На предприятии в 2012 году проходила аттестация рабочих мест по условиям труда. Из-за многочисленных нарушений при оформлении документации аттестация была подписана 24.01.2014 года. Коллектив предприятия обратился в Министерство труда Ростовской области с просьбой проведения Государственной экспертизы проведенной аттестации. Был получен ответ, что Государственная экспертиза по аттестации рабочих мест законодательством не предусмотрена, но дополнительно информировало, что результаты аттестации, подписанные после 01.01.2014 года, считаются не действительными. Начальник предприятия ознакомлен с письмом Минтруда, но результаты аттестации отменять не будет и проводить спецоценку рабочих мест по условиям труда не планирует. В результате проведенной аттестации рабочих мест, подписанной 24.01.2014 года, большая категория рабочих мест, ранее имевшая класс вредных условий труда, из класса 3.1 перешла в класс 2, хотя условия труда не изменились. Возможно ли отменить результаты проведенной аттестации 2014 года? Вправе ли работники рассчитывать на компенсацию отмененных льгот, положенных им за вредные условия труда? Если возможно, то как и куда обратиться?
Поскольку до вступления в силу законодательства о специальной оценке условий труда работодателем не была проведена аттестация рабочих мест в установленном порядке, работодатель обязан провести специальную оценку условий труда.
В связи с невыполнением обязанности по проведению специальной оценки условий труда Вы вправе обратиться с жалобой на действия работодателя в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс) либо в суд.
Отмена компенсаций в связи с вредными условиями труда на основании аттестации рабочих мест, проведённой с нарушением порядка её проведения, незаконна. Данные компенсации подлежат выплате работникам, которым они положены.
Правовое обоснование:
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (ст. 28 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.