Сотрудница прописана в Новомосковске - это чернобыльская зона. С июня 2014 года она находится в отпуске по уходу за ребенком и получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере. В октябре 2015 года она получила временную регистрацию в Москве и фактически проживает в этом городе. Как быть теперь с пособием, выплаченным сотруднице? Должно ли оно пересчитываться? Если образовалась переплата, можно ли произвести удержание из следующих выплат пособия (ноябрь и декабрь)?
Т.М. Ильюхина,
начальник отдела правового обеспечения
страхования на случай временной нетрудоспособности и
в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ
Журнал "Отдел кадров коммерческой организации", N 1, январь 2016 г., с. 9-12.
Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) устанавливается единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Согласно ст. 3 данного закона одним из видов пособий является ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н.
Размер пособия по уходу за ребенком установлен ст. 15 Закона N 81-ФЗ и для работающих граждан составляет:
- 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ. При этом минимальный размер ежемесячного пособия не может быть менее 1 500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими;
- 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ. Минимальный размер пособия составляет 1 500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 руб.
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 29.06.2015) направлен на защиту прав и интересов, а также определяет меры социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. Вид льгот и их размер напрямую зависит от категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие этой катастрофы.
Женщина зарегистрирована в Новомосковске, который Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На основании ст. 18, 19 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 29.06.2015) гражданам, проживающим в зоне с таким статусом, гарантировано ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100% заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного Законом N 81-ФЗ минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Правила предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439. На основании п. 3 этих Правил пособие по уходу за ребенком предоставляется гражданам:
а) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;
б) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
в) постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Пособие предоставляется по день достижения ребенком возраста трех лет. Выплата осуществляется по месту подачи гражданином заявления о назначении пособия: по месту работы (службы) - в организации или по месту жительства - в органе в сфере социальной защиты населения, уполномоченном органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ (далее - орган в сфере социальной защиты населения).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой пособия, осуществляется в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за счет средств ФСС и средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет ФСС для выплаты пособия в размере, превышающем размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленный Законом N 81-ФЗ.
Согласно Правилам для осуществления выплаты пособия организации по месту работы граждан, получающих пособия, формируют списки, указанные в п. 7 Правил, которые подписываются руководителями организаций по месту работы лиц, получающих пособия, заверяются печатью и ежемесячно представляются в территориальные органы Федерального казначейства (Письмо Минтруда РФ от 20.01.2015 N 13-7/10/В-253 "О выплате гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет").
Следует иметь в виду, что обязательным условием для получения пособия по уходу за ребенком в повышенном размере является фактическое проживание на льготной территории либо осуществление трудовой деятельности там.
Итак, если сотрудница в отпуске по уходу за ребенком фактически находится в Новомосковске, то наличие временной регистрации в Москве не должно влиять на льготный размер пособия по уходу за ребенком. А если она фактически находится в Москве, пособие должно быть пересчитано.
Перерасчет пособия должен быть осуществлен с даты временной регистрации в Москве. В вашем случае с октября 2015 года до даты регистрации пособие начисляется исходя из двукратного размера, а после - из 40% среднего заработка. Соответственно образуется излишне выплаченная сотруднице сумма пособия по уходу за ребенком.
Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Поскольку женщина не сообщила в октябре работодателю о получении временной регистрации в Москве и фактическом проживании в столице, получается, что она злоупотребила своим правом, зная, что это повлияет на размер пособия.
Отметим, что удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу, при каждой последующей выплате пособия. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
1 января 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"