В интернет-магазине 27.11.2015 покупателем (физическим лицом) был выбран и оплачен банковской картой ЖК-телевизор. 28.11.2015 товар был доставлен на дом покупателю курьерской доставкой. Курьер вынул телевизор из коробки, но не разворачивал его из упаковки, не снимал защитную пленку с поверхности. На предложение покупателя проверить качество товара, был дан отказ с формулировкой: "Мы этим не занимаемся, если что Вы всегда можете вернуть телевизор в течение 7 дней". Покупатель настаивать на проверке телевизора не стал. Были выданы документы: кассовый чек и акт приемки товара, в котором мелким шрифтом прописана информация для покупателя, включая сроки возврата товара надлежащего качества. Покупатель расписался на этом акте. 29.11.2015 (через сутки после доставки) покупатель решил сдать товар в магазин с возвратом стоимости товара. Причиной возврата телевизора продавцу было некачественное изображение по цвету.
При осмотре телевизора продавцом были обнаружены царапины на подставке телевизора и потертости на его боковой поверхности (на белом пластике). По этой причине продавец отказался принять телевизор.
Был составлен акт о ненадлежащем виде товара и отказе в возврате. Письменное требование об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за телевизор суммы продавцу не предъявлялось.
Покупатель уверен, что товар был доставлен с уже имеющимися повреждениями внешнего вида, не заметными на первый взгляд. В квартире покупателя нет детей, сам покупатель телевизор не повреждал.
Покупатель считает, что таким образом (нанеся незаметные глазу при первом взгляде повреждения) продавец страхует себя от ситуаций с возвратом товара, учитывая, что товар был приобретен по акции "Черная пятница".
Что делать покупателю в сложившейся ситуации? Каким образом можно вернуть деньги за телевизор?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы в течение пятнадцати дней со дня передачи ему телевизора, направив продавцу претензию с требованием о возврате денежных средств, которая должна быть рассмотрена продавцом в течение 10 дней. В случае отказа удовлетворить указанное требование покупатель вправе предъявить продавцу соответствующий иск в суде.
Обоснование вывода:
Как мы поняли из вопроса в рассматриваемой ситуации имела место продажа товара дистанционным способом, поскольку договор розничной купли-продажи телевизора был заключен с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что исключает возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п. 2 ст. 497 ГК РФ). С учетом того, что телевизор приобретен покупателем исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в данной ситуации, наряду с положениями ГК РФ о розничной купле-продаже, подлежат применению положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I). Продажа товаров дистанционным способом регулируется также Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 (далее - Правила N 612).
В соответствии с п. 5 ст. 26.1 Закона N 2300-1 последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товаров установлены положениями статей 18-24 названного Закона.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1 в случае обнаружения в товаре недостатков*(1), если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Аналогичные положения содержатся в пунктах 28, 29 Правил N 612.
Заметим, что в отношении технически сложного товара*(2) потребителю в случае обнаружения в товаре не оговоренных продавцом недостатков предоставлено право либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, либо предъявить требование о замене его на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара*(3) (абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I). По истечении этого срока отказ от исполнения договора купли-продажи либо требование о замене технически сложного товара могут быть удовлетворены при наличии хотя бы одного из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I случаев: обнаружение существенного недостатка товара (п. 3 ст. 503, п. 2 ст. 475 ГК РФ), нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара (ст.ст. 20, 21, 22 Закона N 2300-I), невозможность использования товара более 30 дней (в совокупности) в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 17)).
В случае обнаружения недостатка товара потребитель вправе направить продавцу претензию об отказе от исполнения договора купли-продажи и требованием о возврате денежных средств, которая должна быть рассмотрена продавцом в течение 10 дней (ст. 22 Закона N 2300-I). По требованию продавца и за его счет потребитель должен вернуть товар с недостатком (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I). Возвращенный товар продавец должен принять и в случае необходимости провести проверку качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).
Если продавец отказывается удовлетворить требования потребителя, последний вправе предъявить к продавцу соответствующий иск в суде (ст. 17 Закона N 2300-I). Согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 17 при разрешении требований потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1 Закона N 2300-1, ст. 1098 ГК РФ, смотрите также определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.10.2011 N 45-В11-10). Исключение составляют случаи продажи товара ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п. 6 ст. 18, пункты 5 и 6 ст. 19 Закона N 2300-1).
В силу п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1 при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 46 Постановления Пленума ВС РФ N 17, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом N 2300-1, данный штраф взыскивается с ответчика в пользу потребителя независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 августа 2013 г. по делу N 33-10078/2013).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы в течение пятнадцати дней со дня передачи ему телевизора, направив продавцу претензию с требованием о возврате денежных средств, которая должна быть рассмотрена продавцом в течение 10 дней. В случае отказа удовлетворить указанное требование покупатель вправе предъявить продавцу соответствующий иск в суде.
К сведению.
Обратим внимание, что установленный п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-I и п. 21 Правил N 612 7-дневный срок является специальным сроком для случаев дистанционной продажи товара по отношению к установленному ст. 25 Закона N 2300-I общему 14-дневному сроку. Указанные сроки предусмотрены Законом N 2300-1 для возврата продавцу товара надлежащего качества. При этом возврат товара надлежащего качества в силу п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1 возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства*(4), а также если представлен документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества
2 декабря 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под недостатком товара понимается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию (преамбула Закона N 2300-1).
*(2) Согласно п. 10 Перечня технически сложных товаров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924, телевизор отнесен к технически сложным товарам.
*(3) Отметим, что право выбора принадлежит потребителю (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ N 17).
*(4) Можно предположить, что, отказывая в приеме телевизора, продавец руководствовался именно этой нормой Закона N 2300-1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.