Надо ли в бухгалтерском учете использовать счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", если клиенты (потребители) оплачивают оказанные им услуги общепита наличными денежными средствами?
Д.А. Столяров,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г., с. 11-12.
Наличные расчеты с клиентами в момент оказания услуг следует отражать в учете без использования счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Обоснование. Согласно п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации"*(1), если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), не исполнено хотя бы одно из условий, перечисленных в указанном пункте, в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка. Эти условия таковы:
- организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
- сумма выручки может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (актив в оплату получен либо отсутствует неопределенность в отношении его получения);
- право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
В рассматриваемой ситуации в момент получения от клиента денежных средств условия признания в учете выручки соблюдаются, поэтому кредиторская задолженность возникнуть не должна.
О наличии кредиторской задолженности (обязательства) в учете свидетельствует кредитовое сальдо по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", который предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками (Инструкция по применению Плана счетов*(2)). Данный счет дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы, а кредитуется - со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. Построение аналитического учета по счету 62 должно обеспечивать возможность получения необходимых данных:
- о покупателях и заказчиках по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- о покупателях и заказчиках по не оплаченным в срок расчетным документам;
- об авансах полученных;
- о векселях, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- о векселях, дисконтированных (учтенных) в банках.
Таким образом, данные по счету 62 не должны обеспечивать получение информации о клиентах, которые за оказанные услуги общепита сразу же расплатились наличными денежными средствами.
В Инструкции по применению Плана счетов в описательной части к счету 50 "Касса" сказано, что по дебету этого счета отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. При этом в качестве счета-корреспондента к дебету счета 50 может выступать счет 90. Поэтому при расчете клиентов за оказанные услуги общественного питания наличными денежными средствами в учете следует сделать запись по дебету счета 50 в корреспонденции с кредитом счета 90, субсчет 90-1 "Выручка". Тем более, что в силу п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(3) одно из требований, которым должен соответствовать порядок организации бухучета, - требование рациональности, то есть рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.
1 ноября 2015 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н.
*(2) Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(3) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"