Как отразить в учете государственных (муниципальных) учреждений, участвующих в конкурсе, операции по перечислению и возврату денежных залогов, предусмотренных конкурсной документацией?
А.И. Бирюков,
к.э.н., профессор Финансового университета
при Правительстве РФ, советник Управления
внутреннего контроля (аудита) и оценки
эффективности деятельности Федерального казначейства
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 6, ноябрь-декабрь 2015 г., с. 14-18.
Статьей 44 Закона о контрактной системе*(1) установлены требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств.
Положениями Закона о контрактной системе установлена обязанность возврата денежных средств, внесенных учреждением в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении конкурса и закрытого аукциона или в обеспечение исполнения контракта в случае выполнения требований (обязательств), в обеспечение которых были предоставлены денежные средства.
При этом следует учитывать, что в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - контракт) в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, в том числе если участником закупки является бюджетное учреждение или автономное учреждение и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% от начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 N 199 "О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта".
Поэтому, если участником закупки является бюджетное учреждение или автономное учреждение и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% от начальной (максимальной) цены контракта, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта.
Кроме того, необходимость внесения денежного залога может быть установлена решением суда об обеспечении иска как обеспечение оплаты судебных издержек и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ или условиями договора.
Примечание. Требование об обеспечении исполнения контракта, в том числе в виде денежного залога, установлено ст. 96 Закона о контрактной системе.
Минфин в Письме от 27.04.2015 N 02-07-07/24261 разъясняет, что денежные средства, перечисляемые в качестве денежного залога, в том числе в обеспечение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении конкурса и закрытого аукциона, в обеспечение исполнения контракта, а также в иных случаях по своей экономической сущности не являются расходами учреждения.
Поэтому в соответствии с положениями разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ*(2) в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений (в том числе выбытие (поступление) денежных средств в виде денежного залога (возврата денежного залога)), отражаются с применением статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") КОСГУ.
В соответствии с п. 235 Инструкции N 157н*(3) для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков применяется счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами". В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства РФ по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете), устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с прочими дебиторами - дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.
Таким образом, для учета расчетов по операциям предоставления бюджетными и автономными учреждениями обеспечений заявок на участие в конкурсе в виде денежного залога применяется счет 0 210 05 000 (п. 111 Инструкции N 174н*(4), п. 114 Инструкции N 183н*(5)).
В учете государственных (муниципальных) учреждений формируется следующая корреспонденция счетов по операциям перечисления и возврата денежных залогов:
Содержание операции | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Перечисление заказчику денежных средств в качестве денежного залога | 0 210 05 560 | 0 201 11 610 18 (статья 610 КОСГУ) | 0 201 х1 000 18 (статья 610 КОСГУ) | |
Возврат денежного залога заказчиком | 0 201 11 510 18 (Статья 510 КОСГУ) | 0 210 05 660 | 0 201 х1 000 18 (Статья 510 КОСГУ) |
В связи с тем, что указанная корреспонденция счетов не предусмотрена положениями Инструкций N 174н и 183н, ее следует согласовать с учредителем или вышестоящим финансовым органом.
Аналитический учет по счету в карточке учета средств и расчетов в разрезе дебиторов по видам формируемых расчетов и суммам их задолженности.
Пример
Заказчиком в документах о закупке установлено требование о внесении денежного залога в обеспечение исполнения контракта. Бюджетное учреждение перечислило на расчетный счет заказчика денежные средства в сумме 300 000 руб. После выполнения работ и подписания сторонами контракта соответствующего акта заказчик перечислил денежный задаток на лицевой счет учреждения.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут сформированы следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Документ-основание |
Перечислены денежные средства заказчику работ в качестве задатка | 2 210 05 560 | 2 201 11 610 18 (статья 610 КОСГУ) | 300 000 | Выписка из лицевого счета |
Возвращен денежный задаток на лицевой счет учреждения | 2 201 11 510 17 (статья 510 КОСГУ) | 2 210 05 660 | 300 000 |
1 ноября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"