Вправе ли торговая организация обмениваться с контрагентами первичными документами в электронном виде, разработанными ею самостоятельно?
М.С. Звягинцева,
эксперт журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 10-11.
Для обмена первичными документами (в том числе в электронном виде) организации могут использовать разработанные ими формы и форматы представления электронных документов. При этом первичные электронные документы должны быть подписаны любым предусмотренным Законом об электронной подписи*(1) видом электронной подписи.
Обоснование. В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете*(2) первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Таким образом, действующее законодательство в области бухгалтерского учета не содержит ограничений прав субъектов экономической деятельности на использование для оформления любых фактов хозяйственной жизни самостоятельно разработанных форматов первичных учетных документов.
В силу п. 3 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, должны быть установлены федеральными стандартами. Поскольку в настоящее время такие стандарты не утверждены, организация вправе использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном виде любой предусмотренный Законом об электронной подписи вид электронной подписи (Письмо ФНС РФ от 10.11.2015 N ЕД-4-15/19671):
- простую электронную подпись;
- усиленную электронную подпись (напомним, что различают усиленную неквалифицированную электронную подпись и усиленную квалифицированную электронную подпись).
При соблюдении условий, определенных ст. 6 Закона об электронной подписи, электронные документы, подписанные электронной подписью, равнозначны документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.
Налоговое законодательство также не запрещает использовать первичные учетные документы в электронном виде (и не содержит специальных требований закреплять используемые форматы электронных первичных учетных документов в учетной политике для целей налогообложения).
1 января 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
*(2) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"