Находясь в районе Крайнего Севера, нам каждые два года полагается бесплатный проезд к месту отдыха и обратно. В 2014 г. был подан табель рабочего времени с технической ошибкой, где дни 17 и 18 мая были указаны как рабочие. Отпуск оформлен с 19 мая 2014 года, но согласно предоставленных к оплате проездных билетов, вылет в Архангельск был 17 мая. Предварительно, с согласия другого сотрудника по работе, была осуществлена подмена смен (мы работаем по вахтам 12 часов), вследствие чего поданные в табеле рабочие часы мною были отработаны несколькими днями раньше, 17 и 18 мая за меня работал другой сотрудник. Все это было изложено в моей объяснительной записке. Но во внимание принято не было, билет до Архангельска на самолет не принят к оплате. Также далее к месту отдыха, в город Смоленск из Москвы я добирался на поезде через Великие Луки с остановкой на три дня, далее на автобусе до Смоленска. Обратно из Смоленска до Москвы добирался по другой ветке. Билет в Великие Луки к оплате не принят, причина указана, что оплата производится по кратчайшему пути, хотя купленный билет до Великих Лук по цене был выше, чем на обратном пути билет по маршруту Смоленск-Великие Луки. Супруге, работающей в другой организации, оплатили полный маршрут. Правомерно ли было решение отдела кадров северного управления лишить меня оплаты льготного проезда на самолет из Амдермы в Архангельск в размере 9 тыс. 130 руб. (по не состыковке дат вылета и даты начала отпуска), а также оплаты билета по маршруту Москва-Великие Луки? Все проездные билеты были своевременно предоставлены в бухгалтерию управления.
Действия работодателя об отказе в компенсации проезда из Амдермы в Архангельск являются незаконными. Компенсация проезда связана с предоставлением работнику ежегодного отпуска. Действующим законодательством не установлено, что компенсация проезда связана с календарной датой начала (и/или окончания) отпуска.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Для работников остальных организаций условия, размер и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. В связи с этим ответить на вопрос, на каких условиях (кратчайшим путем, с остановками или без них) и в каком размере вам должен быть оплачен проезд к месту использования отпуска и обратно, не представляется возможным без изучения указанных локальных актов, условий вашего трудового договора.
Правовое обоснование:
На основании ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ч. 5 ст. 325 ТК РФ). Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей" (далее - Порядок). Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.