Ответственность за правонарушения, связанные с подкупом иностранных должностных лиц
Л.В. Донцова,
д-р экон. наук, профессор кафедры анализа
хозяйственной деятельности Российского экономического
университета им. Г.В. Плеханова
И.О. Артеменко,
специалист по аудиту АО "БДО Юникон",
аспирантка Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова
Журнал "Аудитор", N 11, ноябрь 2015 г., с. 54-58.
Статья посвящена одному из наиболее важных аспектов в борьбе с коррупцией, а именно вопросам ответственности как юридических, так и физических лиц за совершенные правонарушения, а также их законодательному регулированию в Российской Федерации и за рубежом.
Ответственность юридических лиц
Для обеспечения ответственности юридических лиц в соответствии с требованиями Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены масштабные изменения. Введена ст. 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица", предусматривающая высокие штрафы и обязательную во всех случаях конфискацию предмета правонарушения. Широко определен и сам предмет правонарушения: помимо денег, ценных бумаг, иного имущества, в него входят также услуги имущественного характера и имущественные права. Совершенным признается правонарушение не только в случае состоявшейся передачи его предмета, но и при обещании или предложении его передачи.
За незаконное вознаграждение от имени юридического лица установлен максимальный для административных правонарушений шестилетний срок давности привлечения к ответственности, что обеспечивает требование Конвенции ОЭСР об установлении сроков, достаточных для расследования и наказания виновных лиц.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, является иностранное должностное лицо или должностное лицо публичной международной организации. Данные понятия раскрыты в п. 3 примечания к ст. 19.28 КоАП РФ.
В КоАП РФ также внесены изменения, связанные с определением надлежащей юрисдикции (ч. 2 ст. 1.8 "Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве") и осуществлением международного взаимодействия и сотрудничества (гл. 29.1 "Правовая помощь по делам об административных правонарушениях").
Данные изменения обеспечивают реализацию судебного преследования за совершение подкупа иностранных должностных лиц как на территории страны, так и за границей.
Ответственность физических лиц
В отношении физических лиц за подкуп иностранных должностных лиц установлена уголовная ответственность. Согласно статистическим данным, в 2014 г. из общего числа дел, связанных с уголовной ответственностью, доля статей УК РФ в части взяток и коммерческого подкупа в целом по России составила 0,4% (первое место занимают кражи - 41,9%, далее идут операции с наркотическими веществами - 19,3% и проч.), что составляет 13 дел на один миллион населения. Что касается регионов, то самый высокий процент уголовных дел о взяточничестве (0,9%) - в Московской, Рязанской областях и Краснодарском крае, далее идут - Калининградская, Саратовская и Ростовская области (0,8%). Самая низкая доля уголовных дел, связанных со взяточничеством, - в Амурской области (менее 0,001%).
Уголовные дела, попавшие в статистическую отчетность, возбуждались в отношении физических лиц по ст. 204 ("Коммерческий подкуп"), ст. 290 ("Получение взятки"), ст. 291 ("Дача взятки") Уголовного кодекса Российской Федерации, новые редакции которых были введены в УК РФ Федеральным законом от 04.05.2001 N 97-ФЗ.
Чуть позже в эти же статьи УК РФ Федеральными законами от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ и от 07.12.2011 N 420-ФЗ были внесены дополнительные изменения и таким образом уточнены санкции за коррупционные преступления в финансовой сфере и квалифицирующие признаки как дачи, так и получения взятки. Названные статьи были дополнены указанием на новые отягчающие обстоятельства, в большей мере дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Таким образом, была проведена существенная доработка уголовного законодательства Российской Федерации, заключающаяся в следующем.
1. Расширено содержание предмета коммерческого подкупа и взятки: в качестве предмета преступления, помимо денег, ценных бумаг, иного имущества, оказания услуг имущественного характера, во всех статьях УК РФ, посвященных взяточничеству, указывается на предоставление иных имущественных прав. Такое же определение предмета незаконного вознаграждения от имени юридического лица установлено в КоАП РФ. В результате достигнуто полностью идентичное определение понятия предмета конвенционного правонарушения, использующееся при квалификации коррупционного административного проступка и уголовного преступления.
2. В уголовном и административном законодательстве Российской Федерации для квалификации коррупционных правонарушений установлено единое определение понятий "иностранное должностное лицо" и "должностное лицо публичной международной организации". Российское уголовное законодательство признает иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации субъектами преступления не только при даче, но и при получении взятки и при посредничестве во взяточничестве.
3. В УК РФ введен новый состав преступления - ст. 291.1 "Посредничество во взяточничестве". Уголовно наказуемым является посредничество во взяточничестве в значительном размере, при этом формулировка состава данного преступления дает возможность привлекать к ответственности не только за фактически совершенные посреднические действия, но и за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
4. Ужесточены санкции за коррупционные преступления, особенно их финансовая составляющая. За коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве предусмотрены наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, принудительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы. Перечисленные санкции применяются в различных комбинациях в зависимости от степени общественной опасности и тяжести содеянного, однако штраф и лишение свободы превалируют, причем штраф используется и как основное, и как дополнительное наказание. Размер штрафа установлен в кратном исчислении от суммы взятки или коммерческого подкупа и колеблется от 10 до 100-кратной суммы предмета преступлений, квалифицируемых по статьям 290-291.1 и 204 УК РФ, а по ч. 5 ст. 291.1 установлен в денежном исчислении - от 25 тыс. до 500 млн. руб. Минимальный срок лишения свободы - до 3 лет, максимальный - от 8 до 15 лет.
Наряду со штрафом подлежит применению конфискация предмета коррупционных преступлений как мера уголовного воздействия на виновное лицо. Конфискуется предмет получения взятки (ст. 290 УК РФ) или коммерческого подкупа (ч.ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ). Кроме самого предмета преступления, конфискации подлежит имущество (деньги, ценности), в которое имущество, полученное в результате взятки или коммерческого подкупа, и доходы от преступно полученного имущества были частично или полностью превращены или преобразованы.
5. В связи с коррекцией уголовно-правовых норм по коррупционным преступлениям внесены изменения в ст. 15 УК РФ "Категории преступлений". Отнесение конкретного деяния к той или иной категории преступлений зависит от максимального срока лишения свободы, установленного Уголовным кодексом РФ за его совершение. Деяние с максимальным сроком наказания до 3 лет лишения свободы признается преступлением небольшой тяжести; до 5 лет - средней тяжести; до 10 лет - тяжким; более 10 лет - особо тяжким преступлением.
Таким образом, коррупционные преступления, предусмотренные ст. 204 и статьями 290-291.1 УК РФ, относят к преступлениям небольшой и средней тяжести (не отягощенные составы), тяжким и особо тяжким преступлениям (при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере и т.д.).
6. Сроки давности привлечения лиц к уголовной ответственности за коммерческий подкуп и взяточничество в зависимости от степени общественной опасности и характера этих деяний составляют от 2 до 15 лет, что представляется соответствующим требованию Конвенции ОЭСР о том, чтобы установленные уголовным законом сроки давности были достаточными для расследования преступлений и судебного преследования виновных лиц.
В то же время следует отметить, что проводилась коррекция и норм уголовного законодательства Российской Федерации по вопросам его действия в пространстве (статьи 11 и 12 УК РФ) и экстрадиции (ст. 13 УК РФ).
В органической взаимосвязи с нормами ст. 11-13 УК РФ находятся положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о международной правовой помощи и экстрадиции. В УПК РФ имеется часть пятая "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства" (включающая три главы), подробно регламентирующая: порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями в рамках международной правовой помощи (гл. 53); вопросы выдачи (экстрадиции) лица для уголовного преследования или исполнения приговора (гл. 54) и передачи лица, осужденного к лишению свободы судом в Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является (гл. 55).
Указанные главы УПК РФ обеспечивают организационно-правовой механизм международного сотрудничества, включая экстрадицию, в области борьбы с подкупом иностранных должностных лиц с целью предания виновных суду в Российской Федерации и за ее пределами.
Важно при этом, что в УПК РФ подробно и исчерпывающе определены все случаи, когда в выдаче лица иностранному государству должно быть или может быть отказано (ст. 464 "Отказ в выдаче лица"). Так же исчерпывающе в УПК РФ определены основания отказа в передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (ст. 471).
Как видно из изложенного, нормы УПК РФ об экстрадиции гармонизированы с нормами УК РФ о юрисдикции и с международными обязательствами Российской Федерации по оказанию правовой помощи.
В соответствии с Рекомендациями Совета ОЭСР в отношении налогообложения в процессе дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок средства, предназначенные для подкупа иностранных должностных лиц или используемые для этих целей, и любые другие расходы, понесенные в связи с совершением противоправных деяний, предусмотренных Конвенцией ОЭСР и законодательством Российской Федерации, согласно ст. 171 "Налоговые вычеты" и ст. 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" Налогового кодекса Российской Федерации не освобождаются от налогообложения. [13]
Международные соглашения по вопросам противодействия коррупции
Организациям, выходящим на международный уровень, и их сотрудникам необходимо иметь в виду, что к ним могут быть применены нормы и санкции, установленные также и зарубежным законодательством в части противодействия коррупции. Так в отношении российских компаний может быть применено законодательство в части противодействия коррупции тех стран, на территории которых они осуществляют свою деятельность. В то же время на территории Российской Федерации за совершение коррупционного правонарушения могут быть приняты меры ответственности в отношении зарубежной компании, предусмотренные законодательством той страны, в которой она зарегистрирована или с которой связана иным образом.
Учитывая вышеизложенное, национальным компаниям необходимо ознакомиться с законодательными и нормативными актами (в части противодействия коррупции) тех стран, на территории которых они будут осуществлять свою деятельность.
В случае возникновения сложных ситуаций, имеющих отношение к подкупу иностранных должностных лиц, национальные компании, осуществляющие свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, могут обратиться за консультацией и поддержкой в дипломатические и торговые представительства Российской Федерации за рубежом. Обращение также может быть осуществлено с целью сообщения информации о подкупе иностранных должностных лиц российскими организациями или для получения поддержки в случае вымогательства взятки или ее получения (дачи) со стороны иностранных должностных лиц.
Литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Организации экономического сотрудничества и развития, Париж, 17.12.2007).
5. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003.
6. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Страсбург. 27.01.1999.
7. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями и дополнениями).
9. Федеральный закон от 25.07.2006 N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" (с изменениями и дополнениями).
10. Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями).
11. Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (с изменениями и дополнениями).
12. Федеральный закон от 01.02.2012 N 3-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок" (с изменениями и дополнениями).
13. Бошнякович М.Г., Казакова Н.А. Аудит и анализ внешнеэкономической деятельности / Учебное пособие для магистров. М.: ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", 2014.
14. Горохов Д.Б., Горохова Ю.В. Борьба с коррупцией в свете международных обязательств Российской Федерации: законодательство и практика.
15. Донцова Л.В., Артеменко И.О. Система противодействия подкупу иностранных должностных лиц: правовые основы, основные понятия, государственная политика // Аудитор. - 2015. - N 10.
16. https://rospravosudie.com.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015