Если батареи холодные
Т. Зайцева,
юрист "ДУК-1"
Журнал "Практический бухгалтерский учет", N 1, январь 2016 г., с. 77-80.
И снова, как всегда неожиданно, пришла зима. И снова далеко не во всех квартирах тепло. Батареи холодные, а в квитанциях на оплату ЖКУ, как всегда, без перемен: суммы стоят такие же, как за качественное, полноценное отопление. Давайте попробуем разобраться, как действовать в такой ситуации.
В данном случае имеет место либо полное неоказание коммунальной услуги, либо оказание услуги ненадлежащего качества. Этот факт, имеющий первоочередное значение, необходимо правильно зафиксировать, незамедлительно уведомив об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. "При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем" (п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.11 N 354).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону). Оно должно быть обязательно зарегистрировано в аварийно-диспетчерской службе. От потребителя требуется сообщить:
- фамилию, имя и отчество;
- точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги;
- вид такой коммунальной услуги.
Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации. Если же сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины нарушения качества услуги, то он немедленно сообщает об этом потребителю.
После такого уведомления исполнитель обязан провести проверку и составить акт. Время проведения проверки - не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время (п. 108 правил). Акт проверки составляется в нескольких экземплярах, по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, и должен быть подписан такими лицами (их представителями).
Однако бывает так, что до как бы круглосуточной аварийной службы не дозвониться. Или же проверка не производится в назначенные сроки. В случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В этом случае акт должен быть подписан не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома или председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется данным способом (п. 110 (1) правил).
Жалобы на качество коммунальных услуг можно озвучить по телефонам горячих линий, организованных в регионах, а также по телефону круглосуточной горячей линии Госжилинспекции 8-800-550-50-30.
Кроме того, вы вправе подать жалобу в Государственную жилищную инспекцию, потребовать провести проверку и решить вопрос о привлечении исполнителя услуги к ответственности по статье 7.23 КоАП РФ. Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами может повлечь за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.
Также можно жаловаться в районную администрацию, департамент ЖКХ, Роспотребнадзор и органы прокуратуры.
Если дом обслуживает управляющая компания, то она и будет исполнителем, и ответственность за предоставление услуг надлежащего качества лежит на ней. Если домом управляет ТСЖ, ЖСК, то ответственность за непредоставление горячего водоснабжения лежит на органах управления. В случае непосредственного управления в соответствии со статьёй 164 ЖК РФ каждый собственник заключает самостоятельно договор на предоставление горячего водоснабжения. Исполнителем будет тот, с кем данный договор заключён.
Чтобы инициировать перерасчёт стоимости коммунальной услуги, которая не была оказана или была оказана ненадлежащего качества, необходимо обратиться к исполнителю с письменной претензией, содержащей соответствующее требование, приложив копию акта проверки. В случае если услуга по отоплению не предоставлялась вообще, то при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта соответствующего вида коммунального ресурса размер платы за отопление снижается на размер платы за объём непредоставленной коммунальной услуги (п. 99 правил). Если услуга по отоплению предоставлялась некачественная, то размер платы за такую коммунальную услугу, определённый за расчётный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Также вы имеете право требовать уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, в том числе возмещения убытков и вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц). При этом исполнитель коммунальных услуг несёт ответственность, установленную законодательством РФ, за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. То есть помимо перерасчёта вы вправе потребовать уплаты штрафных санкций.
Надо отметить, что в некоторых случаях перебои с отоплением считаются допустимыми.
Так, допустимая продолжительность перерыва отопления в течение отопительного периода составляет не более:
- 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
- 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°C до нормативной температуры;
- 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 до +12°C;
- 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 до +10°C.
За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчётный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчётный период снижается на 0,15% от платы, определённой за такой расчётный период в соответствии с приложением N 2 к правилам, с учётом положений раздела IX правил (п. 14 приложения 1).
Довольно часто собственники вынуждены переплачивать не только за своё, но и за общедомовое имущество. В самом деле, обязанность собственников и пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание не только своего имущества, но и общего установлена законом (ст. 158 ЖК РФ).
Общедомовые расходы определяются тем, кто оказывает услуги (управляющей компанией, товариществом собственников жилья и т.д.), но не произвольно, как это часто бывает, а по согласованию с общим собранием жильцов в соответствии с законодательством субъектов РФ и на основании данных технического паспорта об общем имуществе и площади дома.
Основными коммунальными услугами, используемыми для общего имущества дома, являются:
- холодное водоснабжение (ХВС);
- горячее водоснабжение (ГВС);
- электричество.
Размер этих расходов должен быть соразмерным долям каждого в праве общей собственности на данное имущество.
Порядок расчёта норматива на общедомовые нужды определяется законодательным актами субъектов РФ в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 306).
Объём расходов на общедомовые нужды получается из разницы между показаниями коллективного прибора учёта, индивидуальных счётчиков и установленных нормативов. Полученное значение делится на количество потребителей пропорционально размерам общей площади, находящейся в их пользовании. Для жильцов, не использующих индивидуальные счётчики, введены повышающие коэффициенты.
Обоснованность начисленных вам платежей возможно проверить, сопоставив сумму, указанную в платёжке, с размерами тарифов, которые установлены в субъектах РФ.
Исполнитель (управляющая компания, ТСЖ) обязан в установленном порядке довести до сведения жильцов информацию о заключённых договорах на обслуживание в масштабах дома и района, а также о проделанном ремонте и других тратах, связанных с целями управления многоквартирным домом (п. 3 стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.10 N 731).
Причинами непредвиденных общедомовых расходов могут быть:
- утечки;
- незарегистрированные жильцы;
- заниженные показатели индивидуальных счётчиков.
По этому последнему пункту следует заметить, что при непредоставлении потребителем информации со своего счётчика исполнитель не вправе делать расчёт по нормативам. Это противоречит пункту 84 правил. При непредоставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 правил проверку и снять показания прибора учёта.
Нарушения установленного порядка расчёта часто допускают в отношении дополнительных услуг (консьержка, домофон, системы видеонаблюдения и т.п.), а также расходов за содержание и ремонт жилья.
Примечание. Если расчёт неверно начисленных платежей основан на решениях общих собраний собственников, то для перерасчёта потребуется признать их недействительными.
Для перерасчёта неверно начисленных платежей вы имеете право подать претензию исполнителю услуг, а при отказе обратиться с иском в суд. Только надо понимать, что если расчёт основан на решениях общих собраний собственников, то для этого потребуется признать их недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455