Медосмотр водителей по новым правилам
И. Авдеева,
начальник юридического отдела
АО "Автовокзалы Удмуртии"
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 10, октябрь 2015 г., с. 34-38.
Регулирование деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих, является одной из серьезных задач законодателя. Пожалуй, самой широко контролируемой можно назвать деятельность по управлению транспортными средствами. Здесь важно не только обеспечить своевременное выявление нарушений, но и механизм пресечения. Одной из существенных мер в этой сфере является обязательность прохождения водителями медицинских осмотров. О них и пойдет речь.
Ранее вопросы организации медицинских осмотров уже освещались в наших публикациях. Но вступивший в силу 1 мая 2015 г. новый Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (утв. приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, далее - Порядок) внес некоторые изменения в процедуру прохождения медосмотров водителей. Одни поправки являются техническими и просто приводят формулировки подзаконного акта в соответствие с определениями ТК РФ. Другие, напротив, серьезно корректируют ранее действовавший порядок. Рассмотрим основные изменения, тем более что требования к организации медицинских осмотров являются обязательными для любых компаний, эксплуатирующих транспортные средства (как для собственных нужд, так и в целях оказания услуг).
Примечание. См. статью "Как не допустить ошибок, проводя медосмотры" на стр. 38 журнала N 3' 2015.
Для кого обязателен осмотр
Обязанность проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, как и прежде, следует из ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Порядок эту обязанность не изменяет и не отменяет, но дополнительно уточняет три важных момента.
1. Проведение медицинских осмотров водителей обязательно для любого лица, эксплуатирующего транспортные средства, в т.ч. для предпринимателей, самостоятельно управляющих транспортными средствами. Такой вывод следует из п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Это уточнение действительно необходимо, ведь зачастую предприниматели, не оказывающие услуги по перевозке, пытались оспаривать необходимость проведения медицинских осмотров. Однако в судебной практике последних лет прослеживается четкая направленность требований - эксплуатация автомобиля при осуществлении предпринимательской деятельности возможна только с обязательным прохождением медосмотров (см., например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 N А33-10328/2014).
2. Систематические медицинские осмотры водителей подразделяются на:
- предрейсовые, предсменные, проводящиеся до начала рабочего дня. Они обязательны абсолютно для всех водителей;
- послерейсовые, послесменные. Эти осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) и обязательны только для тех, кто перевозит пассажиров или опасные грузы.
3. Цель проведения медицинских осмотров - выявить признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний (в том числе алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения) и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. Для предрейсовых осмотров обязательна также проверка наличия остаточных явлений опьянения. Отметим, что прежними документами такое требование не устанавливалось, и это вызывало вопросы о возможности отстранения водителя от работы. При послерейсовых осмотрах медработники дополнительно проверяют наличие признаков профессионального заболевания, травмы или отравления.
Кто проводит осмотр
По ранее действовавшему порядку организация проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей могла осуществляться следующими способами (п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение N 2 к письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств")):
- медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат и состоящими в трудовых отношениях с организацией, эксплуатирующей транспортные средства. В этом случае лицензия не требовалась ни компании, ни самому медработнику, если он проводил медосмотры только для нужд своей организации;
- на основании договора, заключенного со сторонней фирмой, имеющей лицензию на право проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров. Это могли быть как специализированная медицинская организация, так и крупное транспортное предприятие, получившее лицензию исключительно на данный вид медицинской деятельности;
- на основании лицензии на осуществление данных видов деятельности, полученной организацией самостоятельно. Ее получение, вопреки возможным представлениям, не так уж и сложно, особенно если речь идет о компании, в штате которой уже есть медицинский работник. Правовой основой лицензирования служит Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности). Кроме того, такая лицензия дает право проводить медосмотры работников сторонних организаций на основании заключенных договоров.
Порядок серьезно корректирует данные правила. Пункт 8 этого документа прямо устанавливает, что даже при наличии в штате организации медработника получение лицензии на осуществление такого вида медицинской деятельности, как предрейсовые и послерейсовые осмотры, является обязательным. Возможно, при закреплении этого правила Минздрав России опирался на позицию ВС РФ, ранее отраженную в постановлении от 15.08.2014 N 18-АД14-29. Судьи указали, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании медицинской деятельности, осмотры являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию. Довод о том, что деятельность по проведению предрейсовых осмотров осуществляется для своих нужд, а не для извлечения прибыли, судьи сочли несостоятельным.
Требование о наличии лицензии может серьезно затруднить работу небольших организаций, для которых получение собственной лицензии (предполагающей наличие оборудованного медицинского кабинета) не всегда финансово оправдано. А обращение к услугам фирмы, имеющей лицензию, не всегда удобно, даже исходя, например, из ее территориальной удаленности.
Проведение осмотра
Порядок непосредственно осмотра водителей в целом остался прежним. Он проводится в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления и пульса;
2) выявление признаков опьянения и его остаточных явлений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
- количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе,
- определение наличия психоактивных веществ в моче (при наличии признаков опьянения и отсутствии алкоголя в выдыхаемом воздухе).
При положительных результатах медицинского осмотра (отсутствие признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей) на путевом листе ставится отметка "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" (либо "прошел послерейсовый медицинский осмотр") и ставится подпись медработника.
Дополнительно Порядок устанавливает обязательное занесение результатов проводимых осмотров в специальные журналы регистрации. Кроме того, в отличие от ранее действовавших правил, п. 18 Порядка прямо обязывает медицинского работника сообщить о результатах проведенных осмотров работодателю. Для случаев, когда медосмотр проводит не штатный работник, а сторонняя организация, в договоре с ней желательно определить порядок и временные интервалы такого сообщения. Иначе работодатель, своевременно не получивший информацию о недопущении отдельного сотрудника к управлению транспортным средством, не сможет оперативно отстранить его от работы и обеспечить замену другим сотрудником. А это особенно важно для компаний, отправляющих транспортные средства в рейс по расписанию.
Последствия выявления нарушений
В отличие от прежних правил, когда любой сертифицированный медработник мог не допустить сотрудника к исполнению трудовых обязанностей, Порядок устанавливает иные правила.
Если осмотр проводил медицинский работник, имеющий среднее профессиональное образование, и по результатам осмотра он выявил нарушения в состоянии здоровья обследуемого, то самостоятельное заключение о наличии признаков воздействия вредных (опасных) производственных факторов (в том числе опьянения или его остаточных признаков) он принимать не вправе. Такой медработник должен лишь выдать направление в медицинскую организацию, которая и окажет работнику первичную медико-санитарную помощь, и, при подтверждении, оформит заключение о наличии признаков, препятствующих выполнению трудовых обязанностей.
А вот медицинский работник с высшим образованием может самостоятельно вынести заключение о наличии признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (или об остаточных признаках опьянения). Такого заключения будет достаточно, чтобы работодатель принял решение об отстранении от работы (ст. 76 ТК РФ) и о привлечении к дисциплинарной ответственности. При выявлении признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов работнику выдается справка. В дальнейшем она предъявляется в медицинскую организацию.
Ответственность
В настоящее время ответственность за нарушения, связанные с проведением предрейсовых и послерейсовых осмотров, может наступить по нескольким статьям КоАП РФ (в зависимости от конкретной ситуации):
- ст. 12.32 КоАП РФ - за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. Штраф для должностного лица составит 20 000 руб., для компании - до 100 000 руб. Ответственным за такой допуск будет именно работодатель (его должностные лица), а не медицинский работник. Объясняется это тем, что медработник самостоятельное решение о допуске к управлению транспортным средством не принимает. Рассмотрение дел о данных правонарушениях отнесено к компетенции органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ);
- ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ - за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения медицинского осмотра. Эта норма также применяется именно к работодателю и его должностным лицам. Причем штраф составляет 15 000-25 000 руб. для должностных лиц, 110 000-130 000 руб. для компаний. Составлять протоколы и привлекать к ответственности за данные нарушения имеют право специалисты трудовых инспекций;
- ст. 11.32 КоАП РФ - за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. К ответственности может быть привлечено именно то лицо, которое (от имени которого) непосредственно проводит медосмотр. Когда работодатель проводит медицинский осмотр собственными силами, то к ответственности будет привлечен именно он. Если же осмотр проводит сторонняя организация на основании договора, то к ответственности будет привлекаться она. Максимальная сумма штрафа для должностных лиц составляет 3000 руб., для компаний - 50 000 руб. Проверяют соблюдение соответствующих требований и составляют протоколы об административных нарушениях органы надзора в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) - п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ;
- ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При отсутствии медицинских осмотров водителей к ответственности может быть привлечен специальный субъект - перевозчик, который работает на основании лицензии. За нарушение условий, предусмотренных этой лицензией, ему грозит штраф от 30 000 до 40 000 руб. Нарушителей привлекают к ответственности органы Ространснадзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37544 от 17.09.2009.