Соглашения в сфере труда
Л.В. Куревина,
редактор журнала "Отдел кадров
государственного (муниципального) учреждения"
Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 11, ноябрь 2015 г., с. 22-32.
К актам, регулирующим трудовые отношения, помимо Трудового кодекса и других федеральных законов и нормативных правовых актов относятся соглашения, которые заключаются между представителями работников и работодателей или их объединениями. Соглашениями, как правило, устанавливаются дополнительные гарантии для работников, не предусмотренные трудовым законодательством. Нормы такого соглашения являются для работодателей, участвующих в его разработке и заключении, обязательными и за их несоблюдение предусмотрена ответственность.
О соглашении, его значении для работников и об ответственности, которая предусмотрена для работодателя в сфере социального партнерства, расскажем в этой статье.
Соглашение как форма социального партнерства
Социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ). Осуществляется социальное партнерство на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном уровнях.
На локальном уровне, то есть в отдельно взятой организации, основные принципы социального партнерства закрепляются в коллективном договоре. Соглашение же действует более чем на одну организацию.
Сторонами социального партнерства являются работники, работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей и органы государственной власти и местного самоуправления в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 25 ТК РФ).
Итак, соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).
Соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними. При этом если в них содержатся обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, соглашения заключаются при обязательном участии органов государственной власти или местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
В зависимости от сферы регулирования различают несколько видов соглашений, представим их в таблице.
Вид соглашения | Сфера регулирования | Пример | |||
Генеральное | Общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне | Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы (далее - Генеральное соглашение) | |||
Межрегиональное | Общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ | Межрегиональное отраслевое соглашение по организациям судостроительной промышленности, морской техники и судоремонта Российской Федерации на 2013-2015 годы (далее - Межрегиональное соглашение) | |||
Региональное | Общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ | Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей | |||
Отраслевое (межотраслевое) | Общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) | Отраслевое соглашение по организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, между Министерством спорта Российской Федерации и Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации на 2015-2017 годы | |||
Территориальное | Общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования | Отраслевое территориальное соглашение между Администрацией городского округа Балашиха, представителями работников и работодателей муниципальных образовательных учреждений городского округа Балашиха на 2013-2015 годы | |||
Иные | Заключаются сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений |
При этом отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на различных уровнях социального партнерства - федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном.
Стороны соглашения
Итак, соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними.
Участниками двухсторонних соглашений являются работники и работодатели. Со стороны работодателей выступают объединения работодателей или иные представители, а со стороны работников - представители работников данных работодателей в лице профсоюзов и их объединений. К двухсторонним, как правило, относятся отраслевые соглашения, определяющие общие условия оплаты труда, гарантии и льготы работникам отдельной отрасли.
Третьим участником при заключении трехсторонних соглашений является орган исполнительной власти или местного самоуправления, выступающий в качестве работодателя, в случае, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета соответствующего уровня. Трехсторонними могут быть генеральные, межрегиональные, региональные или территориальные соглашения.
Например, сторонами Генерального соглашения являются полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ в лице Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. А сторонами Межрегионального соглашения являются:
- работники в лице их представителя - Общественной организации "Межрегиональный профсоюз работников судостроения и судоремонта";
- работодатели - предприятия и организации судостроительной промышленности, морской техники и судоремонта Российской Федерации в лице их представителя - Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз машиностроителей России";
- федеральный орган исполнительной власти - Минпромторг.
В силу ч. 11 ст. 45 ТК РФ на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.
Структура и содержание соглашения
Они определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Перечень вопросов, которые могут включаться в соглашение, установлен ст. 46 и другими статьями Трудового кодекса.
Соглашение должно включать в себя положения о сроке его действия и порядке осуществления контроля за его выполнением.
Примечание. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. При этом стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ч. 2 ст. 48 ТК РФ).
Итак, в соответствии со ст. 46 ТК РФ в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
- оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), соотношения размера зарплаты, порядок определения ее составных частей, обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);
- гарантии, компенсации и льготы работникам;
- режимы труда и отдыха;
- занятость, условия высвобождения работников;
- подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;
- условия и охрана труда;
- развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;
- дополнительное пенсионное страхование;
- другие вопросы, определенные сторонами.
Кроме этого, соглашениями могут устанавливаться:
- возможность начисления заработной платы в период отстранения работников по медицинским показаниям (ст. 73 ТК РФ);
- предложение вакансий в других местностях при отказе работника от работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора или до прекращения трудового договора по некоторым обстоятельствам (ст. 74, 81, 83, 84 ТК РФ);
- перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
- размер и порядок выплаты вознаграждения за нерабочие праздничные дни, когда работники не привлекались к работе (ст. 112 ТК РФ);
- порядок индексации заработной платы (за исключением государственных и муниципальных органов) (ст. 134 ТК РФ);
- системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений (ст. 143, 144 ТК РФ);
- выплаты при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 49 ТК РФ);
- размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками сотрудников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера; перечень работ, профессий, должностей этих работников (ст. 168.1 ТК РФ);
- порядок и условия подготовки и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ);
- условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в работе созываемых профсоюзами съездов, конференций, участия в работе выборных коллегиальных органов профсоюзов членов профсоюзов, не освобожденных от основной работы (ст. 374 ТК РФ).
Обратите внимание! В соглашение не могут включаться нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Условия соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (ст. 9, 50 ТК РФ).
Кроме того, в силу ст. 82 ТК РФ в отраслевых и (или) территориальных соглашениях определяются критерии массового увольнения при принятии решения о сокращении численности или штата работников. Так, Отраслевым соглашением по организациям железнодорожного транспорта на 2014-2016 годы*(1) установлено, что критерием массового увольнения работников при сокращении численности или штата является увольнение 5% и более работников организации, филиала, иного структурного подразделения в течение 90 дней. А Отраслевое соглашение по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2015-2017 годы*(2) определяет, что сокращение является массовым, в частности, при:
- упразднении государственного органа с числом работающих 15 и более человек;
- сокращении численности или штата работников в количестве 50 и более человек в течение 30 дней, 200 и более в течение 60 дней, 500 и более в течение 90 дней.
Порядок заключения соглашения
Согласно ст. 47 ТК РФ проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров, в которых участвуют представители работников и работодателей, а при заключении трехстороннего соглашения - и представители органов государственной власти или местного самоуправления.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией, которая обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через СМИ. Комиссия имеет право уведомить об этом работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения или в других формах, определенных последним.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны в лице их представителей должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Примечание. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного этим соглашением (ч. 1 ст. 48 ТК РФ).
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами.
В статье 47 ТК РФ также установлено, что заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу.
Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 50 ТК РФ в течение семи дней со дня подписания соглашение направляется работодателем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются в Роструде, а региональные и территориальные - соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации территориальных соглашений.
Обратите внимание! При регистрации соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, а также в ГИТ.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2007 N 260 "Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению" после уведомительной регистрации текст соглашения, заключенного на федеральном уровне, и сведения о его регистрации направляются Рострудом в течение трех календарных дней в Минздравсоцразвития для размещения на официальном сайте и опубликования в журналах "Охрана и экономика труда", "Промышленник России" и газете "Солидарность".
После опубликования в журнале "Охрана и экономика труда" и размещения на официальном сайте www.minzdravsoc.ru стороны соглашения, заключенного на федеральном уровне, вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в Минздравсоцразвития мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения. К отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель Минздравсоцразвития имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. При этом представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Отметим, что порядок опубликования иных соглашений, то есть заключенных не на федеральном уровне, определяется их сторонами.
Сфера действия соглашений
На вопрос о том, в отношении кого действуют соглашения и для кого их положения обязательны, ответ дается в ст. 48 ТК РФ.
В первую очередь, конечно, соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения (объединений) работодателей, заключившего соглашение. И даже если кто-то из работодателей прекратил членство в объединении, это не освобождает его от выполнения соглашения, заключенного в период членства. Данный работодатель должен выполнять обязательства, предусмотренные соглашением.
Кроме того, соглашение распространяет свое действие: на работодателей, которые не являются членами объединения работодателей, заключившего соглашение, но уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение; на работодателей, которые присоединились к нему уже после его заключения. Соглашение действует и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления.
Что же касается работников, на которых соглашение распространяется, это работники всех тех работодателей, на которых распространяется действие соглашения и с которыми у них существуют трудовые отношения.
К сведению. В случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Ответственность работодателя
Прежде всего отметим, что в силу ст. 51 ТК РФ стороны социального партнерства, их представители и соответствующие органы по труду осуществляют контроль за выполнением соглашения. При его проведении представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
За нарушение или невыполнение обязательств по соглашению работодатели могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.31 КоАП РФ. Ответственность для работодателя также предусмотрена за:
- уклонение от участия в переговорах о заключении соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП РФ);
- непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ);
- необоснованный отказ от заключения соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ);
- уклонение от получения требований работников, от участия в примирительных процедурах и невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.32, 5.33 КоАП РФ).
И пусть штрафы, предусмотренные данными статьями, не такие уж большие, работники всегда могут обратиться в суд. Тогда в их пользу будет взыскано все, что предусматривалось соглашением, а также компенсация морального вреда.
Кроме этого, согласно ст. 398 ТК РФ при невыполнении работодателем условий соглашения работники вправе начать коллективный трудовой спор и в целях его разрешения объявить забастовку. Напомним, что ст. 5.34 КоАП РФ предусматривает штрафные санкции для работодателя за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.
Также обращаем внимание, что согласно ст. 80 ТК РФ в случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы в случаях установленного нарушения работодателем условий соглашения, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
В заключение
Подводя итог, еще раз отметим, что соблюдение гарантий, предусмотренных соглашениями, обязательно для работодателя независимо от его материального положения. Тем не менее, если в силу экономических причин (уменьшение финансирования и т.п.) работодатель не может предоставить их работникам, разрешить ситуацию можно законным путем.
В частности, в силу ч. 7 ст. 48 ТК РФ в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение. Но возможность обращения к сторонам соглашения должна быть предусмотрена самим соглашением.
Кроме этого, работодатель может инициировать внесение изменений в соглашение. Изменения производятся в порядке, установленном для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением (ст. 49 ТК РФ).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 28.08.2013.
*(2) Утверждено Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания, ФССП 28.01.2015.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"