Правомерно ли включение в должностную инструкцию старшего специалиста (отдел продаж пластиковых карт) пунктов в следующих формулировках:
3. Должностные обязанности старший специалист обязан:
3.1. Привлекать клиентов:
- по собственной инициативе подходить к клиентам и предлагать им кредитные продукты банка [...]
- обеспечивать выполнение личного плана продаж с помощью грамотной аргументации, основанной на потребностях клиента, а также преимуществах кредитных продуктов банка; [...]
Законно ли устанавливать план продаж кредитных продуктов организации, который зависит от качества самих кредитных продуктов, качества их рекламы и не зависит от работника? Не является ли это перекладыванием предпринимательского риска Работодателя на работника? Законно ли подобное привлечение клиентов? Не является ли оно навязыванием ненужных потребителю платных услуг, понуждением потребителя к заключению кредитного договора, тем более что помимо планов по продаже кредитных продуктов, организация устанавливает планы и по продаже продуктов страхования к данным кредитным договорам.
3. Должностные обязанности [...]
3.5. По требованию ведущего специалиста, главного специалиста, территориально менеджера, руководителя Группы по управлению проектом БА ФИНАНС (в регионе) и Управлению развития и сопровождения проектов, Департамента развития отношений с компаниями-партнерами, Дирекции карточного бизнеса и управления партнерскими программами (в Москве) обязан являться в назначенное время в офис банка на собрания, конференции, обучение и тренинги с целью улучшения обслуживания клиентов. [...]
Правомерно ли вызывать работника на собрания, конференции, обучение и тренинги в мои выходные дни и дни отпуска? В данном пункте ничего не сказано про выходные дни и дни отпуска, но на практике в эти дни вызывают и утверждают, что мое отсутствие в эти дни на данных мероприятиях является нарушением должностной инструкции.
6. Взаимоотношения. связи по должности
6.1. [...]
6.2. С сотрудниками гипермаркетов Ашан, Леруа Мерлен, Декатлон по вопросам продвижения кредитных продуктов банка, размещения рекламных материалов, проведения обучения и др.
Правомерно ли мотивируя данным пунктом должностной инструкции требовать от работника, чтобы он заставлял продавцов-консультантов магазина продавать кредитные продукты его организации при его личном присутствии?
1. Требования к квалификации
1.1. [...]
1.2. При оценке качества работы старшего специалиста учитываются:
- активность в продажах;
- организаторские способности и персональные качества;
- отсутствие негативных оценок своей деятельности, как со стороны руководства, сотрудников банка, партнеров, так и со стороны клиентов. [...]
Могут ли устанавливаться подобные критерии оценки квалификации работника? Со стороны клиентов банка нареканий никаких нет, но мой руководитель утверждает, что у меня отсутствуют организаторские способности, и мою деятельность оценивает негативно, но на чем такое мнение основано я понять не могу.
1. Включение такого условия в должностную инструкцию правомерно.
Ответ на вопрос по поводу установления плана продаж, предпринимательского риска, навязывания ненужных потребителю платных услуг, понуждения потребителя к заключению кредитного договора не входит в компетенцию Роструда.
Вам следует обратиться к профессиональному юристу. По вопросу потребителя к заключению кредитного договора Вам следует обратиться в Роспотребнадзор.
2. Порядок привлечения работника к участию в собраниях, конференциях и обучению аналогичен порядку привлечения к работе в выходной и нерабочий праздничный день. Так, работодатель вправе привлекать Вас к работе в выходной день только с Вашего письменного согласия. Работа в выходной день оплачивается в двойном размере. Но Вы вправе написать заявление на предоставление Вам в качестве компенсации другого выходного дня. В таком случае рабочий выходной будет оплачен в одинарном размере.
Таким образом, Ваше несогласие учиться или совещаться в выходной день нельзя расценивать как нарушение должностной инструкции.
3. Работник не вправе заставлять кого-либо выполнять его трудовые функции.
4. Трудовое законодательство не содержит запрета на указание подобных условий.
Правовое обоснование:
1. В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно п. 1 "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322) федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с п. 5.1 и п. 5.12 вышеуказанного Положения о Роспотребнадзоре федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка
- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
2. Согласно ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
3. Согласно ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.