Может ли физическое лицо бронировать номера и заключать договоры об оказании гостиничных услуг в пользу третьих лиц (например бронирование номеров и последующее размещение гостей на проводимом мероприятии), или необходимо заключать отдельный договор с каждым потребителем?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бронирование номеров и заключение договора об оказании гостиничных услуг физическим лицом в пользу третьих лиц (потребителей) Правила предоставления гостиничных услуг допускают. Заключение отдельных договоров непосредственно с потребителями не требуется.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 утверждены Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (далее - Правила).
В п. 3 Правил определено понятие "бронирование", под которым понимается предварительный заказ мест и (или) номеров в гостинице заказчиком (потребителем). В свою очередь, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий и (или) использующий гостиничные услуги исключительно для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; заказчиком - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее или приобретающее гостиничные услуги в соответствии с договором об оказании гостиничных услуг (далее - договор) в пользу потребителя.
Из вышеуказанных определений, а также из ст. 430 ГК РФ*(1), прямо предусматривающей возможность заключения договора в пользу третьего лица, следует, что физическое лицо вправе осуществить бронирование, равно как и заключить договор об оказании гостиничных услуг, в пользу третьих лиц (потребителей). Следовательно, заключать отдельный договор с каждым потребителем нет необходимости.
Отметим, что в п. 20 Правил указано, что договор заключается между потребителем и исполнителем путем составления документа, подписанного двумя сторонами, который должен содержать сведения, перечисленные в данном пункте. Аналогичного положения о заключении договора между гостиницей и заказчиком (физическим лицом, заключающим договор в пользу потребителя) Правила не содержат, что, однако, не свидетельствует о невозможности такой договор заключить*(2).
При буквальном прочтении данного пункта можно предположить, что даже в случае, если договор заключается в пользу потребителя заказчиком, исполнитель должен также заключить отдельный договор непосредственно и с потребителем. Однако из комплексного анализа текста Правил, предполагающих возможность заключения заказчиком договора в пользу потребителя (абзац восьмой п. 3), возможность указания в договоре сведений о заказчике (пп. "б" п. 20), право заказчика осуществлять предварительный заказ (бронирование) и аннулировать бронь (абзац девятый п. 3, п.п. 14, 16, 17), обязанность заказчика оплатить гостиничные услуги и простой забронированного номера (п. 28, пп. "а" п. 15), безусловно следует, что стороной обязательства по оказанию гостиничных услуг является именно заказчик. Потребитель является третьим лицом, лишь принимающим исполнение, заключать отдельный договор с которым не требуется. Не предусматривает заключения такого договора и гражданское законодательство (ст. 430, глава 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ).
По нашему мнению, применимо к п. 20 Правил следует говорить об определенном недочете юридической техники. Очевидно, что авторы текста Правил имели в виду заключение договора либо непосредственно с потребителем, либо с заказчиком услуг, но не двух договоров одновременно. Иное противоречило бы здравому смыслу и сложившимся обычаям делового оборота в сфере гостиничного бизнеса.
Отметим, однако, что изложенное является нашим экспертным мнением. Правоприменительной практики по данному вопросу к настоящему времени не имеется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
25 ноября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу ст. 1 Закона N 2300-I отношения в области защиты прав потребителей регулируются в том числе нормами ГК РФ.
*(2) Иное бы противоречило ст.ст. 421, 430 ГК РФ, абзацу восьмому п. 3 Правил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.