Работодатель отказывается принять заявление на смену СНИЛС при смене фамилии (регистрация брака), ссылаясь на то, что это не их обязанность. Заявление составлено по форме АДВ-2. Правомерно ли это? Не противоречит ли отказ работодателя приказу N 987н от 14.12.2009 г.?
Не правомерно. Вы вправе обратиться к работодателю с заявлением об обмене страхового свидетельства в случае изменения фамилии. Работодатель обязан принять Ваше заявление и в двухнедельный срок передать указанное заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ вместе с описью документов.
Необходимо отметить, что Вы вправе также самостоятельно обратится в Пенсионный фонд РФ для обмена страхового свидетельства.
За защитой своих прав Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в том числе, указываются:
1) страховой номер;
2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;
3) дата рождения;
4) место рождения;
5) пол;
6) адрес постоянного места жительства;
7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1-6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа;
8) гражданство.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" при изменении у застрахованного лица сведений, указанных в подпунктах 2-5 пункта 2 статьи 6 указанного Федерального закона, они отражаются в его индивидуальном лицевом счете в порядке, определенном статьями 8-10 настоящего Федерального закона, при этом соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации выдает застрахованному лицу новое (взамен выданного ранее) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования с тем же страховым номером индивидуального лицевого счета.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе, при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, о работающих у него застрахованных лицах.
В соответствии с пп. 26, 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н):
Застрахованное лицо вправе обратиться к страхователю с заявлением об обмене страхового свидетельства или о выдаче его дубликата в случае:
а) изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения или пола застрахованного лица, установления неточности или ошибочности в сведениях, содержащихся в страховом свидетельстве;
б) утраты страхового свидетельства или его непригодности для использования.
Страхователь в двухнедельный срок со дня получения от застрахованного лица заявления об обмене страхового свидетельства или о выдаче его дубликата передает указанное заявление в территориальный орган фонда вместе с описью документов.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом. Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.