Исполнение и учет публичных обязательств, принятых образовательными учреждениями в рамках переданных полномочий
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 34-41.
В соответствии с п. 5 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(1), п. 3.12 ст. 2 Закона об автономных учреждениях*(2) бюджетные (автономные) учреждения могут осуществлять от имени государственных органов (органов местного самоуправления) полномочия по исполнению перед физическим лицом публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме (далее - публичные обязательства, переданные полномочия). Какие виды публичных обязательств могут быть переданы бюджетным (автономным) учреждениям образования? Каковы особенности исполнения таких обязательств, а также учета и отражения в отчетности операций, возникающих в рамках переданных полномочий? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.
Правила осуществления федеральными бюджетными (автономными) учреждениями полномочий государственного органа по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590 (далее - Правила N 590).
Согласно п. 5 таких правил передача полномочий по исполнению публичных обязательств от государственного органа учреждениям осуществляется на основании правового акта, принятого государственным органом в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств федерального бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств.
В отношении образовательных учреждений, подведомственных Минобрнауки, таким правовым актом является Приказ Минобрнауки РФ от 18.09.2015 N 1033 "Об осуществлении федеральными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, полномочий Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению публичных обязательств" (далее - Приказ N 1033).
Виды публичных обязательств и особенности их исполнения
В соответствии с п. 1 Приказа N 1033 федеральным бюджетным (автономным) образовательным учреждениям, подведомственным Минобрнауки, с 18 сентября 2015 года переданы полномочия по исполнению публичных обязательств, таких как:
- выплата пособий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения (далее - пособия);
- выплата стипендий Президента РФ молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики (далее - стипендии).
Конкретный перечень образовательных учреждений, которым Минобрнауки передает полномочия по исполнению публичных обязательств, приведен в приложении к Приказу N 1033.
При осуществлении переданных полномочий образовательные учреждения обязаны (п. 2 Приказа N 1033):
1) производить выплаты пособий в соответствии с целевым назначением, информировать о возможном образовании неиспользованных остатков пособий на конец текущего финансового года, а также представлять предложения по их перечислению в федеральный бюджет;
2) производить выплату стипендий:
- в соответствии с приказами;
- сверх установленных должностных окладов, доплат, надбавок, премий и других выплат;
- до достижения ученым и аспирантом возраста 35 лет;
3) прекратить выплату стипендий и представить об этом сведения в Минобрнауки в случае:
- получения ученым и аспирантом гранта Президента РФ для государственной поддержки научных исследований молодых (до 35 лет) российских ученых - кандидатов наук и молодых (до 40 лет) российских ученых - докторов наук, а также получения стипендий Президента РФ студентами очной формы обучения образовательных организаций, аспирантами очной формы обучения образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций, обучающимися по специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и получения стипендий Правительства РФ студентами и аспирантами образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций, обучающимися по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России;
- убытия ученого и аспиранта в зарубежную командировку (стажировку) на срок свыше года, достижения молодым ученым или аспирантом возраста 35 лет или невыполнения ученым и аспирантом утвержденных программы и календарного плана научных исследований и разработок на период до трех лет;
4) осуществлять учет и контроль выплаты стипендий.
Образовательные учреждения, которым переданы полномочия по исполнению публичных обязательств, несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение в соответствии с законодательством РФ.
Финансовое обеспечение переданных полномочий
Согласно п. 9 Правил N 590 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий государственного органа по исполнению публичных обязательств производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
Таким образом, для осуществления переданных полномочий до учреждений (как до получателей бюджетных средств) должны быть доведены лимиты бюджетных обязательств.
Кроме того, образовательное учреждение вправе обращаться в Минобрнауки с мотивированными предложениями об изменении объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление ими переданных полномочий (пп. "в" п. 2 Приказа N 1033).
Открытие лицевых счетов для исполнения переданных полномочий
Учет операций по исполнению полномочий государственного органа ведется на лицевых счетах, предназначенных для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (пп. "л" п. 4 Порядка N 24н*(3), пп. "д" п. 6 и п. 8 Правил N 590).
Основанием для открытия указанного лицевого счета является копия правового акта о передаче полномочий.
При открытии лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств клиентом ОФК признается бюджетное (автономное) учреждение, принимающее полномочия (п. 11 Порядка N 24н).
Для открытия соответствующего лицевого счета клиентом в ОФК по месту обслуживания представляются следующие документы на бумажном носителе (п. 12, 13, 43 Порядка N 24н):
а) заявление на открытие лицевого счета (ф. 0531752);
б) карточка образцов подписей к лицевым счетам (ф. 0531753). Стоит отметить, что данном случае карточка подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) федерального бюджетного (автономного) учреждения, принимающего бюджетные полномочия, на лицевой стороне и заверяется на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного им лица) государственного органа, передающего свои бюджетные полномочия, и оттиском гербовой печати на подписи указанного лица либо нотариально (п. 46 Порядка N 24н);
в) копия документа о передаче бюджетных полномочий, заверенная государственным органом, передающим свои бюджетные полномочия, либо нотариально;
г) копия учредительного документа государственного органа, передающего бюджетные полномочия, заверенная учредителем либо нотариально.
В соответствии с п. 50 Порядка N 24н ОФК по месту обслуживания клиента в течение пяти рабочих дней после открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств сообщает в письменной форме об этом государственному органу, передающему свои бюджетные полномочия, и направляет в ОФК по месту обслуживания такого государственного органа соответствующую информацию.
Оплата бюджетных обязательств в рамках переданных полномочий
Согласно п. 10 Правил N 590 учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени государственного органа, передавшего полномочия, на основании платежных документов, представленных им в территориальный ОФК.
Таким образом, бюджетные обязательства в рамках переданных полномочий оплачиваются учреждением в порядке, установленном для получателей бюджетных средств Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 N 98н.
Пунктом 5.1 указанного порядка предусмотрено, что при формировании документов, необходимых для оплаты бюджетных обязательств в рамках переданных полномочий, по строке "получатель бюджетных средств" указывается наименование государственного органа, который передал свои полномочия, с отражением в кодовой зоне его кода по сводному реестру и номера лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
Санкционирование кассовых выплат по исполнению публичных обязательств
Санкционирование кассовых выплат по исполнению публичных обязательств учреждением от имени государственного органа осуществляется в порядке, установленном Минфином в отношении получателей средств федерального бюджета (п. 11 Правил N 590). Данный порядок утвержден Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н.
Бюджетный учет операций в рамках переданных полномочий
Бюджетные, автономные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ полномочия по исполнению перед физическим лицом публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме, ведут бюджетный учет в части операций по исполнению переданных полномочий в соответствии с Инструкцией N 162н*(4) (пп. "б" п. 4 Приказа Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н).
Рассмотрим на примере порядок отражения в бюджетном учете операций в рамках переданных полномочий в соответствии с положениями Инструкции N 162н, а также с учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 09.02.2012 N 02-03-09/428.
Пример
Высшему образовательному бюджетному учреждению в рамках переданных от учредителя полномочий доведены лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) в сумме 500 000 руб. За счет них осуществлена выплата пособий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в данном учреждении. Пособия выдаются студентам из числа детей-сирот из кассы учреждения.
Данные операции отразятся в бюджетном учете следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Пункт Инструкции N 162н |
Утверждены и доведены до учреждения ЛБО на осуществление социальных выплат | 1 501 15 262 | 1 501 13 262 | 500 000 | |
Приняты бюджетные обязательства по выплате пособий в пределах утвержденных ЛБО | 1 501 13 262 | 1 502 11 262 | 500 000 | |
Начислены пособия | 1 401 20 262 | 1 302 62 730 | 500 000 | |
Приняты денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем году (в сумме начисленных пособий) | 1 502 11 262 | 1 502 12 262 | 500 000 | |
Получены наличные денежные средства | 1 210 03 560 | 1 304 05 262 | ||
в кассу с лицевого счета для выплаты пособий | 1 201 34 510 | 1 210 03 660 | 500 000 | |
Выданы пособия из кассы | 1 302 62 830 | 1 201 34 610 | 500 000 |
Бюджетная отчетность об исполнении публичных обязательств
В соответствии с п. 12 Правил N 590, а также п. 1 Инструкции N 191н*(5) операции по исполнению публичных обязательств в рамках принятых от государственного органа полномочий подлежат отражению бюджетными (автономными) учреждениями в бюджетной отчетности в соответствии с Инструкцией N 191н.
* * *
С учетом того, что государственные органы, передающие полномочия по исполнению публичных обязательств, являются получателями бюджетных средств, бюджетные (автономные) учреждения, принимающие такие полномочия, становятся получателями бюджетных средств в части операций по осуществлению указанных полномочий. Исходя из этого операции по исполнению публичных обязательств в рамках переданных полномочий ведутся бюджетными (автономными) учреждениями с учетом следующих особенностей:
1. Финансовое обеспечение исполнения учреждением полномочий государственного органа производится в пределах лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), доведенных на указанные цели.
2. Операции по исполнению учреждением полномочий государственного органа отражаются на лицевых счетах, предназначенных для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
3. Оплата бюджетных обязательств по исполнению полномочий осуществляется от имени государственного органа в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.
4. Санкционирование кассовых выплат по исполнению учреждением полномочий от имени государственного органа происходит в порядке, установленном Минфином в отношении получателей бюджетных средств.
5. В части операций по исполнению полномочий учреждение ведет бюджетный учет согласно Инструкции N 162н, а также составляет и представляет бюджетную отчетность в соответствии с Инструкцией N 191н.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
*(3) Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Казначейства РФ от 29.12.2012 N 24н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(5) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"