Является ли объектом обложения НДС оказание услуг по предоставлению в аренду федерального имущества (здания), переданного казенному учреждению МЧС в оперативное управление?
А. Бирюков,
к.э.н., профессор Финансового университета
при Правительстве РФ,
советник Управления
внутреннего контроля (аудита)
и оценки эффективности деятельности
Федерального казначейства
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 9-10.
Казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Таким образом, сдача имущества в аренду, как один из способов распоряжения имуществом, осуществляется казенным учреждением только по согласованию с собственником этого имущества.
Решение о согласовании (отказе в согласовании) сдачи казенным учреждением недвижимого имущества в аренду или распоряжения движимым имуществом такого учреждения принимается его учредителем (пп. "к", "л" п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537).
При наличии согласия учредителя в соответствии с п. 5 ст. 161 БК РФ казенное учреждение заключает государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
С учетом этого при предоставлении казенными учреждениями МЧС имущества в аренду составляются, как правило, трехсторонние договоры между:
- арендодателем, в качестве которого выступает собственник имущества - Российская Федерация;
- балансодержателем имущества, которым является казенное учреждение, не имеющее права распоряжаться имуществом без согласия собственника;
- арендатором.
Что касается вопроса об исчислении НДС, отметим следующее. При предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В таком случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Названные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).
В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного учреждению в оперативное управление, особенностей по исчислению НДС не предусмотрено, в связи с чем Минфин в Письме от 02.10.2015 N 03-07-11/56570 сообщает, что в силу пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ при оказании услуг по предоставлению в аренду федерального имущества казенными учреждениями (в том числе на основании трехстороннего договора, участниками которого являются арендатор, казенное учреждение, орган исполнительной власти) эти учреждения уплачивать НДС не должны (аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 16.08.2013 N 03-03-05/33508, от 23.07.2012 N 03-07-15/87).
1 декабря 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"