• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Экспертиза проектов актов представительных органов как направление правотворческой деятельности прокуратуры (С.В. Нарутто, журнал "Актуальные проблемы российского права", N 10, октябрь 2015 г.)

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Нарутто С.В. Экспертиза проектов актов представительных органов как направление правотворческой деятельности прокуратуры


Narutto S.V. Expert study of projects acts of representative bodies as a course of lawmaking activities of prosecutors


Нарутто С.В.- доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)


Narutto S.V. - Doctor of Law, Professor of Constitutional and Municipal Law Depatment, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)


Статья посвящена анализу одного из направлений правотворческой деятельности прокуратуры - экспертизе проектов федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов. Обосновывается значение превентивного прокурорского надзора. Обращается внимание на неразработанность понятия "экспертиза нормативного правового акта".

Приведенными статистическими данными прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов различного уровня, а также их проектов автор иллюстрирует важность рассматриваемого направления прокурорской деятельности. Отрицается необходимость установления императивности заключения эксперта, обосновывается вывод о том, что в нормативном акте должна закрепляться императивность рассмотрения проектов представительными органами, обязательность дать прокурору мотивированный ответ на его отрицательное заключение. В законодательстве многих субъектов РФ и муниципальных актах закреплена обязательность проведения антикоррупционной экспертизы не только принятых нормативных правовых актов, но и их проектов. В этой связи ставится проблема относимости тех или иных правовых актов к нормативным, являющимся предметом антикоррупционной экспертизы.

Отмечается, что в Федеральном законе "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" не указаны в качестве объектов антикоррупционной экспертизы нормативные договоры (соглашения) и их проекты.

Освещаются проблемы определения природы требования прокурора об изменении нормативного правового акта (проекта), содержащего коррупциогенные факторы, а также обязательности исполнения требования прокурора.


This article analyzes expert study of federal, regional and municipal regulatory legal acts as one of the areas of lawmaking activities of the prosecution. The importance of preventive public prosecutor's supervision is explained. Attention is given to the fact that the concept of ".examination of normative legal act" is not developed. Using the statistics data on prosecutorial supervision over the legality of regulatory legal acts of various levels, as well as their projects, the author illustrates the importance of the course of the prosecutor's work. The article denies the imperative need to establish an expert opinion. However, it is proved that the legal act is to be secured by imperative consideration of representative bodies and it is obligatory to provide a reasoned response to the prosecutor's negative opinion. The laws of many territorial entities of the RF and municipal acts fix mandatory anti-corruption expertise of not only adopted regulations, but also of their projects. In this context, the article raises the problem of relevance of certain legal acts to some regulations which are the subject of anti-corruption expertise. It is noted that in the federal law "On anti-corruption expertise of legal acts and draft laws and regulations" regulatory treaties (agreements) and their projects are not listed as objects of anti-corruption expertise. The problem of determining the nature of the requirements of the prosecutor to change the regulatory legal acts (draft), containing corruption-factors, as well as mandatory performance requirements of the prosecutor is highlighted.


Ключевые слова: прокуратура, надзор, экспертиза, проекты нормативных актов, правотворчество, заключение, представительный орган, антикоррупционный.


Keywords: prosecutor's office, supervision, examination, draft legislation, law-making, opinion, representative body, anticorruption.


Журнал "Актуальные проблемы российского права"


Ежемесячное научно-практическое юридическое издание, учрежденное Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Журнал, посвящен актуальным проблемам теории права, практике его применения, совершенствованию законодательства, а также проблемам юридического образования.

Рубрики Журнала охватывают все основные отрасли права, учитывают весь спектр юридической проблематики, в том числе теории и истории государства и права, государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой направленности. На страницах Журнала публикуются известные ученые и практики, размещаются экспертные заключения по знаковым судебным процессам, результаты научно-исследовательских работ и материалы конференций.


Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25128 от 7 мая 2014 г.