумме 69,8 млн. рублей на финансирование мероприятий по реализации мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.
Указанные средства в установленном порядке направлялись Фондом через свои территориальные органы субъектам Российской Федерации.
В ходе исполнения бюджета Фонда заявленная уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на 2008 год потребность в средствах на указанные цели составила 53,2 млн. рублей.
Кассовые расходы за отчетный период составили 52,4 млн. руб., или 75,1% к сводной росписи.
1.18. Участие Фонда в софинансировании социальных программ субъектов Российской Федерации
Статья 14 Закона о бюджете Фонда на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов предусматривает направление средств в объеме до 1,0 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной выше категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Финансовое обеспечение указанных расходов согласно части 2 статьи 14 осуществлялось за счет сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, образовавшихся на 1 января 2001 года, сумм пеней и иных финансовых санкций по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, а также денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Фонда).
В 2008 году в работе по предоставлению из бюджета ПФР субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации Фонд руководствовался Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. N 936.
В отчетном периоде администрациями субъектов Российской Федерации и г. Байконура освоены полученные субсидии на сумму 985,7 млн. рублей (98,6% к сводной росписи), в том числе:
на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации и г. Байконура - 930,8 млн. руб., в том числе: на укрепление материально-технической базы 216 учреждений социального обслуживания населения - 583,1 млн. руб., на оказание адресной социальной помощи более 349 тыс. неработающих пенсионеров - около 347,7 млн. руб.;
на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных действий - 54,9 млн. руб., в том числе: за счет субсидии, перечисленной в бюджет республики Северная Осетия - Алания - 7 тыс. неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате грузино-югоосетинского конфликта, на сумму 21,0 млн. руб., около 2 тыс. пенсионерам, пострадавшим в результате землетрясения, произошедшего 2 августа 2007 г. на территории Невельского района Сахалинской области, на сумму 33,9 млн. рублей.
Экономия средств в 2008 году связана с удешевлением работ по строительству (реконструкции), по проведению капитального ремонта в учреждениях социального обслуживания населения в результате проведенных конкурсных процедур, изменением способа доставки адресной социальной помощи, а также невыплатой адресной социальной помощи в связи со смертью пенсионеров или выездом пенсионеров за пределы субъекта Российской Федерации на новое место жительства.
1.19. Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда
Расходование средств на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, осуществлялось в соответствии со сводной росписью и росписью расходов бюджета ПФР на 2008 год на указанные цели.
Исполнение по расходам характеризуется следующими показателями:
(млн.руб.) | ||||
Наименование ЦСР (коды Рз, ПР, ЦСР) |
Бюджетные назначения на 2008 год (утверждено законом о бюджете на 2008 год) |
Сводная бюджетная роспись бюджета ПФР на 2008 год (с учетом изменений) |
Кассовое исполнение за 2008 год |
Процент |
Взносы в международные организации (01 08 030 98 00) |
5,5 |
5,5 |
4,9 |
90,0 |
Переподготовка и повышение квалификации кадров (07 05 429 78 00) |
61,5 |
61,5 |
55,0 |
89,5 |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов (10 01 001 55 00) |
48104,6 |
47951,1 |
47249,0 |
98,5 |
Строительство объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры (10 01 102 02 01) |
1600,0 |
1753,5 |
1742,8 |
99,4 |
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам (10 05 081 69 00) |
40,0 |
40,0 |
27,0 |
67,4 |
Всего расходов |
49811,6 |
49811,6 |
49078,7 |
98,5 |
в % от общих расходов |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
100,0 |
В 2008 году расходы по статье затрат "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" составили 47249,0 млн. руб., или 98,5% к сводной росписи.
В отчетном периоде по указанной статье затрат средства направлялись на оплату труда с начислениями, оплату услуг связи, коммунальных услуг, аренду помещений, содержание имущества, выплаты компенсационного характера работникам системы ПФР, уплату налогов, приобретение основных средств и другие расходы, связанные с текущей деятельностью Фонда, а также на приобретение вычислительной техники, расходных материалов и запасных частей для компьютерной техники, на развитие и модернизацию корпоративной сети передачи данных (КСПД) и локальных вычислительных сетей, на финансирование затрат по защите информации, на разработку и сопровождение программного обеспечения, на приобретение ламинаторов, архивного оборудования, бланочной продукции для персонифицированного учета и другие аналогичные расходы.
Закупки и заключение контрактов на приобретение оборудования и выполняемые работы проводились на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями) и проводимой Фондом единой технической политикой.
Также по данной статье затрат производились расходы, связанные с:
информированием застрахованных лиц о состоянии индивидуальных лицевых счетов, информированием страхователей об их регистрации в органах ПФР в рамках реализации режима "одного окна" в целях реализации Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
взысканием задолженности по страховым взносам в ПФР, пеням и штрафам в целях реализации Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров";
ведением и сопровождением баз данных ветеранов Великой Отечественной войны, Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь;
реализацией Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
информированием правопреемников умерших застрахованных лиц о возможности получения средств пенсионных накоплений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета";
реализацией федеральных законов от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
По итогам работы за 2008 год территориальными органами ПФР в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ принято 579517 заявлений о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал и выдано 568644 государственных сертификата на материнский (семейный) капитал.
По состоянию на 1 января 2009 года в информационной базе персонифицированного учета присвоено 127,3 млн. страховых номеров.
Особенностью работы Фонда в 2008 году по приему и обработке сведений персонифицированного учета (всего принято и обработано 90,8 млн. сведений) является представление в территориальные органы ПФР свыше 120 тыс. страхователями 25,5 млн. индивидуальных сведений в электронной форме с электронной цифровой подписью, из них свыше 19 млн. - по электронным каналам связи.
В 2008 году количество застрахованных лиц, проинформированных о состоянии их индивидуальных лицевых счетов составило 83,9 млн. чел., в том числе 64,8 млн. чел. - о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета, 19,1 млн. человек - о состоянии общей (страховой) части.
В рамках реализации Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ по состоянию на 29 декабря 2008 г. от граждан принято 873,8 тыс. заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
Расходование средств на капитальный ремонт в отчетном периоде осуществлялось в объемах, предусмотренных Планом целевого распределения средств на капитальный ремонт. За счет средств капитального ремонта в период с января по декабрь 2008 года отремонтировано 129,1 тыс. кв. м площадей (7,2% от имеющихся площадей).
По статье затрат "Строительство объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры" расходы составили 1742,8 млн. рублей, или 99,4 % к сводной росписи.
Расходование средств осуществлялось в соответствии с утвержденным Титульным списком по расходам на капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов для размещения органов ПФР на 2008 год с учетом внесенных изменений в ходе исполнения бюджета в части расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов по перемещению средств между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов в пределах 10% суммарного объема средств, предусмотренных на указанные цели (на основании части 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В отчетном периоде завершено строительство 50 объектов, в т.ч. 26 зданий общей площадью 57,0 тыс. кв. м, 23 объекта инженерного обеспечения, приобретено 10 зданий общей площадью 7,4 тыс. кв. метра. В 2008 году в основном решена задача по строительству зданий для размещения отделений и городских управлений ПФР. Введены в эксплуатацию 3 здания отделений ПФР, 7 городских управлений ПФР. Строились здания для территориальных управлений ПФР, где почти отсутствуют условия для пенсионного обслуживания населения и размещения сотрудников. С целью предотвращения аварийных ситуаций строились и реконструировались объекты инженерного обеспечения.
На 1 января 2009 года доля арендованных помещений ПФР сократилась на 1,8%, или на 24,2 тыс. кв. метра.
Расходы по статье затрат "Переподготовка и повышение квалификации кадров" составили 55,0 млн. руб., или 89,5 % к сводной росписи.
Всего за 2008 год в соответствии с Планом подготовки, переподготовки, повышения квалификации и профессионального уровня кадров прошли обучение по программам повышения квалификации 9343 человека, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий - 8693 человека. В высших учебных заведениях, на семинарах и стажировках повысили профессиональный уровень 2835 человек. Кроме того, 254 человека прошли обучение по программам профессиональной подготовки и 31 человек - по программам дополнительного (переподготовка) и послевузовского профессионального образования.
Расходование средств на повышение квалификации кадров ПФР в 2008 году были обусловлены приоритетными направлениями обучения работников системы ПФР, осуществляющих функции назначения, перерасчета и выплаты пенсий; занимающихся вопросами организации персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами; развития актуарных технологий в системе обязательного пенсионного страхования; правового обеспечения работы органов ПФР; бюджетной политики, финансового обеспечения, бухгалтерского учета, инвестиционных процессов; обращения граждан и организаций; информационных технологий и защите информации в условиях эксплуатации и развития КСПД, а также работников Ревизионной комиссии ПФР, начальников (заместителей начальников) контрольно-ревизионных отделов отделений ПФР и членов конкурсных комиссий территориальных органов ПФР по вопросам практики применения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с учетом изменений).
За счет средств, предусмотренных по статье затрат "Взносы в международные организации", произведена уплата членских взносов за 2008 год:
в Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов в размере 1,45 млн. руб. в соответствии с пунктом 4.2.3 статьи 4.2 главы 4 Учредительного договора МАПСФ от 19 сентября 2002 г.;
в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) в сумме 3,49 млн. руб. (146400 швейцарских франков) в соответствии с пунктом 1 постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 25 мая 1992 г. N 2845-I "О представительстве Российской Федерации в Международной ассоциации социального обеспечения".
По статье затрат "Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам" расходы составили 27,0 млн. рублей, или 67,4% к сводной росписи, и были направлены на оплату работы по заключенному в установленном порядке государственному контракту на выполнение НИР по теме "Динамический анализ социально-экономического положения пенсионеров и застрахованных лиц на основе данных 16-й волны Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) и проведение 17-й волны исследования РМЭЗ, 2-й этап".
Финансирование работ на выполнение НИР по теме "Формирование интегрированной базы статистических данных для информационного обеспечения анализа и прогноза развития пенсионной системы Российской Федерации (третья стадия)" не осуществлялось в связи с тем, что по итогам торгов не было подано ни одной заявки и торги были признаны несостоявшимися.
3. Взаимоотношения ПФР с Минфином России по перечислению межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду в 2008 году в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, утверждены в сумме 1401,7 млрд. рублей.
За отчетный период в соответствии с уточненной росписью расходов федерального бюджета на 2008 год из федерального бюджета поступило 1454,5 млрд. руб., в том числе 1257,4 млрд. руб. - на выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, 197,1 млрд. руб. - на покрытие дефицита бюджета ПФР.
Кассовые расходы бюджета Фонда за 2008 год на указанные цели составили 1334,1 млрд. руб., из которых расходы на выплату страховой части трудовой пенсии, не обеспеченные страховыми взносами, составили 76,8 млрд. руб. с учетом затрат на реализацию Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ в сумме 1,14 млрд. рублей.
Остатки средств федерального бюджета, образовавшиеся в бюджете ПФР по состоянию на 1 января 2009 года по отдельным показателям, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 ноября 2008 г. N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" будут использованы Фондом в 2009 году в соответствии с их целевым назначением.
4. Доходы и расходы Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий
В отчетном году работа Фонда со средствами пенсионных накоплений осуществлялась в соответствии с положениями федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов.
Доходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, по состоянию на 1 января 2009 года составили 269,9 млрд. руб. (104,6% к бюджетным назначениям), в том числе:
страховые взносы, поступившие в Фонд в отчетном периоде, - 253,4 млрд. руб., из них: страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (251,6 млрд. руб.), страховые взносы в виде фиксированного платежа (1,8 млрд. руб.);
пени, штрафы и иные финансовые санкции - 305,4 млн. руб.;
доходы, полученные от временного размещения средств пенсионных накоплений, - 13,8 млрд. руб.;
доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями (УК) в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 2,4 млрд. руб.;
средства пенсионных накоплений, передаваемые Фонду из негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 40,5 млн. рублей.
Передача средств пенсионных накоплений на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов в 2008 году осуществлялась в соответствии с Правилами инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в ПФР, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 652.
Сумма доходов, полученных от временного размещения средств пенсионных накоплений и реализации (погашения) активов, приобретенных за счет указанных средств, превысила прогнозный уровень в связи с низким объемом реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений 2007 года. Поскольку в условиях падающего рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации Фонд не имел возможности реализовать без убытка ценные бумаги инвестиционного портфеля, сформированного за счет средств пенсионных накоплений 2007 года, указанные средства находились на временном размещении.
Чистый финансовый результат, полученный от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в ПФР в течение 2007 года, рассчитываемый в соответствии с приказом Минфина России от 30 июня 2003 г. N 55н, в 2008 году не утверждался.
Расходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составили за отчетный период 17,9 млрд. руб., в том числе:
расходы, связанные с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формирования средств пенсионных накоплений, составили 898,9 млн. руб., или 97,1% к сводной росписи, из них расходы Фонда, связанные с временным размещением средств пенсионных накоплений и реализацией активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, в сумме 3,1 млн. руб., что ниже планового показателя в связи с реализацией в 2008 году активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений 2007 года в незначительных объемах;
передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) в соответствии с заявлениями застрахованных лиц осуществлена в сумме 16,6 млрд. руб.;
выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в установленном порядке составили 443,7 млн. руб. (22,2% к сводной росписи). Исполнение показателя по указанным выплатам осуществлялось на основании числа обращений правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений и сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, а также на основании вступивших в законную силу решений судов по выплате исковых сумм правопреемникам.
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в 2008 году осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета".
В августе 2008 года Пенсионным фондом Российской Федерации были заключены 6 договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений с 5 новыми управляющими компаниями, отобранными по результатам конкурса, проведенного ФСФР России в 2008 году.
9 октября 2008 года прекращены договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом Российской Федерации и управляющими компаниями ЗАО "УК АВК "Дворцовая площадь" и ЗАО "Управляющая компания "Золотое сечение".
Таким образом, количество управляющих компаний, с которыми заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений по 67 инвестиционным портфелям, по состоянию на 1 января 2009 года составляет 59.
Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных Фондом в доверительное управление управляющим компаниям, отраженные в отчетах управляющих компаний за 2008 год, согласованные со специализированным депозитарием и представленные в ПФР по формам, утвержденным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15 ноября 2005 г. N 05-63/пз-н составили:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 ноября 2005 г. N 05-63/пз-н
доходы, полученные управляющими компаниями в результате инвестирования средств пенсионных накоплений - (-) 4,6 млрд. руб.;
фактические расходы управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений - 0,3 млрд. рублей.
Вознаграждение по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений не начислялось.
Отделениями ПФР в 2008 году заключено 693 соглашения о взаимном удостоверении подписей, из них (в процентном отношении от общего количества соглашений): с кредитными организациями - 46,2%, с организациями-работодателями - 10,4%, с негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими обязательное пенсионное страхование - 43,4 %.
Всего по Российской Федерации принято 2302908 заявлений застрахованных лиц, из них: о переходе из негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд - 74922 заявления, о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации - 22621 заявления (всего о переходе из ранее выбранного НПФ - 4,2% от общего числа заявлений), о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) - 40307 заявлений (1,8%), о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд - 2165058 заявлений (94,0%).
Количество заявлений, оформленных с нарушением установленной формы и инструкции по заполнению, составляет менее 0,01% от общего числа заявлений.
В территориальные органы ПФР поступило 40322 уведомлений от 102 негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование, о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании. С указанными уведомлениями поступило 2273083 договора об обязательном пенсионном страховании.
Объем средств пенсионных накоплений увеличился за отчетный период на 252,0 млрд. руб. и по состоянию на 1 января 2009 года составил 725,0 млрд. руб., из них:
средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям, в общей сумме 312,9 млрд. руб., в том числе: в государственную управляющую компанию (ГУК) - 302,4 млрд. руб., в УК, отобранные на конкурсной основе - 10,5 млрд. рублей. В отчетном периоде в доверительное управление управляющим компаниям переданы средства пенсионных накоплений в сумме 1,5 млрд. руб., в том числе: в ГУК - 0,1 млрд. руб., в УК, отобранные на конкурсной основе - 1,4 млрд. рублей. В соответствии с законодательством Российской Федерации из доверительного управления УК в 2008 году в бюджет Фонда переданы средства пенсионных накоплений в сумме 16,9 млрд. рублей. В итоге сальдированный результат по средствам пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям в текущем году, составил на 1 января 2009 года (-) 15,5 млрд. руб.;
средства пенсионных накоплений, не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, в общей сумме 412,1 млрд. руб., в том числе: средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов, в сумме 309,2 млрд. рублей. Остаток денежных средств, связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, не переданных на временное размещение по состоянию на 1 января 2009 года составил 102,9 млрд. руб. и сформировался за счет средств, поступивших в 2008 году и не переданных на временное размещение ввиду невозможности их вложения в государственные ценные бумаги Российской Федерации с приемлемой доходностью, а также ввиду недостаточной емкости рынка ММВБ по этому инструменту (96,2 млрд. руб.), средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц (3,5 млрд. руб.), из которых 1,1 млрд. руб. составляет резерв Фонда по обязательному пенсионному страхованию в случае отсутствия правопреемников умерших застрахованных лиц, а также остатка денежных средств пенсионных накоплений 2007 года.
5. Результаты исполнения бюджета Фонда
5.1. Дефицит (профицит) бюджета Фонда
За 2008 год бюджет Фонда исполнен с текущим профицитом в сумме 120,4 млрд. руб. по распределительной составляющей и с превышением доходов над расходами в сумме 252,0 млрд. руб. по накопительной составляющей бюджета.
5.2. Изменение остатков средств распределительной составляющей бюджета Фонда
Остатки средств бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на начало и конец отчетного периода характеризуются следующими показателями:
(млрд. руб.) | |||
|
На |
На |
Увеличение (-), |
Остатки средств бюджета Фонда, всего |
78,37 |
198,73 |
-120,36 |
в том числе: |
|
|
|
средства, размещенные |
1,65 |
1,21 |
0,44 |
остаток денежных средств |
76,72 |
197,52 |
-120,80 |
Курсовая разница составила (-) 55,1 млн. рублей.
5.3. Изменение остатков средств пенсионных накоплений
(млрд. руб.) | |||
|
На |
На |
Увеличение (-), уменьшение (+) остатков средств |
Сумма средств, связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, всего |
473,06 |
725,03 |
-251,97 |
в том числе: |
|
|
|
средства, переданные в доверительное управление управляющим компаниям |
328,41 |
312,92 |
15,49 |
средства, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов |
116,65 |
309,18 |
-192,53 |
остаток денежных средств |
28,00 |
102,93 |
-74,93 |
Курсовая разница по средствам пенсионных накоплений бюджета ПФР составила 6,6 млн. рублей.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 год"
Принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 год" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.