27 октября я подавала жалобу в инспекцию по труду г. Москвы. По прошествии месяца, не получив от инспекции никакого ответа, и точно зная, что инспекция не обращалась в мою организацию и не проводила проверку, я обратилась напрямую к инспектору ведущему мое дело. Инспектор по телефону объяснил мне, что моя жалоба не будет ее рассматриваться, объяснив это тем, что сейчас все чаще трудовая инспекция направляет обратившихся напрямую в суд. Я не получила никакого официального ответа от трудовой инспекции с объяснением причин, по которым моя жалоба рассмотрена не будет. Каковы мои действия дальше? Должна ли инспекция в любом случае рассмотреть жалобу и дать заявителю письменный ответ?
Да, государственные инспекторы труда в любом случае обязаны рассмотреть обращение гражданина и дать на него ответ.
Если государственный инспектор не выполнил свои обязанности и не отреагировал на Ваше обращение, Вы вправе обжаловать его бездействие руководителю соответствующей государственной инспекции труда и в Роструд.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Согласно ст. 356 в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует в том числе следующие полномочия:
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной
ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц.
Согласно п. 103 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н заявитель вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа, принятые (осуществленные) в ходе исполнения государственной функции, в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) уполномоченного должностного лица Роструда, его территориального органа в рамках исполнения государственной функции является:
нарушение срока регистрации запроса заявителя об исполнении государственной функции;
нарушение срока исполнения государственной функции;
требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации при исполнении государственной функции;
отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для исполнения государственной функции, у заявителя;
отказ исполнения государственной функции, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
затребование с заявителя при исполнении государственной функции платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
отказ территориального органа Роструда, его должностного лица, исполняющего государственную функцию, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате исполнения государственной функции документах либо нарушение установленного срока таких исправлений (п. 104 Административного регламента).
Согласно п. 113 Административного регламента жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности.
Жалобы на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица в территориальном органе Роструда рассматриваются руководителем территориального органа (его заместителем).
Жалобы на действия (бездействие) и решения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) рассматриваются в Роструде должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.