Работа с обращениями граждан как эффективная форма "обратной связи" с населением
К. Кожевников,
прокурор Липецкой области,
кандидат юридических наук
Журнал "Законность", N 11, ноябрь 2015 г., с. 3-5.
Статьёй 33 Конституции РФ закреплено право на индивидуальное и коллективное обращение в органы власти. Аналогичные нормы содержатся и в международных нормативных актах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах.
Ведущие отечественные конституционалисты отмечают, что право на обращение выступает своего рода правом-гарантией всех иных (не только политических) конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов*(1), а следовательно, требует неукоснительного соблюдения.
Рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан - неотъемлемая часть правозащитной деятельности органов прокуратуры. Своевременное выявление нарушений прав, свобод и законных интересов, оперативное и эффективное их устранение позволяет укреплять авторитет как органов прокуратуры, так и государственных институтов власти в целом, обеспечивать соблюдение принципа верховенства права.
В связи с этим прокуратурой Липецкой области используются различные формы "обратной связи" с населением. Помимо традиционного получения обращений (по почте, в сети Интернет, в ходе личного приёма) внедряются новые формы: функционируют "телефоны доверия", номера которых размещаются в общедоступных местах, проводятся "горячие линии", прокуроры выезжают в отдалённые населённые пункты, на предприятия, пункты временного размещения беженцев, центры социального обслуживания населения.
Активно способствуют правозащитной деятельности прокуратуры средства массовой информации. В частности, сотрудники прокуратуры области ежемесячно выступают в передаче "Добро пожаловаться" телерадиокомпании "Липецкое время" и программе "Ваша Правозащита" на радио "Комсомольская правда".
В целях оперативного реагирования на обращения, проверки организации работы с жалобами нижестоящими прокурорами, органами государственной власти и местного самоуправления в прокуратуре области в декабре 2013 года создана мобильная приёмная, которая осуществляет ежеквартальные выезды в отдалённые населённые пункты, в том числе совместно с уполномоченным по правам человека.
В рамках её работы прокурором области уже принято на личном приёме свыше 150 человек. В ходе разрешения поступивших обращений вынесено более 60 актов прокурорского реагирования, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 26 лиц, возбуждено 3 уголовных дела.
Результаты работы мобильной приёмной выразились, например, в том, что жительнице Добровского района произведён перерасчёт по алиментным платежам, инвалиду выделен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, ребёнку-инвалиду предоставлена санаторно-курортная путёвка, домовладение пенсионерки подключено к сети водоснабжения, жителям г. Лебедяни управляющей компанией произведён перерасчёт платы за электроэнергию, дочери участника Великой Отечественной войны возмещены расходы на изготовление и установку памятника её умершему отцу.
Одновременно с приёмом граждан в ходе работы мобильной приёмной даётся оценка соблюдению органами местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений. Так, были выявлены факты ненадлежащего разрешения жалоб и заявлений в проверяемых муниципалитетах, что послужило основанием для внесения 8 представлений, привлечения 13 лиц к дисциплинарной и административной ответственности.
Следует отметить, что выезды мобильной приёмной позволяют вырабатывать конкретные мероприятия, направленные на укрепление законности и правопорядка в регионе, выявлять проблемы в деятельности территориальных прокуратур.
Одновременно сложилась практика активного использования горрайпрокурорами полномочий по организации приёмов на сходах граждан, предприятиях, а также приёмов лиц пожилого возраста и инвалидов непосредственно по месту их проживания.
Высокой оценки заслуживает функционирование "телефона доверия" для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с момента создания которого в прокуратуру поступило более 800 сообщений. Дежурный прокурор даёт необходимые правовые консультации по любому вопросу, в случае необходимости организуется проверка.
Так, на основании звонка жительницы г. Усмани, сообщившей о противоправных деяниях в отношении её родственников и бездействии правоохранительных органов района, незамедлительно был организован выезд бригады прокуратуры области, в рамках которого осуществлялся приём граждан, проверялась деятельность органа внутренних дел. В результате было возбуждено 2 уголовных дела (по ч. 1 ст. 115, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ), в адрес руководителя органа внутренних дел внесено представление.
Примером эффективной работы по сообщениям с "телефона доверия" может служить организация проверки на основании поступивших телефонных звонков жителей г. Липецка о загрязнении атмосферного воздуха при переработке металлургических шлаков, в том числе в отношении крупнейшего предприятия России - ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат". По итогам прокурорской проверки 3 хозяйствующих субъекта на основании судебных решений прекратили осуществлять обозначенную деятельность. Одновременно в рамках рассмотрения представления металлургическим комбинатом внесены корректировки в природоохранную программу на сумму свыше 408 млн. руб., предусмотрена замена более 400 фильтрационных рукавов, строительство нового участка приёмки и отгрузки шлака.
Хозяйствующие субъекты также вправе воспользоваться организованным в прокуратуре области "телефоном доверия для предпринимателей". Наиболее распространёнными нарушениями, о которых сообщают юридические лица и индивидуальные предприниматели, являются: неисполнение контрагентами своих обязательств по заключённым договорам, несоблюдение контролирующими органами законодательства при проведении проверок.
В частности, некоторые главы крестьянских фермерских хозяйств проинформировали прокуратуру о предоставлении администрацией Добринского района земельных участков обществу без проведения кадастрового учёта и публикации информации об этом. Доводы заявителей нашли подтверждение в ходе прокурорской проверки, незаконные договоры расторгнуты, право аренды земельных участков вынесено на торги.
Ещё одной формой обратной связи с населением может служить проведение "горячих линий" по актуальным и социально значимым вопросам.
Прокуратурой Липецкой области проводятся "горячие линии" с целью выявления и пресечения фактов нарушения трудового законодательства, по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, противодействия коррупции, незаконного повышения цен на продовольственную и сельскохозяйственную продукцию, лекарственные средства.
Положительный пример открытости органов прокуратуры - проведение "горячей линии" по противодействию незаконному игорному бизнесу, которая позволила пресечь деятельность свыше 15 игорных заведений, изъять 170 игровых аппаратов и лотерейных терминалов, выявить факты бездействия правоохранительных органов в обозначенной сфере.
Многие игорные заведения после их обнаружения через непродолжительный промежуток времени, усилив меры конспирации, возобновляли свою работу. К примеру, в одном из игровых клубов 6 раз вывозилось игорное оборудование. Однако организаторы проведения азартных игр не устанавливались, к административной либо уголовной ответственности не привлекались, в связи с чем в развлекательном заведении вновь выявлялись игровые автоматы.
В результате работы "горячей линии" по фактам незаконной организации и проведения азартных игр, от которых получен доход свыше 200 млн. руб., возбуждены уголовные дела по п. "а" ч. 2 ст. 171.2 и ч. 2 ст. 210 УК. Виновные задержаны, им предъявлено обвинение.
Следует отметить, что количество звонков о проведении нелегальных азартных игр с учётом функционирования "горячей линии" на сегодняшний день значительно сократилось.
В рамках борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ прокуратурой предложен новый алгоритм взаимодействия с населением, установления обратной связи путём организации "горячих линий", "телефонов доверия", а также размещения в местах массового пребывания людей ящиков для анонимных обращений шаговой доступности.
Оперативное реагирование на указанные обращения в рамках антинаркотического месячника "Вместе против наркотиков" позволило сократить число убийств, хищений, снизить общий уровень преступности более чем на 20%.
Прокурорские работники активно используют полномочия по приёму граждан и разъяснению законодательства в рамках организуемых совместно с иными правоохранительными органами, службами, адвокатурой, нотариатом единых дней бесплатной юридической помощи, на которых за прошедшие полтора года было рассмотрено свыше 350 устных обращений.
Особое внимание уделяется прокуратурой неукоснительному соблюдению работниками порядка рассмотрения заявлений и жалоб. С этой целью вопросы правоприменения, организации работы с обращениями обсуждаются на коллегиях, учебно-методических семинарах. В территориальные прокуратуры направляются методические рекомендации, информационные письма.
Не реже, чем раз в полугодие, в каждой районной прокуратуре проверяется организация работы с жалобами, даётся оценка допускаемым недостаткам, обобщается положительный опыт. За проявленную инициативу и принципиальность при разрешении заявлений работники прокуратуры поощряются прокурором области.
В целях повышения результативности деятельности, оказания положительного воспитательного воздействия, на официальном сайте прокуратуры области создан раздел "Отзывы о работе прокуратуры", в котором размещаются различные предложения, письма населения о деятельности прокуратуры.
Благодаря использованию новых форм "обратной связи" с населением региона сведены к минимуму конфликты интересов, в отношениях прокуратуры и иных органов власти с гражданами доминируют законность, открытость и рациональность. Всё это способствует социальной стабильности, поддержанию правопорядка в регионе.
В последние годы в прокуратуре Липецкой области наблюдается увеличение количества обращений, в частности, в 2013 г. рост составил 6,7%, а в 2014 - 24%.
Приведённые данные свидетельствуют о возрастающем доверии граждан к институту прокуратуры и эффективности новых подходов в организации работы с обращениями.
Таким образом, граждане рассматривают обращение в прокуратуру как важную гарантию реализации и защиты конституционных прав и свобод.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кожевников К.М. Работа с обращениями граждан как эффективная форма "обратной связи" с населением
Kozhevnikov K.M. Processing applications of citizens as an efficient form of "feedback" from population
В статье рассматриваются вопросы организации работы с обращениями граждан на примере прокуратуры Липецкой области.
In the article the questions of organization of work with citizens ' complaints on the example of the Prosecutor's office of the Lipetsk region.
Ключевые слова: прокурор; обращение; "обратная связь" с населением; "телефон доверия"; "горячая линия".
Keywords: prosecutor; complaint; "feedback" from the population; "help line"; "hot line".
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.