Гарантии гражданским служащим при увольнении
Е.В. Давыдова,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 63-73.
Увольнение с государственной службы, в том числе по причинам, не зависящим от желания самого служащего, - явление не такое уж и редкое. И сейчас, когда госслужащие оказались в группе риска в связи с грядущими сокращениями, планируемыми с целью совершенствования государственного аппарата, увольнений, видимо, станет еще больше. Однако, прощаясь с сотрудниками, работодатели не всегда четко соблюдают порядок увольнения, а также выполняют обязанность по выплате причитающихся работникам сумм. В связи с этим напомним, на какие гарантии и компенсации при увольнении по разным основаниям имеют право гражданские служащие.
Прежде всего отметим, что согласно ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются настоящим законом. А в части, им не урегулированной, применяются законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Среди гарантий, связанных с увольнением работников и установленных трудовым законодательством, можно выделить:
- запрет на увольнение по инициативе работодателя в период нахождения работника в отпуске или его временной нетрудоспособности;
- право на отказ от увольнения по инициативе работника до истечения срока предупреждения об увольнении;
- перевод на другую вакантную должность при увольнении по определенным основаниям;
- заблаговременное уведомление об увольнении в связи с сокращением штата или ликвидацией организации;
- учет преимущественного права на оставление на работе при сокращении штата;
- выплату выходных пособий.
Что касается гарантий при увольнении с гражданской службы, можно отметить, что в основном гарантии, предоставляемые служащим, аналогичны тем, которые установлены Трудовым кодексом, но при этом имеются свои особенности. Перейдем к их рассмотрению.
Запрет на увольнение во время отпуска и болезни
Итак, согласно ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания служащего в отпуске и его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в п. 8.1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.
К сведению. В соответствии с ч. 6 ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) в период его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске.
То есть в случае, если Трудовой кодекс не ставит запрет на увольнение в зависимость от продолжительности или причины временной нетрудоспособности, для гражданских служащих данные показатели имеют значение, поскольку Законом N 79-ФЗ предусмотрено такое основание для увольнения по инициативе представителя нанимателя, как отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью (п. 8.1 ч. 1 ст. 37). При этом увольнение по данному основанию не допускается, если законодательством РФ установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).
В частности, согласно п. 13 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок), по решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть выдан в установленном порядке до дня восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, а в отдельных случаях (при травмах, состояниях после реконструктивных операций, туберкулезе) - на срок не более 12 месяцев, с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через 15 календарных дней.
То есть на основании Порядка период восстановления трудоспособности при травмах, состояниях после реконструктивных операций, туберкулезе может превышать четыре месяца. В этих случаях до периода восстановления трудоспособности за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы. Такие выводы, в частности, сделаны в Письме Минтруда РФ от 06.08.2012 N 18-4/1138.
Таким образом, служащий не может быть уволен в период его временной нетрудоспособности:
1) если период его отсутствия на службе в связи с болезнью не превышает четырех месяцев;
2) независимо от периода отсутствия на службе:
- если нетрудоспособность служащего связана с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей;
- при определенном заболевании, если законодательством установлены гарантии по сохранению места работы.
Гарантии при увольнении по инициативе служащего
Гражданскому служащему установлены также гарантии при увольнении по инициативе самого служащего, которые практически полностью дублируют положения ст. 80 ТК РФ.
В первую очередь это право служащего до истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы в любое время отозвать свое заявление. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы не производятся, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин (ч. 3 ст. 36 Закона N 79-ФЗ).
Кроме того, в случае, если заявление гражданского служащего об увольнении по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательную организацию, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также при установленном нарушении представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.
Примечание. Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели (ч. 1 ст. 36 Закона N 79-ФЗ).
Также гражданский служащий имеет право в течение двухнедельного срока, предусмотренного для предупреждения об увольнении, подать заявление о предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска и увольнении с гражданской службы после предоставления такого отпуска либо заявление об увольнении с гражданской службы после окончания периода его временной нетрудоспособности, если он заболел (ч. 8 ст. 36 Закона N 79-ФЗ).
В данном случае на представителя нанимателя возлагается обязанность удовлетворить просьбу гражданского служащего. При этом отказать в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданскому служащему можно, только если служащий уже воспользовался своим правом на отдых в текущем периоде.
Перевод на иную должность
К гарантиям, предоставляемым гражданским служащим, также можно отнести перевод на другую должность при увольнении по инициативе представителя нанимателя по некоторым основаниям.
Так, в силу п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ увольнение гражданского служащего в случае несоответствия его замещаемой должности гражданской службы допускается, только если его невозможно перевести на иную должность гражданской службы. При этом несоответствие служащего замещаемой должности должно быть:
- по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
- вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Таким образом, если представитель нанимателя установил, что служащий не соответствует занимаемой должности по состоянию здоровья либо вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, он обязан предложить ему иную должность. В случае отсутствия таковой представителю нанимателя следует иметь подтверждение о невозможности предоставить служащему другую должность.
В отличие от Закона N 79-ФЗ, Трудовым кодексом установлено больше случаев, когда работодатель обязан предложить работнику перевод, прежде чем его уволить. Это, в частности:
- восстановление на работе лица, ранее выполнявшего данную работу (п. 2 ч. 1 ст. 83);
- дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником трудовых обязанностей (п. 8 ч. 1 ст. 83);
- истечение срока действия, приостановление на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (п. 9 ч. 1 ст. 83);
- прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска (п. 10 ч. 1 ст. 83);
- возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами деятельности (п. 13 ч. 1 ст. 83);
- нарушение предусмотренных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора не по вине работника (ст. 84).
Что касается гражданских служащих, руководствуясь положениями Закона N 79-ФЗ, можно сделать вывод, что предлагать служащему перевод на другую должность в перечисленных случаях представитель не должен и может сразу его уволить.
Например, в ч. 1 ст. 39 Закона N 79-ФЗ указано, что служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности, увольняется с гражданской службы и с его согласия включается в кадровый резерв в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда.
А согласно ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ в случае применения к гражданскому служащему административного наказания в виде дисквалификации служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
Сокращение должностей или упразднение государственного органа
В соответствии со ст. 31 Закона N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления ему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо другом государственном органе.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.
В течение этих двух месяцев представитель нанимателя обязан предложить гражданскому служащему все имеющиеся в том же государственном органе или органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах.
Обратите внимание! Поступление на гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, за исключением некоторых случаев. Конкурс не проводится в том числе при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы при сокращении должностей или упразднении государственного органа (п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона N 79-ФЗ).
В течение двух месяцев в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих, по результатам которой служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона N 79-ФЗ предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, результаты профессиональной служебной деятельности и большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
По результатам аттестации гражданский служащий может быть направлен в соответствующую организацию для получения дополнительного профессионального образования.
Таким образом, отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления ему возможности замещения иной должности в том же или другом государственном органе, а также при направлении служащего на профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации.
Если же служащий отказывается от замещения предложенной ему должности или получения дополнительного профессионального образования, служебный контракт с ним может быть расторгнут.
Выплаты, причитающиеся служащему при увольнении
В зависимости от основания для увольнения служащему должны быть произведены определенные выплаты. При этом при увольнении по любому основанию гражданскому служащему, прежде всего, выплачивается денежное содержание за отработанный период, состоящее из оклада денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами (федеральными, субъектов РФ, локальными) и служебным контрактом.
Кроме того, в силу ст. 46 Закона N 79-ФЗ гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Здесь следует отметить, что помимо денежного содержания за период ежегодного отпуска согласно ч. 11 ст. 46 Закона N 79-ФЗ федеральному гражданскому служащему при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.
Обратите внимание! При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданскому служащему субъекта РФ единовременная выплата осуществляется в соответствии с законодательством этого субъекта РФ (ч. 12 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).
Таким образом, если гражданский служащий увольняется, не использовав ежегодный оплачиваемый отпуск, он получит за него только компенсацию, без единовременной выплаты. Если же отпуск был использован, но единовременная выплата не была произведена, она может быть осуществлена при увольнении.
Более конкретизированный порядок ее выплаты может содержаться в нормативных актах нанимателя. Например, согласно Приказу Росводресурсов от 22.09.2006 N 203 единовременная выплата к отпуску не производится:
- гражданским служащим, увольняемым с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п. 2-7 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (по инициативе представителя нанимателя). Если указанным гражданским служащим единовременная выплата была осуществлена ранее, при их увольнении выплаченная сумма удержанию не подлежит;
- гражданским служащим, уволенным с государственной гражданской службы в конце календарного года с предоставлением при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем календарном году, за календарный год, в котором оканчивается отпуск, и др.
К сведению. Кроме единовременной выплаты к отпуску Законом N 79-ФЗ также предусмотрена материальная помощь, порядок выплаты которой определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (ст. 50 данного закона).
Помимо денежного содержания за отработанный период и компенсации за неиспользованный отпуск Законом N 79-ФЗ установлена выплата компенсации в размере месячного и четырехмесячного денежного содержания.
Компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания выплачивается:
- при увольнении в связи с сокращением должностей или упразднением государственного органа. При этом выходное пособие не выплачивается (ч. 3.1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).
К сведению. Служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по этим основаниям, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 3.2 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).
Если с письменного согласия служащего служебный контракт расторгается до истечения двухмесячного срока, установленного для уведомления об увольнении, ему выплачивается дополнительная компенсация в размере денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении;
- при расторжении срочного служебного контракта в случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причине наличия заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением, или невозможности проживания членов семьи гражданского служащего в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением. Выходное пособие при этом не выплачивается (ч. 5 ст. 35, ч. 9 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ);
- при расторжении служебного контракта в связи с отсутствием на службе в течение более четырех месяцев подряд по причине временной нетрудоспособности, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности) (ст. 37 Закона N 79-ФЗ).
Месячное денежное содержание выплачивается в случае прекращения служебного контракта в связи с нарушением установленных Законом N 79-ФЗ или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и если нарушение правил заключения служебного контракта допущено не по вине гражданского служащего (ч. 2 ст. 40 Закона N 79-ФЗ).
Поскольку перечисленные выплаты в размере денежного содержания, в частности, при сокращении или упразднении государственного органа по своей сути приравниваются к выходным пособиям, определенным трудовым законодательством, положения Трудового кодекса по поводу выплаты выходных пособий в данных случаях не применяются.
Однако возникает вопрос: следует ли применять ч. 3 ст. 178 ТК РФ, устанавливающую выплату выходных пособий в размере двухнедельного среднего заработка в определенных случаях при увольнении, предусмотренных и Трудовым кодексом, и Законом N 79-ФЗ (например при увольнении в связи с призывом работника на военную службу, восстановлением на работе лица, ранее выполнявшего эту работу, и т.д.)?
Никаких разъяснений по этому поводу законодатель не дает. Однако, руководствуясь ст. 73 Закона N 79-ФЗ, можно сделать вывод: поскольку Законом N 79-ФЗ вопрос выплаты выходного пособия в подобных случаях не урегулирован, следует применять нормы Трудового кодекса.
* * *
В заключение также отметим, что особые гарантии при увольнении имеют отдельные категории гражданских служащих, например беременные и лица с семейными обязанностями. Согласно ч. 1 ст. 261 ТК РФ, которая распространяется и на гражданских служащих, запрещается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной, за исключением случаев ликвидации организации. Не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя и с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, одинокой матерью и т.д. Их увольнение допускается лишь по определенным основаниям.
В любом случае предоставлять установленные законодательством гарантии работодатель обязан всем служащим без исключения. Иначе в силу ст. 68 Закона N 79-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной гражданской службе, будут привлечены к ответственности в порядке, предусмотренном Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"