Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для возбуждения уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности
И.В. Цивенко,
младший советник юстиции, старший прокурор
отдела методико-аналитического обеспечения надзора
за исполнением законов органами, осуществляющими
дознание и оперативно-розыскную деятельность
Управления методико-аналитического обеспечения надзора
за процессуальной деятельностью органов предварительного
расследования и оперативно-розыскной деятельностью
Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Журнал "Адвокат", N 11, ноябрь 2015 г.
В статье И.В. Цивенко исследованы отдельные аспекты использования результатов оперативно-розыскной деятельности для возбуждения уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, своевременность, полнота и достаточность мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, адекватность принятых мер характеру этих нарушений и их причин является необходимым условием эффективности выявления и раскрытия преступлений, связанных с экстремистской деятельностью.
В последние годы в России сложилась негативная тенденция роста преступлений экстремистской направленности: с 896 в 2013 г. до 1024 в 2014 г. (рост - 14,3%)*(1). Среди них преобладают преступления, предусмотренные ст. 280 УК РФ и ст. 282 УК РФ, совершенные с использованием сети "Интернет".
На территории России продолжается активная деятельность международных объединений, целью которых является совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера, дестабилизация ситуации в отдельных регионах государства. По-прежнему существенную угрозу несут в себе организованные формы преступности. Граждане, вовлеченные в деятельность радикальных религиозных организаций, признанных судами экстремистскими и террористическими, ставящих своей задачей построение "всемирного халифата", в том числе путем вооруженной борьбы, являются потенциальными кандидатами на вербовку для участия в незаконных вооруженных формированиях.
Планомерная и целенаправленная борьба с такими организованными формами преступности, в том числе международного характера, возможна в рамках оперативно-розыскной деятельности различных оперативных служб.
В связи с этим основные усилия правоохранительных органов в борьбе с преступными проявлениями в данной сфере должны быть направлены на противодействие организованным формам преступности (экстремистским и террористическим сообществам и организациям), пресечение каналов их финансирования, а также воспрепятствование пропаганде преступных идеологий, в том числе осуществляемой с использованием телекоммуникационных сетей.
Немаловажной проблемой в выявлении преступлений экстремистской направленности является их скрытый характер. Как показывает практика, большинство совершенных тяжких и особо тяжких преступлений против личности на межнациональной почве - латентные, так как некоторые обстоятельства, в том числе свидетельствующие о совершении преступления на почве межнациональной розни, устанавливаются спустя значительный временной промежуток.
Поэтому справедливо отметить, что результаты работы правоохранительных органов по выявлению, пресечению и раскрытию экстремистских преступлений в значительной степени зависят от эффективности оперативно-розыскной деятельности. Данное утверждение обосновывают и итоги проведенного автором исследования, согласно которым в 80% изученных уголовных дел факты экстремизма установлены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Однако УПК РФ прямо не предусматривает в качестве оснований для возбуждения уголовного дела результаты оперативно-розыскной деятельности. Уголовное дело, согласно ст. 146 УПК РФ, возбуждается при наличии поводов и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ. Исходя из практики и действующего законодательства, результаты оперативно-розыскной деятельности рассматриваются как один из видов сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников, которые оформляются соответствующим рапортом об обнаружении признаков преступления в соответствии с требованиями ст. 143 УПК РФ. Рапорт направляется следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. При проверке законности возбуждения уголовного дела на основании такого рапорта прокурору следует обращать внимание на его соответствие требованиям ст. 143 УПК РФ и достаточность изложенных фактических данных, указывающих на признаки преступления, для возбуждения уголовного дела.
Некоторые ученые*(2) ставят вопрос о включении в УПК РФ самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела - постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о представлении органу дознания, следователю данных, указывающих на признаки преступления. Полагаем, что подобная конкретизация поводов в УПК РФ обоснованна и будет способствовать устранению неясностей при определении повода к возбуждению уголовного дела на основании представленных результатов оперативно-розыскной деятельности.
На сегодняшний день негативным обстоятельством, усложняющим преобразование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальные доказательства, является то, что порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам расследования ни уголовно-процессуальным законом, ни Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" не конкретизирован, не установлены в них и требования, которым указанные результаты должны отвечать. Часть 4 ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" обозначает данный порядок лишь в общей форме.
Как уже отмечалось, Уголовно-процессуальный кодекс РФ не дает четкой регламентации введения результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс. В свою очередь, следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом необходимо иметь в виду, что в рассматриваемой ситуации орган дознания выступает как орган, уполномоченный на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а не расследования по уголовному делу. Одновременно редакция ст. 89 УПК РФ предостерегает, что "в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом".
Положение п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" прямо предусматривает возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела, если для этого есть фактические основания: наличие сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления. Дополнительные данные, которые будут получены в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, позволят обоснованно решить вопрос о возбуждении дела.
При этом не следует смешивать оперативно-розыскные мероприятия со следственными действиями, предусмотренными УПК РФ, которые не могут производиться до возбуждения уголовного дела (за исключением осмотра места происшествия, осмотра трупа, освидетельствования, судебной экспертизы).
Сходство оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий не должно и не может служить поводом к их отождествлению, к подмене одних другими, поскольку следственные действия не могут проводиться негласно и осуществляются в установленном уголовно-процессуальным законом порядке. В частности, в определении Конституционного Суда РФ указывается, что "оперативно-розыскная деятельность и проводимые в ходе ее осуществления соответствующие оперативно-розыскные мероприятия не подменяют процессуальные действия, осуществляемые при осуществлении при проведении дознания и предварительного следствия"*(3). Хотя по своей сути "они также направлены на борьбу с преступностью, осуществляются именно в целях защиты личности, общества и государства от преступных посягательств..."*(4).
Оперативно-розыскные мероприятия, проведенные с нарушением установленных Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" порядка, условий и оснований их реализации, не являются легитимными, в связи с чем сведения, полученные при их проведении, не могут рассматриваться как результаты оперативно-розыскной деятельности.
К примеру, суды особое внимание уделяют признанию недопустимыми результатов оперативно-розыскной деятельности вследствие их неправильного оформления, несоблюдения процедуры сбора. Чаще всего на практике недопустимыми признавались протоколы осмотра помещений, зданий, участков местности, результаты оперативных экспериментов, прослушивания телефонных переговоров и фонограмм и т.д.
Одним из наиболее действенных средств обеспечения законности оперативно-розыскной деятельности выступает реализация прокурором полномочий, предусмотренных ст. 21 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Так, при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в ходе оперативно-розыскной деятельности в части законности использования ее результатов для возбуждения уголовных дел экстремистской направленности следует тщательно проверять соблюдение порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, который регламентируется не только Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", но и ведомственными нормативными правовыми актами, прежде всего, Инструкцией "О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд", утвержденной приказом МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27 сентября 2013 г.
При этом особое внимание должно уделяться проверке законности целей и оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, наличия полномочий на осуществление предусмотренного законом оперативно-розыскного мероприятия.
Обобщение практики предварительного расследования преступлений экстремистской направленности, прежде всего, совершенных в условиях неочевидности, свидетельствует о том, что их успешное раскрытие, изобличение виновных, преодоление препятствий, чинимых заинтересованными лицами на пути поиска истины по уголовному делу, во многом зависят от правильной организации взаимодействия следователей, дознавателей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Одним из важных условий такого взаимодействия является своевременный обмен ориентирующей информацией между ними, позволяющий наиболее целенаправленно и рационально использовать возможности этих органов. Оперативным подразделениям органов ФСБ России, МВД России и ФСИН России надлежит разрабатывать планы взаимодействия в целях выявления, предупреждения и пресечения экстремистских деяний.
Так, в результате проведенных совместных оперативно-розыскных мероприятий УФСБ России по Оренбургской области и УМВД по Оренбургской области в 2009-2012 гг. пресечена в г. Оренбурге и г. Соль-Илецке Оренбургской области деятельность трех ячеек запрещенных международных экстремистских объединений "Нурджулар" и "Таблиги Джамаат".
Тесное взаимодействие с оперативными подразделениями МВД и ФСБ с применением всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление преступной деятельности, гарантирует качественное расследование уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности.
В то же время отметим, что в работе оперативных служб, направленной на получение оперативно-значимой и упреждающей информации, имеются существенные просчеты. В большинстве случаев оперативно-розыскные мероприятия проводятся лишь в отношении конкретных лиц, возможно причастных к единичным противоправным деяниям, при этом источник финансирования такой деятельности не всегда выясняется.
Несмотря на то что одним из наиболее актуальных направлений противодействия экстремизму является выявление фактов использования сети "Интернет" в экстремистских целях, результаты данной работы явно недостаточны и не способствуют решению проблемы пресечения пропаганды радикальных идей в информационном пространстве.
Изменения, внесенные в уголовное законодательство в 2014 г. (федеральными законами от 28 июня 2014 г. N 179-ФЗ, от 3 февраля 2014 г. N 5-ФЗ, от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ), расширили возможность использования потенциала оперативно-розыскной деятельности для предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 282, ч. 1 и 2 ст. 282.2 УК РФ, которые теперь отнесены к категориям преступлений средней тяжести и тяжких.
Поскольку ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" разрешает прослушивание телефонных и иных переговоров только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, а проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, указанное выше реформирование уголовного законодательства позволяет проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий для их выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения рассматриваемых деяний, что несомненно способствует повышению эффективности правоохранительной деятельности.
Вместе с тем введенная Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 179-ФЗ ст. 282.3 "Финансирование экстремистской деятельности" в ч. 1 описывает деяние, относящееся к преступлениям небольшой тяжести. Из диспозиции нормы следует, что предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования экстремистской организации, подготовки и совершения преступлений экстремистской направленности, как правило, носит скрытый характер и установить эти противоправные действия возможно только оперативным путем с применением всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в том числе ограничивающих конституционные права граждан.
Однако до тех пор пока уголовное деяние, регламентированное в ч. 1 ст. 282.3 УК РФ, будет относиться к преступлениям небольшой тяжести, оперативные службы не смогут проводить определенные оперативно-розыскные мероприятия для его выявления. В то же время следует констатировать, что количество возбужденных уголовных дел и проходящих по ним сумм финансирования неадекватно масштабам проблемы и свидетельствует о том, что каналы крупной, системной материальной поддержки противоправной экстремистской деятельности не всегда выявляются и пресекаются. Полагаем, что необходимо ужесточить санкцию за обозначенное деяние, предусмотрев в ч. 1 ст. 282.3 УК РФ наказание в виде лишения свободы на срок от трех лет и более.
Данная мера существенно повысит результативность оперативно-розыскной деятельности по выявлению каналов финансирования экстремистской преступности.
Библиография
Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. N 18-О по жалобе граждан Никольской М.Б. и Сапронова М.И. на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 3.
Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / под ред. И.Н. Зубова, В.В. Николюка. - М.: Спарк, 1999.
Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. - М., 1999.
Ларинков А.А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания государственным обвинителем: учеб. пособие. - СПб., 2007.
Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (понятие, организация, методика): учеб. пособие. - СПб., 2003.
Доля Е.А. Результатам оперативно-розыскной деятельности нельзя придавать статус доказательств в уголовном процессе // Российская юстиция. 2007. N 6.
Шамардин А.А. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. Вып. 9. - Оренбург, 2008.
Сводный отчет по России МВД России "О преступлениях террористического характера, экстремистской направленности и связанных с террористической деятельностью" за 2014 г. (форма 282).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По данным Сводного отчета по России МВД России "О преступлениях террористического характера, экстремистской направленности и связанных с террористической деятельностью" за 2014 г. (форма 282). Документ официально не опубликован.
*(2) Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / под ред. И.Н. Зубова, В.В. Николюка. - М.: Спарк, 1999. С. 51.
*(3) См. определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. N 18-О по жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 3.
*(4) Там же.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для возбуждения уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности
Автор
И.В. Цивенко - младший советник юстиции, старший прокурор отдела методико-аналитического обеспечения надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и оперативно-розыскную деятельность Управления методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Журнал "Адвокат", 2015, N 11