Организация на смотровых площадках города установила пять стационарных туристических антивандальных биноклей с монетоприемниками. Через данные бинокли граждане могут любоваться панорамами города. Бинокли оборудованы оптическим зумом, автоматической фокусировкой и углом обзора в 360 градусов. За пользование биноклем в течение 100 секунд взимается предварительная плата - 10 рублей, которая производится в автоматическом режиме - на боку каждого бинокля установлен специальный монетоприемник.
В соответствующем муниципальном образовании в отношении бытовых услуг разрешено уплачивать ЕНВД.
Вправе ли организация в отношении данного вида деятельности применять "вмененку" в 2015 году, а также в 2016 году?
В.В. Никитин,
эксперт журнала "ЕНВД: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2015 г., с. 68-71.
В интернет-энциклопедии (Википедии) сказано, что бинокль - это оптический прибор, состоящий из двух параллельно расположенных и соединенных вместе зрительных труб, для наблюдения удаленных предметов двумя глазами: за счет этого наблюдатель видит стереоскопическое изображение (в отличие от зрительной трубы).
В рассматриваемой ситуации бинокль предоставляется гражданам в пользование, поэтому взаимоотношения сторон, по нашему мнению, регулируются положениями гл. 34 "Аренда" ГК РФ, а заключаемый договор, по существу, соответствует условиям договора аренды.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. ГК РФ позволяет заключать договор аренды стационарного бинокля в устной форме.
В пункте 2 ст. 346.26 НК РФ указаны виды предпринимательской деятельности, в отношении которых согласно решению соответствующего муниципального образования может уплачиваться ЕНВД. Проанализируем возможность применения пп. 1 данной нормы, в котором поименовано оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Переход налогоплательщиков на уплату ЕНВД осуществляется в добровольном порядке (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).
До 01.01.2016 согласно Письму Минфина России от 12.09.2014 N 03-11-11/45760 в целях применения гл. 26.3 НК РФ налогоплательщику следует пользоваться Общероссийским классификатором услуг населению. ОК 002-93 (далее - ОКУН)*(1).
В ОКУН группа "Бытовые услуги" отражена под кодом 010000. В составе этой группы нас заинтересовала только подгруппа под кодом 019000 "Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги". К этой подгруппе относится класс услуг под кодом 019400 "Услуги предприятий по прокату", в рамках которого мы обратили внимание на следующие виды деятельности:
- по коду 019406 "Прокат предметов спорта, туризма, игр";
- по коду 019435 "Прокат аудиовизуального оборудования".
Как мы видим, речь идет об услугах проката.
Договор проката является разновидностью договора аренды. Согласно п. 1 и 2 ст. 626 ГК РФ по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не установлено договором или не вытекает из существа обязательства. Договор проката заключается в письменной форме.
Согласно п. 1 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не закреплена определенная форма. Для договора проката такая форма строго регламентирована - письменная форма.
В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
В рассматриваемой ситуации использование стационарных биноклей осуществляется на основании договоров, заключаемых только в устной форме. Следовательно, при использовании стационарных биноклей не могут заключаться договоры проката. Поэтому анализируемые услуги не относятся к услугам по вышеприведенным кодам ОКУН: 019406 "Прокат предметов спорта, туризма, игр", 019435 "Прокат аудиовизуального оборудования".
К иным кодам группы "Бытовые услуги" ОКУН обозначенные в вопросе услуги также не могут быть отнесены.
Из вышесказанного, по нашему мнению, следует, что услуги по предоставлению в пользование стационарных туристических антивандальных биноклей на смотровых площадках города не являются бытовыми услугами, указанными в ОКУН, и в 2015 году данный вид деятельности не может подпадать под обложение ЕНВД.
Компетентные органы не высказывали официального мнения по подобному вопросу. Арбитражная практика не сложилась. В данной ситуации мы рекомендуем получить письменные разъяснения контролеров.
О применении спецрежима в виде ЕНВД в 2016 году
Обратимся к Приказу Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. Так, из п. 1 и 6 документа следует, что с 01.01.2016 теряет силу ОКУН и будут действовать утвержденные данным приказом:
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
- Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Аналогичный вывод следует из писем Минфина России от 09.02.2015 N 03-05-04-01/5412, от 12.09.2014 N 03-11-11/45760.
В ОКВЭД 2 и ОКПД 2 в настоящее время не выделены группы бытовых услуг, в связи с чем неясно, какие услуги с 01.01.2016 будут относиться к бытовым услугам для целей применения спецрежима в виде ЕНВД.
В Письме Минфина России от 12.09.2014 N 03-11-11/45760 указано, что согласно информации, представленной в Письме Росстандарта от 07.08.2014 N ВР-101-26/6366, в дальнейшем по мере необходимости виды услуг населению будут отражаться в ОКВЭД 2 и ОКПД 2 путем внесения в них соответствующих изменений.
Пока таких изменений мы не наблюдали.
Также обращает на себя внимание Письмо Минфина России от 09.02.2015 N 03-05-04-01/5412, в котором сказано, что в связи с последующей отменой ОКУН п. 2.33 Плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов*(2) определены ответственные исполнители по разработке проектов собирательных группировок к ОКПД 2 и ОКВЭД 2: Минпромторг - в части собирательной группировки "Бытовые услуги".
Из вышеизложенного, по нашему мнению, следует, что на данный момент ОКВЭД 2 и ОКПД 2, вступающие в силу 01.01.2016, недоработаны в отношении формирования группировки "Бытовые услуги". Поэтому сейчас нельзя ответить на вопрос о возможности отнесения услуг пользования стационарными туристическими антивандальными биноклями к бытовым услугам и, соответственно, о применении в отношении них спецрежима в виде ЕНВД.
Надеемся, вскоре в указанные классификаторы будут внесены соответствующие изменения, что устранит неясность в рассматриваемом вопросе.
1 ноября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. Окончание срока действия ОКУН - 31.12.2015.
*(2) Утвержден заместителем Председателя Правительства РФ 31.07.2014 N 4970п-П10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"