Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 309506-5 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах"
Досье на проект федерального закона
Необходимость разработки проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах" обусловлена многочисленными обращениями граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросу предоставления членам семей инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, совместно с ними проживающим, мер социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") инвалидам войны (инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий) предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Следовательно, мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг предоставляется только самим инвалидам войны и на членов их семей, совместно с ними проживающих, не распространяется.
По смыслу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 524-О по жалобе гражданки Анохиной Н.М. об оспаривании конституционности отдельных положений статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что положения пунктов 6 и 9 статьи 44 указанного Федерального закона в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года.
При этом Федеральный закон "О ветеранах" не содержит норм, которые бы устанавливали меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг для членов семей инвалидов войны, или отсылочных норм к постановлению Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих", а также норм, предусматривающих финансирование этой меры социальной поддержки для данной категории граждан.
В настоящее время инвалиды войны - это в основном лица пожилого возраста, которые нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой ими возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Поэтому многие родственники инвалидов войны, являющиеся членами их семей, в силу объективных причин вынуждены проживать совместно с инвалидами войны и осуществлять за ними уход.
Указанная норма также будет применяться в отношении членов семей, совместно проживающих с лицами, на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах", а именно военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах" предлагается распространить меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг на членов семей, совместно проживающих с инвалидами войны, а следовательно, и на членов семей лиц, приравненных по мерам социальной поддержки к инвалидам войны, в целях оказания поддержки и улучшения их материального положения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах" в качестве федерального закона потребуется увеличение расходов федерального бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг членам семей инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) (далее - инвалиды войны), совместно с ними проживающим, ориентировочно на 32,68 млрд. рублей.
В среднем, по результатам мониторинга субъектов Российской Федерации, численность членов семей инвалидов войны, совместно с ними проживающих, составляет 64 015 человек, среднемесячные расходы по оплате коммунальных услуг на одного человека составляют 512 руб. 52 коп.
Расчет расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, следующий:
512,52 x 64 015 x 12 x 83 = 32 677 731 928,80 рублей (32,68 млрд.рублей), где
- 512,52 - среднемесячные расходы по оплате коммунальных услуг в расчете на одного человека;
- 64 015 - количество членов семей инвалидов войны, совместно с ними проживающих, в среднем по субъектам Российской Федерации;
- 12 - количество месяцев в году;
- 83 - количество субъектов Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.