Торговая организация осуществляла в августе 2015 года развозную розничную торговлю в г. Москве на универсальной региональной ярмарке. Подлежит ли эта деятельность обложению торговым сбором?
В.В. Никитин,
эксперт журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 58-61.
По нашему мнению, осуществление торговой деятельности на региональной универсальной ярмарке подлежит обложению торговым сбором.
До 01.01.2016 действовал ГОСТ Р 53103-2008 "Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения"*(1). С 01.01.2016 введен в действие ГОСТ 32608-2014 "Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения"*(2). Поэтому обратимся к терминологии данного стандарта.
Согласно п. 2.2.2 ГОСТ 32608-2014 выставка (ярмарка) - это мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и в определенном месте, информация о котором доведена до неопределенного круга лиц. В пункте 2.4 ГОСТ 32608-2014 приведена классификация выставочно-ярмарочных мероприятий по отраслевому (тематическому) признаку:
- многоотраслевая выставка (ярмарка) (универсальная выставка (ярмарка));
- специализированная выставка;
- торговая выставка (ярмарка);
- выставка (ярмарка) для широкой публики.
Теперь обратимся к понятиям "универсальная выставка (ярмарка)" и "специализированная выставка", данным в указанном стандарте.
Специализированная выставка - это выставочно-ярмарочное мероприятие, ориентированное на одну отрасль и (или) на несколько смежных отраслей и на конкретные группы потребителей-посетителей-специалистов (п. 2.4.2).
Универсальная выставка (ярмарка) - это выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируют товары и услуги организаций различных отраслей национальной экономики (п. 2.4.1). Следовательно, в рассматриваемой в вопросе ситуации на ярмарке демонстрировались товары организаций различных отраслей национальной экономики.
В пункте 2.3 ГОСТ 32608-2014 приведена классификация выставочно-ярмарочных мероприятий по территориальному признаку (происхождению товаров):
- всемирная выставка;
- международная выставка (ярмарка);
- выставка (ярмарка) с международным участием;
- национальная выставка (ярмарка);
- региональная выставка (ярмарка);
- межрегиональная выставка (ярмарка).
Понятие региональной выставки (ярмарки) дано в п. 2.3.5 стандарта. Это выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируют товары и (или) услуги организаций одного региона (п. 2.3.5). Под регионом понимается административно-территориальная единица государства, принявшего стандарт. Следовательно, в рассматриваемой в вопросе ситуации на ярмарке демонстрировались товары только г. Москвы.
Согласно гл. 33 НК РФ и ст. 1 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон N 62) с 01.07.2015 на территории г. Москвы установлена уплата торгового сбора. Пункты 1 и 2 ст. 413 НК РФ предусматривают, что торговый сбор определяется в отношении торговой деятельности на объектах осуществления торговли. При этом к торговой деятельности относится в том числе торговля через объекты нестационарной торговой сети.
Пунктом 2 ст. 2 Закона N 62 предусматривается, что обложению торговым сбором подлежит развозная торговля. В то же время пп. 2 п. 1 ст. 3 Закона N 62 освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления торговли на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках.
Нас будут интересовать два последних критерия: специализированная ярмарка и региональная ярмарка.
Официальных разъяснений контролирующих органов по поводу применения данных критериев нет. Из положений пп. 2 п. 1 ст. 3 Закона N 62 следует, что, если торговля осуществляется на специализированной ярмарке, указанная деятельность освобождается от обложения торговым сбором, а если на универсальной ярмарке - не освобождается. Если торговля производится на региональной ярмарке, она освобождается от обложения торговым сбором, если на международной, национальной, межрегиональной ярмарке или ярмарке с международным участием - не освобождается.
В рассматриваемой в вопросе ситуации ярмарка является одновременно и универсальной, и региональной. Соответственно, такой признак ярмарки, как региональность, является основанием для освобождения торговой деятельности от обложения торговым сбором. Но другой признак ярмарки - универсальность служит основанием для обложения торговой деятельности торговым сбором.
В результате возникает неясность: как быть при наличии у ярмарки одновременно двух признаков, по одному из которых торговая деятельность на этой ярмарке облагается торговым сбором, а по другому освобождается от обложения?
В главе 33 "Торговый сбор" НК РФ и Законе N 62 не дается ответа на этот вопрос.
Можно предположить существование разных подходов, тем более что в свете п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Мы предлагаем следующий подход, который нам кажется более правильным и который основан на том, что перечень признаков ярмарки, при которых торговля освобождается от обложения торговым сбором, в пп. 2 п. 1 ст. 3 Закона N 62 строго ограничен. В соответствии с данным подходом если бы ярмарка была только специализированной или только региональной либо одновременно специализированной и региональной, тогда торговая деятельность на ней однозначно освобождалась бы от обложения торговым сбором.
Но в рассматриваемой ситуации ярмарка является не только региональной, но и универсальной. И так как по признаку универсальности ярмарки торговая деятельность на ней не освобождается от обложения торговым сбором, осуществление торговой деятельности на региональной универсальной ярмарке подлежит обложению торговым сбором.
Ввиду того, что по подобному вопросу не высказывали официального мнения контролирующие органы, а также не выражали свою позицию судебные инстанции, для снижения риска налоговых споров рекомендуем налогоплательщику получить письменные разъяснения по этому вопросу у контролирующих органов.
1 января 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 512-ст.
*(2) Утвержден Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 550-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"