Работодатель выдал уведомления работникам об изменении существенных условий труда с 01.01.16 г. Во всех уведомлениях пропечатано одно число (30.10.2015 г.), хотя ознакомление проходит у работников в разные числа. В уведомлении написано: "В связи с изменением организационных условий труда". Условия труда никак не изменились, нам уменьшают оплату за вредные условия труда и на 4 дня уменьшили дополнительный оплачиваемый отпуск. Законно ли это? Возможно ли организовать независимую комиссию специальной оценки условий труда?
1. Если доплата и дополнительный отпуск за работу во вредных и/или опасных условиях труда были установлены Вам по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда (СОУТ), то работодатель вправе будет изменить Вам размер доплаты и продолжительность дополнительного отпуска при одновременном выполнении следующих условий:
- размер доплаты за работу во вредных и/или опасных условиях труда после уменьшения будет составлять не менее 4 процентов Вашей тарифной ставки (оклада);
- продолжительность дополнительного отпуска за работу во вредных/или опасных условиях труда после уменьшения будет составлять не менее 7 календарных дней;
- в организации происходят изменения организационных или технологических условиях труда, и работодатель письменно уведомил (в том числе сообщил причины, вызвавшие такие изменения) работников о таких изменениях за два месяца.
Также работодатель вправе изменить размер доплаты и продолжительность дополнительного отпуска (в том числе полностью отменить их) за работу во вредных и/или опасных условиях труда после проведения СОУТ.
2. Из Вашего вопроса не понятно, что Вы подразумеваете под организацией независимой комиссии СОУТ.
Если Вы не согласны с результатами СОУТ, которая была проведена работодателем, то Вы вправе обжаловать их в территориальном органе Роструда - государственной инспекции труда, а также в суде.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой статьи 117 ТК РФ, составляет 7 календарных дней (ч. 2 ст. 117 ТК РФ).
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 117 ТК РФ).
В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Согласно ч. 1 ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).
В соответствии с п. 6 абз. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.
Согласно ч. 1 ст. 26 вышеуказанного 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.