Что в обертке?
И. Львов,
ведущий юрист, юридическая
компания "Зарцын и партнеры",
г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 45, ноябрь 2015 г.
Когда организация в целях индивидуализации подарочной продукции создает на заказ футляры, суперобложки и иные виды подарочных упаковок для книг, настольных игр или полиграфической продукции, содержащие поздравительные надписи и пожелания, и при этом в соответствии с желанием заказчика такая продукция копирует внешний вид оригинальной упаковки или упаковки, созданной по макету заказчика и не содержащей элементов внешнего дизайна исходного товара, возникает вопрос: законно ли это? Попробуем разобраться.
Что есть нарушение?
В связи с копированием дизайнерских решений на подарочной упаковке закономерно возникают вопросы: законно ли это, и нет ли в таких действиях заказчика или изготовителя подарочной продукции состава административного правонарушения по факту введения в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг? Кроме того, такие действия могут быть квалифицированы судом как нарушение исключительных прав правообладателя, так как в силу ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются в том числе фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения и др. Само собой, в подавляющем большинстве случаев договор о передаче исключительных прав на изображения и элементы дизайна в таких случаях не заключается.
В суде может встать вопрос о том, что изготовителем подарков на заказ печатается и распространяется в переработанном виде продукция, права на которую принадлежат законному правообладателю, зарегистрировавшему товарный знак.
Позиция суда
Обратимся к правоприменительной практике (Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности от 13.12.2007). Сходная ситуация была предметом судебного разбирательства, и судом для решения вопроса о том, является ли продукция, созданная ответчиком, переработкой творчески созданной продукции истца или самостоятельным произведением, назначена экспертиза.
Из получившего оценку суда экспертного заключения следует: продукция истца и продукция ответчика различаются внешним оформлением и авторским стилем - оригинальным расположением на листе для наглядного представления, количеством обозначений и подписями к ним.
При этом допущена вероятность использования при создании обеих иллюстраций единой исходной информации.
При таких обстоятельствах суд в удовлетворении заявленного требования отказал, указав, что наличие исключительных прав у истца на свое произведение не препятствует иным лицам (в том числе ответчику) самостоятельно создавать на основе той же исходной информации иные изображения.
В целом из изложенного можно сделать вывод о том, что, действительно, используя исходные изображения, исключительные права на которые принадлежат законным правообладателям, изготовители подарочной продукции не действуют вразрез с положениями ч. 4 ГК РФ и не воспроизводят контрафактных экземпляров товаров правообладателя.
Рекомендации
Правообладатель и изготовитель подарочной продукции не являются конкурентами, поскольку производимые ими конкретные товары хоть и обращаются на одном товарном рынке, но ориентированы на разный круг потребителей: на массового в одном случае и на единичного в другом. Содержимое оригинальной продукции правообладателя остается прежним и не видоизменяется после помещения в дополнительную упаковку, таким образом, покупатель оригинального товара и заказчик товара в подарочной упаковке получают фактически один и тот же продукт.
Согласно п. 9 ст. 4, п. 2, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, в том числе продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг, в том числе введение в заблуждение в отношении потребительских свойств товара и в отношении его производителя.
Действия изготовителя подарочных упаковок книг, настольных игр и т.п., индивидуальная обложка которых ассоциируется с книгами, настольными играми, издаваемыми правообладателями, не направлены на получение преимуществ, на увеличение объема продаж и переманивание потребителей. Значит, нет необходимости нести издержки, связанные с рекламой.
Чтобы действия производителей рекламной продукции не содержали состава нарушения, вводя в оборот свою продукцию, они должны помнить о следующем: не размещать на индивидуальных упаковках тексты, изображения либо иные элементы, возбуждающие расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, элементы эротики или порнографии, тексты с нецензурной или ненормативной лексикой, элементы и изображения, ограниченные к использованию действующим законодательством.
Резюмируя, необходимо упомянуть, что выпускаемые на рынок правообладателем и изготовителями подарочной продукции товары не являются взаимозаменяемыми, при их изготовлении использованы элементы, не применяющиеся правообладателем, и более того, красочно оформленные футляры, суперобложки и иные подарочные упаковки для книг, настольных игр и т.п. способствуют росту продаж оригинальной продукции, а следовательно, приносят правообладателям прибыль и создают положительный имидж продукции в связи с праздничным назначением покупки. Подарочная упаковка всегда ассоциируется у потребителей именно с продукцией правообладателя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru