Наше учреждение работает по договору обслуживания с учреждениями культуры, предоставляя им для содержания в чистоте зданий учреждений культуры (ДК и библиотеки), прилегающей территории, для транспортного обеспечения: уборщиков служебных территорий, дворника, водителя. Указанным работникам необходимо выдавать средства индивидуально защиты (Далее - СИЗ) и смывающие средства. В карточках учета выдачи СИЗ и учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств кроме подписи самого работника, чья еще подпись должна стоять? Директора нашего учреждения или директора того учреждения (структурных подразделений у нас нет), где работник фактически работает? Дело в том, что наше учреждение вообще не закупает СИЗ, их закупают обслуживаемые нами учреждения и выдают предоставленным нами работникам. А также где должны хранится эти карточки: у меня как у специалиста по охране труда (я тоже работаю на все обслуживаемые учреждения) или у директора обслуживаемого учреждения (а у нас только копия)?
Средства индивидуальной защиты и смывающие средства должны закупаться и выдаваться работникам работодателем, а не организацией с которой у работодателя заключен договор оказания услуг, и в личных карточках учета выдачи СИЗ и в личных карточках учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств должна быть проставлена подпись представителя работодателя, с которым работниками заключены трудовые договоры. При этом СИЗ работодатель может приобрести во временное пользование на основание договора аренды.
Личные карточки учета выдачи СИЗ и личные карточки учета выдачи смывающих и(или) обезвреживающих средств должны храниться у работодателя.
Правовое обоснование:
В силу ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Согласно п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (далее - Правила) работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.
Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.
Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам (п. 13 Правил).
Согласно п. 14 Приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (далее - Приложение N 2) выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно Типовым нормам осуществляется уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя.
Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту (п. 24 Приложения N 2).
Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с Типовыми нормами, за организацию контроля правильности их применения работниками, а также за хранение смывающих и (или) обезвреживающих средств возлагается на работодателя (его представителя) (п. 26 Приложения N 2).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.