Подходы к формированию комплексной публичной отчетности организации на базе концепции интеллектуального капитала
Р.П. Булыга,
д-р экон. наук, профессор, проректор по стратегическому развитию
и практико-ориентированному образованию
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Журнал "Аудитор", N 11, ноябрь 2015 г., с. 18-29.
Статья посвящена обзору современных концепций формирования комплексного публичного отчета организации, представлена схема категории "бизнес" как триада капитала, транзакций и результатов деятельности, предложена принципиальная структура понятия "интеллектуальный капитал бизнеса", сформулирована концепция интеллектуального капитала.
Введение
В последнее время в специальной литературе и практике нормотворческой работы все большую популярность приобретают различные подходы к формированию комплексной публичной отчетности организаций, среди которых наибольшую известность получили две концепции: отчетность об устойчивом развитии организации и интегрированная отчетность. Детальный анализ содержательной части интегрированного отчета и отчета об устойчивом развитии позволяет сделать вывод, что концептуально они представляют собой реставрацию модной в 1990-2000-е гг. концепции отчетности об интеллектуальном капитале.
Пик общественного мнения о значимости специальной отчетности об интеллектуальном капитале приходится на 1995-2000 гг. Его связывают, прежде всего, с публикацией шведской страховой компанией Скандия отчета об интеллектуальном капитале, именуемого также "Навигатор Скандии", а также с изданием Торгово-промышленной палатой Дании документа под названием "Руководство по подготовке отчетности по интеллектуальному капиталу" [17]. В начале XXI в. публикация отчетов об интеллектуальном капитале компанией Скандия прекратилась, хотя в годовом отчете этой компании еще несколько лет существовал раздел "Человеческий капитал". Определенное охлаждение в отношении всеобщей моды на отчетность об интеллектуальном капитале наступило после размещения в 2004 г. Карлом-Эриком Свейби на его персональном сайте полного и очень трезвого обзора методов измерения интеллектуального капитала.
В то же время использование концепции интеллектуального капитала (терминологически подаваемое в литературе под иными названиями) на практике остается одним из основных направлений реформирования системы внешней отчетности организаций. Это побудило автора провести обзор современных подходов к формированию комплексной публичной отчетности организаций с целью выработки единой концепции ее реформирования. В своем обзоре автор опирался на позицию научной школы "Учет, анализ, аудит" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, в рамках которой положения рассматриваемых концепций получили наибольшее развитие. К основным публикациям последнего времени этой научной школы можно отнести работы В.И. Бариленко [5], Р.П. Булыги [6], М.А. Вахрушиной [8], В.Г. Гетьмана [9], О.В. Ефимовой [10], М.В. Мельник [12], Е.В. Никифоровой [13], Л.З. Шнейдмана [15].
Концепция интеллектуального капитала
Теоретико-методологическая база концепции интеллектуального капитала основана на теории трансакционных издержек (трансакционный анализ и теория фирмы); теории постиндустриального экономического общества, в частности ее концепции информационного общества; некоинституциональной экономической теории (теории прав собственности) (см. [7]). Она связана с тем, что после революционного открытия Р. Коуза [11] экономическая теория в качестве объекта управления стала рассматривать фирму как совокупность совершаемых внутрифирменных трансакций (экономическая деятельность, бизнес).
Под термином "экономическая деятельность" понимается система необходимых ресурсов, деловых отношений и регулярно совершаемых в рамках организации трансакций, преследующая заданную цель. В том случае, когда целью "экономической деятельности" является получение прибыли - ее называют "предпринимательской деятельностью", "предпринимательством", "бизнесом". При этом, принципиальным для понимания сути категории "бизнес" является рассмотрение его как целостной системы. Так, если финансовый результат бизнеса отождествить с синергетическим эффектом взаимодействия его элементов, то саму систему, в которой возникает такое взаимодействие, можно назвать бизнес-системой. В бизнес-системе экономический эффект может проявиться в любой ее части: как результат хорошей организации деятельности, как результат эффективного производства, как результат удачных инвестиций, как результат победы в конкурентной борьбе или как результат выгодной реализации продукции. Однако это будет всего лишь проявлением, но не сутью. Суть же состоит в том, что именно бизнес-система в целом является источником стоимости бизнеса.
Экономическая деятельность (бизнес) как категория представляет собой сложную систему, включающую большое количество взаимосвязанных элементов. Схематично ее можно представить как триаду капитала, транзакций и результатов деятельности (см. рис. 1).
Капитал организации | ||
Промышленный (вещественный) капитал | Финансовый капитал | Интеллектуальный (неосязаемый) капитал |
Транзакции деятельности (бизнес-процессы) | ||
Прошлые бизнес-процессы (деятельность) | Текущие бизнес-процессы (деятельность) | Будущие бизнес-процессы (деятельность) |
Прошлый (накопленный) финансовый результат | Финансовый результат отчетного периода | Будущий результат |
Результат деятельности |
Рис. 1. Деятельность (бизнес) как триада капитала, транзакций и результатов
Под бизнес-процессом понимается поток работы (элементарных операций), переходящий от одного человека к другому, а для укрупненных процессов - от одного структурного подразделения к другому [4]. Для любого отдельно взятого бизнеса процесс начинается с входа, открываемого первичными поставщиками процесса, и заканчивается выходом, который выдает результат первичным клиентам процесса (границы бизнес-процесса). В любой организации существуют как основные, так и вспомогательные процессы. Основные процессы - это процессы текущей деятельности компании, результатом которых является производство продукции (услуг), требуемых внешним клиентом. Вспомогательные процессы обеспечивают существование первичных процессов.
Основу любого бизнеса составляет его капитал. Капитал как экономическая категория имеет двойственную природу. С одной стороны, это потенциал (накопленное богатство), который дает возможность регулярно получать экономические выгоды. С другой стороны, капитал как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений между различными субъектами деятельности.
Выделяют следующие четыре эволюционные формы категории капитала [16]: промышленный капитал, финансовый капитал, финансово-промышленный капитал, интеллектуальный капитал (рис. 2).
Земля | Промышленный капитал | Финансово-промышленный капитал | Капитал (современная трактовка) |
Продукт земледелия | |||
Сырьевые ресурсы | |||
Производственные фонды | |||
Золото (серебро) | Финансовый капитал | ||
Деньги | |||
Трудовые ресурсы, знания | Интеллектуальный капитал | ||
Информация | |||
Технологии | |||
Рыночные активы |
Рис. 2. Исторический аспект развития категории капитал
Основной новацией концепции интеллектуального капитала является рассмотрение капитала организации как совокупности финансово-промышленного и интеллектуального капиталов. При этом в информационном обществе именно интеллектуальный капитал играет ключевую роль в деятельности организации.
Общепринятого (нормативного) определения состава интеллектуального капитала не существует. На основании проведенного исследования автором предложена следующая принципиальная структура интеллектуального капитала бизнеса [14] (рис. 3).
/----------------------------------------------------------------\
| Интеллектуальный капитал бизнеса |
\----------------------------------------------------------------|
| | Структурный капитал бизнеса |
/------------------\ |-------------------------------------------|
| Человеческий | |Клиентский капитал | | Организационный |
| капитал |-| бизнеса | | капитал бизнеса |
\------------------/ \-------------------/ \-----------------/
|Социальный|
| капитал |
\----------/
Рис. 3. Структура интеллектуального капитала бизнеса
Человеческий капитал бизнеса включает:
а) человеческий капитал сотрудников организации: совокупность знаний, квалификации, практических навыков и умений каждого из сотрудников организации (индивидуальные знания, навыки и умения); контракты со специалистами и менеджерами;
б) человеческий капитал организации в целом: квалифицированная, собранная вместе рабочая сила; система ценностей, культура труда, философия бизнеса, которые не могут быть скопированы или воспроизведены в другой организации (корпоративные знания).
Структурный капитал бизнеса состоит из организационного капитала и клиентского капитала.
Организационный капитал бизнеса включает:
а) инфраструктурный капитал бизнеса: организационная структура и система управления бизнесом; система обучения персонала организации; информационные технологии и ресурсы фирмы; информационно-телекоммуникационная сеть;
б) объекты интеллектуальной собственности организации: объекты авторского права; объекты патентного права; права на секрет производства (ноу-хау).
Клиентский капитал бизнеса объединяет:
а) средства индивидуализации и монопольные права организации;
б) коммерческие идеи и деловые связи;
в) коммерческую сеть распространения продукции (работ, услуг);
г) участие в коммерческих партнерствах (холдингах, ФПГ, сообществах добавленной стоимости и др.);
д) клиентскую базу;
е) деловую репутацию фирмы (брэнд).
Социальный капитал бизнеса состоит из:
- внутреннего социального капитала;
- внешнего социального капитала.
Рассмотренная структура интеллектуального капитала принципиально состоит из элементов, отвечающих на вопросы: "в каких условиях?" (социальный капитал), "что?" (клиентский капитал), "как?" (организационный капитал), "с помощью чего?" (финансово-промышленный капитал) должна делать (трансакции бизнеса) рабочая сила (человеческий капитал), чтобы стоимость бизнеса возрастала (концепция интеллектуального капитала). Такая структура позволяет выделить базовый (человеческий капитал) и целевой (клиентский капитал) компоненты бизнес-системы. Основу интеллектуального (и всего капитала бизнеса) составляет капитал человеческий, но направляющая (целевая) роль в системе интеллектуального (и всего капитала бизнеса) в условиях рынка принадлежит капиталу клиентскому. Если другие компоненты бизнес-системы не направлены на "обслуживание" клиентского капитала, то и они, и весь бизнес рынком оценены не будут, а значит, не будет достигнута основная цель деятельности фирмы. Концепция интеллектуального капитала в качестве объекта координации рассматривает совокупность знаний, умений и информации, собранных в рамках фирмы, которые в условиях постиндустриального общества приобретают самостоятельный экономический оборот, обособленный от их материальных носителей (в том числе, от создавших их людей).
Новый вид капитала потребовал разработки адекватных способов раскрытия информации о нем в публичной отчетности организаций. Понятие "раскрытие информации об интеллектуальном капитале" означает описание в годовом отчете и других отчетах компании любых свидетельств о наличии и использовании в ее деятельности неосязаемых активов, а также о системе управления знаниями. Среди пионеров в сфере раскрытия информации об интеллектуальном капитале были шведская страховая компания Скандия, датская компания Рамбол и компания Дау Кемикал. Впоследствии раскрытие информации об интеллектуальном капитале в рамках годовых отчетов было темой исследований многих специалистов [4].
Публикуемые нефинансовые отчеты компаний были основаны на различных моделях представления информации и имели разные названия, например, "The Holistic Accounts" (RambOl), "The quality Accounts / The Ethical Accounts" (Consultus), Navigator (Scandia), "Human resource accounts" (SCAA, ABB, Telia). Все эти отчеты можно рассматривать как отчеты об интеллектуальном капитале. Они должны показывать инвестору, как организация движется от своего текущего состояния к тому, какой она должна быть.
Отчеты об интеллектуальном капитале показывают развитие некоторых из обстоятельств, лежащих в основе будущего роста организации. Следовательно, измерения отчетов об интеллектуальном капитале близко связаны со стратегией организации. Они представляют больше, чем информацию, они также формируют неотъемлемую часть стратегии. При этом следует иметь в виду, что отчеты об интеллектуальном капитале нельзя рассматривать изолированно, они имеют смысл только в контексте с характеристикой системы управления и форм конкуренции.
Следующим важным аспектом отчета об интеллектуальном капитале является то, что он выступает инструментом для представления организации внешним пользователям. Через отчет об интеллектуальном капитале она сообщает о своей стоимости (значимости) и конкурентных преимуществах, во многом определяемых ее интеллектуальным капиталом. Интеллектуальный капитал помогает объяснять различие между рыночной стоимостью и балансовой стоимостью организации тем, что интеллектуальный капитал не включен в финансовые отчеты.
Особую актуальность формирование данных отчетов имеет в так называемых интеллектуальноемких сферах деятельности (наука, образование, аудит, оценка и др.). Организации данных видов деятельности помимо финансовой отчетности по факту готовят и представляют дополнительную отчетность, по своей сути, включающую в себя большую часть компонентов интеллектуального капитала.
Как свидетельствует практика, отчет об интеллектуальном капитале чаще всего включает три контура: "Что есть", "Что делается" и "Что получается".
Контур "Что есть" содержит, как правило, визуализированную информацию об имеющихся на данный момент времени компонентах интеллектуального капитала организации. Значительная часть этой информации имеет нефинансовый характер.
Контур "Что делается" содержит, в основном, нефинансовую информацию об усилиях менеджмента по развитию интеллектуального капитала организации. Специальное внимание уделяется развитию человеческого капитала, работе с клиентами, обеспечению доступа к технологиям.
Контур "Что получается" демонстрирует движение к намеченной цели. В нем используются и финансовые показатели с тем, чтобы показать, как интеллектуальный капитал организации позволяет получить доход через появление новых товаров или услуг, необходимых клиентам.
Исходя из предложенной ранее структуры интеллектуального капитала, отчет об интеллектуальном капитале будет иметь принципиальную структуру, представленную в табл. 1.
Таблица 1
Принципиальная структура отчета об интеллектуальном капитале
Компоненты интеллектуального капитала | "Что есть": Статистическая информация | "Что сделано": Внутренние ключевые показатели | "Что случается": Эффективные цели |
Человеческий капитал | |||
Организационный капитал | |||
Клиентский капитал | |||
Социальный капитал |
Исходя из практики, чтобы называться "отчетами об интеллектуальном капитале", отчетность организации должна включать, по крайней мере, три контура отчета о более чем одном из компонентов интеллектуального капитала. При этом выбранные ключевые показатели должны воплотить некоторую долгосрочную значимость так, чтобы публикация была уместна в течение нескольких лет.
Существует два вида таких отчетов. Более подробный отчет готовится для внутренних нужд, прежде всего для менеджмента и для демонстрации персоналу организации с целью консолидации усилий коллектива. Сокращенный отчет, в котором отсутствует не подлежащая свободному распространению информация, может быть подготовлен для публикации и представления всем заинтересованным пользователям.
Концепция отчета об устойчивом развитии организации
В широком понимании целью устойчивого развития общества является удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для будущих поколений. Важную роль в достижении этой цели призваны играть организации всех форм и видов как ключевые силы в создании общественных благ.
Для выработки единых подходов к формированию публичной информации, предоставляемой организациями внешним пользователям, на международном уровне выполняются исследования, результатами которых становятся рекомендации по составлению специального отчета об устойчивом развитии.
Среди таких разработок наибольшую известность и признание получило "Руководство по отчетности в области устойчивого развития (G4)" [2] - четвертая версия стандарта GRI - Global Reporting Initiative, принятая в мае 2013 г.
В Российской Федерации действует стандарт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации "Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации" [3], разработанный с учетом базовых принципов вышеуказанных документов и требований со стороны государства и общества к российскому бизнесу в плане его социально ответственного поведения.
Анализ положений названных стандартов свидетельствует о том, что для обозначения понятия "отчетность в области устойчивого развития" в специальной литературе и практической деятельности широко используются и другие термины, например "социальная отчетность", "нефинансовая отчетность", что свидетельствует об открытости проблемы формирования общепринятых стандартов такой отчетности.
По мнению разработчиков, представление отчета об устойчивом развитии позволит организации вести информированный диалог, избежать многих конфликтов при решении спорных вопросов между развитием производства, охраной окружающей среды и удовлетворением социальных интересов. Организации, составляющие отчетность в области устойчивого развития, приобретают как рыночные, так и внутренние преимущества. Эпиграфом для составителей отчета об устойчивом развитии мог бы стать лозунг: "Нет подробным рассуждениям, нет собственным оценкам деятельности, а только то, что интересно пользователю!".
При подготовке отчетности в области устойчивого развития рекомендуем ориентироваться на следующие принципы: охват заинтересованных сторон, существенность, контекст устойчивого развития, полнота, сбалансированность, сопоставимость, точность, своевременность, ясность и надежность.
Отчетность в области устойчивого развития должна разрабатываться как инструмент, позволяющий связать разрозненные и изолированные функции компании - финансы, маркетинг, исследования и разработки, управление человеческим капиталом.
Согласно Руководству [2], отчет об устойчивом развитии включает следующие блоки информации:
- видение и стратегия, где дается описание стратегии организации в области устойчивого развития, включая заявление о намерениях высшего руководства;
- характеристика организации - обзор структуры и деятельности организации;
- структура управления и системы менеджмента - описание структуры организации и политики менеджмента;
- показатели результативности - характеристики, отражающие эффективность усилий компании в области обеспечения экономической, экологической и социальной устойчивости.
С точки зрения содержательной части (ключевых показателей результативности деятельности) отчетность в области устойчивого развития - это отчетность, охватывающая одновременно экономические, экологические и социальные аспекты деятельности организации.
Экономическая составляющая должна содержать информацию о созданной и распределенной прямой экономической стоимости, включая данные о видах производимой продукции (работ, услуг) и основных показателях деятельности организации. Такими показателями могут быть: выручка (доходы); расходы (операционные затраты); пожертвования и инвестиции; все уровни прибыли (включая нераспределенную прибыль); рентабельность; уровень капитализации; структура капитала; денежный поток; дебиторская и кредиторская задолженность и др.
Экологическая составляющая должна содержать показатели деятельности, связанные как с входными, так и с выходными потоками: объемы потребления различных ресурсов; аварийные ситуации и их предупреждение; степень воздействия производственных процессов организации на окружающую среду и здоровье человека; расходы, связанные с окружающей средой; степень переработки отходов; меры по восстановлению природных ресурсов, в том числе в добровольном порядке и др.
Социальная составляющая - это сведения о численности сотрудников и об условиях их труда, о безопасности производства и уровне травматизма, о мерах, предпринимаемых организацией для поддержания здоровья персонала, о наличии социально-культурных объектов. К социальной информации относятся данные о доходах и социальных льготах персонала, о текучести кадров, о создании рабочих мест, об обучении персонала и т.д.
Руководство по отчетности в области устойчивого развития (G4) предусматривает два уровня предоставления отчета: базовый и расширенный. Расширенный формат предполагает включение дополнительных стандартных элементов отчетности о стратегии и анализе, корпоративном управлении, а также об этике и добросовестности организации. Кроме того, организация обязана более подробно сообщить о результатах своей деятельности, приведя в отчетности все показатели, имеющие отношение к выявленным существенным аспектам ее деятельности.
Концепция интегрированной отчетности организации
Интегрированная отчетность представляет собой информацию о создании ценности на протяжении времени и взаимосвязанную информацию в отношении факторов создания ценности. Она информирует о стратегическом направлении развития компании. Это прогнозная, дорожная карта по распределению ресурсов, показывающая, куда компания планирует прийти в средне- и долгосрочной перспективе [1].
Интегрированная отчетность представляет собой объединение (но не механическое соединение) финансовой информации, подготовленной по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), с нефинансовой информацией в области устойчивого развития, подготовленной в соответствии с GRI (Глобальная инициатива по отчетности).
Для нормативного регулирования вопросов, связанных с подготовкой интегрированной отчетности, в 2010 г. был создан Международный совет по интегрированной отчетности (International Integrated Reporting Council, IIRC, далее - Совет). Совет разработал Концепцию интегрированной отчетности, основные положения которой были изложены в документе под названием "Проект международной структуры интегрированной отчетности" [1]. Концепция включает краткое описание требований, основанных на принципах; пять разделов (обзор, фундаментальные концепции, ведущие принципы, структурные элементы, подготовка и презентация); глоссарий; приложения.
Одной из отличительных особенностей интегрированной отчетности является то, что она не может быть полностью стандартизирована по форме, поскольку содержит большое число качественных характеристик. Международные основы интегрированной отчетности предназначены для применения в глобальном масштабе компаниями, работающими в различных видах экономической деятельности. В них применяется подход, основанный не на жестких правилах, а на гибких принципах.
Ключевыми элементами интегрированной отчетности являются: факторы внешней среды, влияющие на компанию; особенности корпоративного управления; критические факторы успеха; долгосрочная стратегия, возможности и риски при ее реализации; производительность бизнеса с точки зрения создания всех видов капитала в интересах всех видов стейкхолдеров; перспективы и потенциальные неопределенности для бизнес-модели и будущей деятельности.
Интегрированная отчетность основывается на трех фундаментальных положениях:
1) отражение в отчетности информации о шести видах капитала, которые использует компания, а именно о природном, промышленном финансовом, интеллектуальном, человеческом, социальном и сетевом капитале;
2) включение в отчетность характеристик бизнес-модели компании, а именно информации о ресурсах, бизнес-процессах, выпускаемой продукции и информации о формуле прибыли, представление бизнес-модели как инструмента создания стоимости;
3) отражение компанией информации о создании стоимости в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Предоставление информации должно осуществляться таким образом, чтобы на ее основе можно было оценить создаваемую бизнесом стоимость, которая воплощается во всех перечисленных видах капитала, а не только в финансовом капитале.
Принципиальная структура видов капитала, информация о которых раскрывается в интегрированной отчетности организации, представлена в табл. 2.
Таблица 2
Краткая характеристика шести видов капитала [12]
Вид капитала | Характеристика |
Природный капитал | Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы, которые вовлечены в хозяйственную деятельность компании |
Промышленный капитал | Средства производства, которые непосредственно участвуют в осуществлении операционной деятельности |
Финансовый капитал | Средства инвесторов и кредиторов, инвестированные на длительный период в компанию |
Интеллектуальный капитал | Совокупность идентифицируемых и неидентифицируемых нематериальных активов, являющихся источником интеллектуальной собственности и организационного капитала |
Человеческий капитал | Совокупность знаний, опыта, навыков, квалификации сотрудников компании, их способностей, возможностей в реализации стратегии бизнеса, инициативность, мотивация на инновации |
Социальный и сетевой капитал | Репутация компании в обществе; социальные связи с клиентами, поставщиками, партнерами, персоналом, государственными органами и т.д. |
С точки зрения настоящего исследования особый интерес представляет структура трех последних видов капитала в концепции интегрированной отчетности: интеллектуального, человеческого, социального и сетевого.
Интеллектуальный капитал, в соответствии с Международным стандартом интегрированной отчетности, включает интеллектуальную собственность и организационный капитал. При этом организационный капитал - это та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом: процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура, культура организации и др. Интеллектуальный капитал в интегрированной отчетности не включает такие элементов, как научные или технические знания, которые учитываются в человеческом капитале, и лояльность клиентов и поставщиков, которые являются элементом социального капитала.
Человеческий капитал - это совокупность знаний, опыта, навыков, квалификации сотрудников компании, их способностей, возможности в реализации стратегии бизнеса, а также инициативность, мотивация на инновации.
Социальный и сетевой капитал - это репутация компании в обществе, социальные связи, являющиеся ресурсом для получения выгод, которые способствуют созданию стоимости, в частности вследствие снижения трансакционных издержек во взаимоотношениях с клиентами, поставщиками, партнерами, государством, конкурентами, персоналом. Социальный капитал компании реализуется во внешних взаимоотношениях с контрагентами посредством повышения доверия к компании, формирования ее репутации, что приводит к снижению трансакционных издержек, росту объема продаж, росту бизнеса. Кроме того, социальный капитал дает выгоды во внутренней среде компании за счет повышения доверия между работниками, роста их сплоченности, взаимной поддержки, сотрудничества, социального взаимодействия, что обеспечивает снижение текучести, рост профессионализма, повышение производительности труда, коллективный рост знаний, рост качества продукции.
Классификация видов капитала в концепции интегрированной отчетности несколько отличается от рассмотренной классификации понятия "интеллектуальный капитал бизнеса" в концепции интеллектуального капитала (см. табл. 3).
Таблица 3
Сравнительная характеристика классификации видов капитала в рамках концепции интеллектуального капитала и концепции интегрированной отчетности
Классификация видов капитала в рамках концепции интеллектуального капитала | Классификация видов капитала в рамках концепции интегрированной отчетности | ||
Интеллектуальный капитал бизнеса | Человеческий капитал | Человеческий капитал | Нет общего определения |
Организационный капитал: - инфраструктурный капитал; - объекты интеллектуальной собственности | Интеллектуальный капитал: - организационный капитал; - объекты интеллектуальной собственности | ||
Клиентский капитал | Сетевой и социальный капитал | ||
Социальный капитал |
Международный стандарт интегрированной отчетности определяет три самостоятельных вида капитала (человеческий, интеллектуальный, социальный и сетевой), не давая определения объединяющему их понятию. При этом под интеллектуальным капиталом понимается совокупность идентифицируемых и неидентифицируемых нематериальных активов, полностью или частично контролируемых компанией, являющихся результатом генерирования знаний, формирования навыков, обретения опыта и конвертации их в активы [1]. Иными словами, Международный стандарт интегрированной отчетности содержит узкое понимание интеллектуального капитала, включающее только интеллектуальную собственность и организационный капитал.
В специальной литературе и на практике в настоящее время устоявшимся является определение интеллектуального капитала как совокупного понятия, объединяющего человеческую, организационную, клиентскую (рыночную) и социальную компоненты капитала бизнеса (подробное исследование сущности и структуры категории "интеллектуальный капитал бизнеса" - см. [4], [14]).
По мнению автора, рассмотренные различия носят технический характер, связанный с принципом классификации неосязаемых факторов создания стоимости бизнеса (интеллектуального капитала). По совокупности компонентов и содержательному наполнению категории "капитал" можно сказать, что интегрированная отчетность полностью базируется на рассмотренной ранее концепции интеллектуального капитала.
Стоимость капитала компании изменяется в результате осуществления бизнес-процессов, которые в концепции интегрированной отчетности представляются следующим образом [12]:
1) бизнес-процесс управления (корпоративное управление);
2) бизнес-процессы рыночной деятельности:
- маркетинг, комплекс которого обеспечивает лояльность потребителей и увеличение рыночной доли компании;
- сбыт, обеспечивающий своевременную поставку продукции покупателям;
3) бизнес-процессы операционной деятельности, непосредственно обеспечивающие создание добавленной стоимости:
- кадровое обеспечение компании, включающее привлечение и высвобождение персонала, повышение его квалификации, стимулирование и мотивацию, обеспечение лояльности;
- снабжение, обеспечивающее своевременную и бесперебойную поставку сырья, материалов, услуг для текущей деятельности компании;
- производство, основной целью которого является выпуск продукции при условии эффективного использования материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных ресурсов компании;
- обслуживание производства, позволяющее обеспечить бесперебойность производственного процесса;
- послепродажное обслуживание, назначение которого - повысить конкурентоспособность продукции, обеспечить связь с потребителями и определить направления совершенствования продукции;
4) бизнес-процессы инновационной и инвестиционной деятельности:
- инновации, направленные на кардинальное совершенствование бизнес-модели компании, в частности на внедрение новых видов продукции, снижение издержек, выход на новые рынки и др.;
- инвестиции, обеспечивающие развитие и совершенствование производственной базы компании посредством реальных инвестиций и (или) развитие ее структуры посредством финансовых инвестиций;
5) бизнес-процессы финансовой деятельности: финансовое обеспечение компании внутренними и внешними, собственными и заемными источниками капитала.
В заключение обзора концепции интегрированной отчетности необходимо отметить следующее. В соответствии с положениями Концепции [1] в интегрированном отчете должна раскрываться информацию о том, в каком направлении планирует развиваться организация и как она намеревается это делать. Это связано с тем, что отчетность компании отражает культуру ведения бизнеса. Совершенствование отчетности привносит изменения и в практику управления компанией, т.е. имеется взаимосвязь между отчетностью и управлением бизнесом: с одной стороны, чем качественнее отчетность, тем эффективнее управление; с другой - чем эффективнее бизнес, тем качественнее отчетность. По мнению разработчиков, внедрение интегрированной отчетности призвано обеспечить более устойчивое финансово-экономическое состояние не только отдельных компаний, но и экономики страны в целом.
Заключение
По сути, все три рассмотренные концепции содержат общую идеологию и базовые принципы. Это позволяет рассматривать их как три разных аспекта единой концепции формирования внешней публичной отчетности современной организации. Название концепции как раз отражает то, на что в ней делается основной акцент: интегрированный характер отчетности, направленность отчетности на устойчивое стратегическое развитие организации; опора на интеллектуальный капитал как базовый фактор создания стоимости в будущем.
С учетом вышеизложенного автором предлагаются следующие походы к использованию преимуществ рассмотренных выше концепций для целей реформирования существующей системы внешней отчетности организаций.
При использовании концепции интегрированной отчетности:
- возможность объединения финансовой информации, подготовленной в соответствии с принятыми стандартами (МСФО, ПБУ РФ и др.), с нефинансовой информацией, основанной на принципах устойчивого развития.
При использовании концепции отчетности в области устойчивого развития:
- контекст устойчивого развития;
- ориентация на потребности всех заинтересованных сторон;
- связь процессов операционной деятельности с внутренней (социальной) и внешней (рыночной) средой.
При использовании концепции отчетности об интеллектуальном капитале:
- тесная связь отчетности со стратегией развития организации;
- представление информации по всем компонентам интеллектуального капитала бизнеса.
Внешняя отчетность в части неосязаемых факторов создания стоимости бизнеса объективно не может быть жестко формализована. По мнению автора, отсутствие жесткого формата отчета может "компенсироваться" использованием инновационных технологий представления данного рода информации. В современных условиях одной из стандартизированных технологических платформ, которые могут использоваться для этого, является расширенный язык корпоративной отчетности (Extensible Business Reporting Language - XBRL). Язык XBRL обеспечивает передачу корпоративной информации вместе с идентификационными тегами - метаданными, т.е. информации с ее описанием. Он позволяет размечать практически любую информацию, в том числе и нефинансовую, специфическую для отрасли и организации. Одно из преимуществ XBRL заключается в том, что он позволяет автоматически приводить стиль и шрифты отчетов компании в необходимый формат. Инструментом такой трансформации выступают так называемые таксономии. В настоящее время официально одобрена и опубликована на сайте Комитета по МСФО версия 2009 года: IFRS Taxonomy 2009.
Список литературы
1. Международные основы интегрированной отчетности. URL: http://www.theiirc.org/wp-content/uploads/2013/12/13-12-08-THE-INTERNATIO NAL-IR-FRAMEWORK-2-1.pdf.
2. Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4. Принципы подготовки отчетности и Стандартные элементы отчетности. URL: https://www.globalreporting.org/resourcelibrary/Russian-G4-Part-One.pdf.
3. Стандарт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации "Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации": утв. Постановлением Правления ТПП РФ 22.12.2005 N 135-11.
4. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития: монография / под ред. Р.П. Булыги. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 263 с.
5. Бариленко В.И. Бизнес-анализ как основа управления устойчивым развитием корпорации // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2014. - N 4.
6. Булыга Р.П. Новая парадигма внешней отчетности организации, основанная на концепции интеллектуального капитала // РИСК (Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция). - 2012. - N 1.
7. Булыга Р.П. Методологические проблемы учета, анализа и аудита интеллектуального капитала (монография). - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005. - 426 с.
8. Вахрушина М.А., Малиновская Н.В. Корпоративная отчетность: новые требования и направления развития // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 16.
9. Гетьман В.Г. О концептуальных основах и структуре международного стандарта по интегрированной отчетности // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - N 44.
10. Ефимова О.В. Отчет об устойчивом развитии как новая форма корпоративной отчетности компании // Аудиторские ведомости. - 2014. - N 8.
11. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Дело, 1993.
12. Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - N 10.
13. Никифорова Е.В. Формирование прогнозной финансовой отчетности - основной источник информации об устойчивом развитии экономического субъекта // Вестник СамГУПС. - 2014. - N 2 (24).
14. Оценка, контроль и управление интеллектуальным потенциалом исследовательского университета: монография / Под ред. М.А. Эскиндарова и Р.П. Булыги. - Йошкар-Ола: Издательство ООО "СТРИНГ", 2011. - 226 с.
15. Шнейдман Л.З. Переход на МСФО: состояние и следующие шаги // Финансы. 2013. N 1.
16. Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. - М.: Республика, 1999. С. 109.
17. Danish Agency for Trede and Industry, Minstry of Trede and Industry, A Guideline for Intellectual Capital Statements: A Key to Knowledge Management // Copenhagen Denmark: Danish Agency for Trede and Industry, Minstry of Trede and Industry, November, 2000: www.efs.dk/publikationer/rapporter/guidelineics/ren.htm.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015