Правомерно ли при осуществлении закупки для государственных (муниципальных) нужд объединять в один лот (один предмет закупки) работы по проектированию и строительству?
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений. По мнению ФАС России, укрупнение лота путем объединения работ по проектированию и работ по строительству может привести к ограничению количества участников закупки, и, как следствие, к ограничению конкуренции. Кроме того, при отсутствии проектной документации невозможно определить объем работ, подлежащих выполнению при строительстве, в том числе определить стоимость таких работ, в связи с чем невозможно установить начальную (максимальную) цену контракта. При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации. При этом, проектирование и строительство осуществляются при наличии соответствующих различных допусков саморегулируемых организаций, следовательно, осуществляются на разных товарных рынках и с целью обеспечения конкуренции должны являться предметами разных закупок. В соответствии с градостроительным законодательством, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации. Кроме того, в связи тем, что саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации) и для выполнения работ по проектированию и строительству необходимо получение допусков таких саморегулируемых организаций, по мнению ФАС России, объединение в один предмет закупки работ по проектированию и строительству противоречит требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации, согласно которым при осуществлении закупки на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд не допускается ограничение количества участников закупки. Также, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Таким образом, проектная документация содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Отсутствие в документации о закупке требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта. На основании вышеизложенного, по мнению ФАС России, объединение в один предмет закупки работ по подготовке проектной документации и работ по строительству нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 и пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
25 сентября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте ФАС России, зарегистрированном Росохранкультурой в качестве средства массовой информации. Регистрационное свидетельство Эл N ФС77-24394 от 15 мая 2006 г.