В нашем предприятии работники, трудящимся на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, получали все положенные соответствующие выплаты и дополнительный отпуск, согласно ТК и коллективного договора нашего учреждения. Сейчас это осуществляется частично. Поясните нам, можно ли обязать администрацию учреждения осуществлять повышенную оплату и предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней данной категории работников (согласно документам, представленным в приложении)? Аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда на сегодняшний день не производились. Приложение: 1. Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О: Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда). 1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда) следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. 2. Соглашение между Министерством образования Республики Карелия и Карельской республиканской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации по регулированию социально-трудовых отношений в отрасли на 2014-2016 годы. П. 4. Оплата труда и нормы труда 4.5 Стороны обращают внимание на то, что в трудовом договоре с работником (в дополнительном соглашении к трудовому договору) предусматриваются: 2) выплаты компенсационного характера в случае выполнения им работ в следующих условиях: А) на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. При этом установленные работнику в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями размеры и (или) условия повышенной оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда не могут быть снижены и (или) ухудшены без проведения аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда. 3. Соглашение по социально-трудовым вопросам в сфере муниципального образования Олонецкого национального муниципального района. Как быть?
Гарантии и компенсации, предусмотренные за работу во вредных и/или опасных условиях, предоставляются по результатам специальной оценки условий труда.
Вы можете обратиться к работодателю с предложением о проведении специальной оценки условий труда.
Если работодатель откажет в проведении специальной оценки условий труда, Вы имеете право обратиться в Роструд - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс) с запросом о проведении проверки условий и охраны труда на вашем рабочем месте.
Правовое обоснование:
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Каждый работник имеет право на запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 219 ТК РФ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.