Я работаю в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа". В соответствии с новой системой оплаты труда наша зарплата складывается из трех частей: ставка, компенсирующие выплаты, стимулирующие выплаты. В сентябре-ноябре 2014 года я получала одну сумму стимулирующих выплат (по баллам). За декабрь получила уже совсем другую суммы, на 60% меньше, причем баллы остаются те же самые. На каком основании это сделано, нам не объясняют. Бухгалтер на вопрос, чем она руководствовалась при уменьшении зарплаты, ссылается на расчеты экономиста. Экономист на тот же самый вопрос дает ответ, что она руководствовалась Постановлением Администрации Щучанского района от 12.12.2014 г. N 706 об утверждении фонда платы труда общеобразовательных учреждений, где написано об установлении фонда оплаты на 2014-2015 учебный год, но учебный год в России начинается с 1 сентября. Документ подписан 12 декабря, а в силу почему-то вступает с 1 декабря. В Постановлении нет ни слова об уменьшении зарплаты. Никаких других официальных документов я не видел. Никто меня за два месяца не предупредил об уменьшении зарплаты, в суд не подавал. В Положение об оплате труда изменения не внесены, в трудовой договор тоже. С профсоюзом согласованы такие действия не были, а у нас почти все работники школы состоят в профсоюзе. Устно нам сказали (не представители Администрации района, а директор), что экономист ошиблась в расчетах, нам раньше переплатили, а теперь будут платить меньше. Но это слова, не подкрепленные никакими документами. Расчетных листов нам не дают, а это тоже положено по трудовому кодексу. 12 декабря нам дают на подпись бумагу (просто таблицу, даже без заголовка), где написано, какие суммы мы будем получать в декабре, а может, и дальше, это опять на 60% меньше, причем за те же самые баллы. Эти действия - прямое нарушение Трудового кодекса Российской Федерации, тем более что и Президент и Председатель правительства РФ однозначно говорят - заработная плата бюджетникам снижаться не будет. Что нам делать? Как нам может помочь инспекция труда?
Без ознакомления с трудовыми договорами, коллективным договором, локальными нормативными актами, устанавливающими в Вашем учреждении систему оплату труда, в том числе порядок и условия выплаты стимулирующей надбавки, ответить однозначно на данный вопрос не представляется возможным.
Работодатель обязан выплачивать стимулирующую надбавку на условиях, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами (например, Положением об оплате труда), трудовыми договорами.
Однако непредоставление работнику расчетных листков при каждой выплате заработной платы является нарушением прав работника на получение информации о том, из каких частей состоит его заработная плата.
Вы вправе обратиться за защитой своих прав в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.