Вправе ли организация учитывать в составе внереализационных расходов отчисления на создание резерва по сомнительным долгам, если учетной политикой в целях налогообложения формирование данного резерва не предусмотрено?
А.А. Преображенская,
эксперт журнала
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 12, декабрь 2015 г., с. 89-90.
Из положений гл. 25 НК РФ следует, что в налоговом учете (в отличие от бухгалтерского) создание резерва по сомнительным долгам является правом налогоплательщика. Поэтому решение о реализации такого права он, по мнению компетентных органов и некоторых судей, должен закрепить в учетной политике, что позволит учесть отчисления в названный резерв при определении облагаемой базы по прибыли (позиция 1). Однако некоторые арбитры против такого подхода. Они считают, что отсутствие в учетной политике упоминания о создании резерва не лишает организацию права признавать в налоговом учете расходы на его формирование (позиция 2).
В связи с отсутствием единого подхода судей для разрешения обозначенного вопроса предугадать исход налогового спора довольно сложно.
Позиция 1. В письмах от 20.03.2015 N 03-03-06/1/15533, от 01.12.2014 N 03-03-06/1/61189 Минфин отметил: п. 3 ст. 266 НК РФ определено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном названной статьей, отразив данный порядок в учетной политике для целей налогообложения.
Столичное УФНС в Письме от 09.04.2007 N 20-12/031921 заняло схожую позицию: поскольку в силу ст. 313 НК РФ система налогового учета применяется последовательно от одного налогового периода к другому, порядок формирования резерва по сомнительным долгам закрепляется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и не может изменяться в течение года.
Судебная практика. Арбитры АС ЗСО в Постановлении от 15.06.2015 N Ф04-19602/2015 по делу N А27-15483/2014 отметили: если в налоговом учете создан резерв по сомнительным долгам, то его создание должно быть предусмотрено в учетной политике организации для целей налогообложения прибыли.
В Постановлении ФАС МО от 19.11.2013 по делу N А40-17925/13 суд, руководствуясь нормами п. 3 и 4 ст. 266 и ст. 313 НК РФ, пришел к выводу о неправомерном включении налогоплательщиком в состав внереализационных расходов отчислений в резерв по сомнительным долгам, поскольку в учетной политике отсутствовало указание на возможность создания такого резерва.
Позиция 2. Пунктом 4 ст. 266 НК РФ определены правила формирования резерва по сомнительным долгам. И положения данной статьи не предусматривают, что право создания названного резерва возникает, только если это установлено учетной политикой предприятия в целях налогообложения прибыли (Постановление АС СКО от 25.09.2015 N Ф08-6592/2015 по делу N А53-23595/2014).
В Постановлении ФАС ПО от 08.08.2013 по делу N А65-24102/2012 продемонстрирован тот же подход: отсутствие в учетной политике упоминания о резерве по сомнительным долгам не лишает налогоплательщика права учесть отчисления в него при расчете налога на прибыль, поскольку в ст. 266 НК РФ нет прямого указания на то, что создание резерва требуется закрепить в учетной политике.
1 декабря 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"