Установка кабинок для краткосрочных свиданий с осужденными
Н. Фимина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 54-60.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В статье рассмотрены вопросы, связанные с оборудованием кабинок для краткосрочных свиданий.
Установка кабинок - это право или обязанность?
В соответствии с п. 67, 68 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 (далее - Приказ Минюста РФ N 205), осужденным предоставляются краткосрочные свидания с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Разрешение на свидание дается начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим, по заявлению осужденного либо лица, прибывшего к нему на свидание. При отказе в предоставлении свидания на заявлении желающего встретиться с осужденным делается пометка о причинах отказа.
Осужденному разрешается длительное или краткосрочное свидание одновременно не более чем с двумя взрослыми лицами, вместе с которыми могут быть несовершеннолетние братья, сестры, дети, внуки осужденного. Замена видов свиданий и свиданий на телефонные разговоры возможна и производится по письменному заявлению осужденного (п. 74, 82 Приказа Минюста РФ N 205).
В соответствии с Приказом ФСИН РФ N 512*(1) помещение для краткосрочных свиданий должно быть оборудовано типовыми кабинками с расчетом 2-3 кабинки на 100 человек.
Необходимо отметить, что в силу пп. 5 п. 37 Приказа Минюста РФ N 279*(2) в комнате для проведения краткосрочных свиданий в исправительных учреждениях, за исключением колоний-поселений, по длине помещения устанавливаются столы в два ряда, которые перегораживаются от крышки стола до поля деревянной перегородкой. У столов прикрепляются к полу табуреты для осужденных. С другой стороны устанавливается соответствующее число стульев для посетителей. Как видим, данным ведомственным нормативным актом устройство кабин не предусматривается.
Поэтому весьма актуальными являются вопросы: не будет ли нарушением норм действующего законодательства отсутствие в учреждении кабинок для краткосрочных свиданий? Можно ли выделить в учреждении ФСИН одну или несколько комнат для краткосрочных свиданий без оборудования типовых кабин? В материалах судебной практики имеются отдельные решения, подтверждающие, что ситуации, приведенные в вопросах, могут быть признаны соответствующими нормам действующего законодательства (см., например, Решение Суровикинского районного суда Волгоградской области от 15.04.2014 N 2-332/2014).
По материалам дела в результате прокурорской проверки было выявлено отсутствие в учреждении ФСИН кабинок для краткосрочных свиданий. В учреждении имелось только одно общее помещение для краткосрочных свиданий. Данный факт надзорный орган посчитал нарушением. Учреждению было предъявлено требование, в котором предписывалось, что в течение года организация должна оборудовать помещение 12 типовыми кабинками.
Требования прокурора были основаны на нормах приказов ФСИН РФ N 512 и Минюста РФ от 02.06.2003 N 130-дсп. Эти ведомственные документы должны применяться при строительстве и реконструкции исправительных учреждений.
Представитель учреждения указывал, что имевшиеся в оперативном управлении учреждения здания не позволяли выполнить требования прокурора в связи с отсутствием необходимой площади. Требования прокурора могли быть исполнены только в случае реконструкции здания. При этом проведение реконструкции предполагается за счет средств федерального бюджета, то есть требования прокурора фактически были направлены на вмешательство в бюджетный процесс.
Суд учреждение поддержал, указав, что из нормативных документов, на которые ссылался прокурор, не следовало, что рассматриваемые требования нужно было применять к зданиям, которые были спроектированы и построены ранее вступления в силу названных выше приказов. В частности, здание рассматриваемого учреждения было построено в 1972 году. В случае если свободных помещений нет, оборудовать на отсутствующих площадях кабинки для свидания осужденных не представляется возможным.
Вместе с тем в большинстве учреждений ФСИН кабинки для краткосрочных свиданий все-таки есть, поскольку их наличие облегчает соблюдение в учреждении правил безопасности и охраны правопорядка. Переговоры с осужденными в таком случае осуществляются через перегородку путем применения телефонной связи, поэтому исключается передача запрещенных веществ и предметов. Таким образом специалист учреждения осуществляет контроль переговоров в необходимых случаях.
Существуют ли нормы оборудования кабинок?
Основные требования законодательства по оборудованию кабинок для краткосрочных свиданий приведены в Приказе ФСИН РФ N 512. Согласно нормам данного документа помещение для краткосрочных свиданий должно быть оборудовано типовыми кабинками с расчетом 2-3 кабинки на 100 человек. В каждой кабинке должен находиться стул полумягкий и табурет. Соблюдение требований, предусмотренных данным приказом, является для учреждения обязательным и правомерным. Данный вывод подтверждается материалами из судебной практики.
Так, например, по материалам одного из дел гражданин, обратившийся в суд, утверждал, что учреждение ФСИН нарушило положение ст. 89 УИК РФ. По мнению заявителя, помещение для свиданий было оборудовано таким образом, что невозможно было работать с документами и эффективно получать юридическую помощь. В качестве нарушений гражданин указывал на наличие в кабинке сплошной перегородки из оргстекла (переговоры осуществлялись с помощью телефонной трубки) и отсутствие стола в кабине.
Суд же заметил, что поскольку требования Приказа ФСИН РФ N 512 были выполнены, то нарушений в данном случае не имелось. Стол был в комнате для краткосрочных свиданий. Обязательное наличие стола в кабинке законодательством не предусмотрено (Решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 02.07.2014 N 2-456/2014).
Хотелось бы дополнить, что не установлены законодательством и обязательные требования по площади кабинок. Имеются только нормы площади комнаты для свиданий (Приказ Минюста РФ N 130-дсп).
Логично, если разделяющая перегородка будет оборудована нишей для передачи документов. Так, предметом рассмотрения одного из дел явился порядок организации свиданий в учреждении ФСИН. Защитник осужденного считал применяемый порядок незаконным, поскольку свидание осуществлялось в кабинке через перегородку. С целью недопущения передачи осужденным запрещенных предметов разделяющее стекло в кабине было оборудовано нишей для передачи документов, допускающей передачу не более пяти экземпляров бумажных листов формата А4. Суд подобную организацию свиданий признал соответствующей законодательству (Решение Заводского районного суда г. Кемерова от 25.04.2013 N 2-1566-13).
Как отразить установку кабинок в учете?
Основной вопрос, который возникает на практике: необходимо ли кабинки для краткосрочных свиданий учитывать как отдельные основные средства?
В соответствии с п. 38 Инструкции N 157н*(3) материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, принимаются к учету в качестве основных средств.
То есть необходимо определиться, могут ли кабины для свиданий выполнять самостоятельные функции. Рассмотрим материалы судебной практики по данной теме.
Так, по результатам одной из проверок было выявлено, что учреждением было оплачено выполнение работ по изготовлению и монтажу перегородки для системы контроля доступа. На наш взгляд, в данном случае речь идет об аналогичной ситуации, поскольку кабины для свиданий также устанавливаются внутри помещения путем возведения перегородок.
Бухгалтер отразил расходы по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Контролеры из органа бюджетного надзора с таким подходом не согласились, настаивая на необходимости применения статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Однако суд посчитал, что учреждение учло данные расходы правомерно, в соответствии с действующими нормативными актами Минфина. В своем решении суд сослался на положения соглашения учреждения с исполнителем работ. Договор был заключен о производстве именно монтажных работ из материалов заказчика (см. Решение АС Республики Марий Эл от 04.08.2014 N А38-1963/2014).
По мнению автора, кабинки для краткосрочного свидания самостоятельной функции не выполняют, значит, критерии для признания их отдельным объектом основных средств не соблюдаются. Это составная часть комнаты для свиданий. Следовательно, логично расценивать оборудование помещения кабинами как реконструкцию либо капитальный ремонт, в ходе которого в общем помещении добавляются отдельные элементы - перегородки.
Нормы Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88(р)), утвержденного Приказом Госкомархитектуры РФ от 23.11.1988 N 312, не позволяют сделать четкий вывод, к какой из категорий - реконструкции или капитальному ремонту следует относить рассматриваемую операцию.
В соответствии с приложением 1 названного документа под реконструкцией понимается комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.
Капитальный ремонт - это ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
В Приказе Минюста РФ от 28.09.2001 N 276 "Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы" в перечень работ по капитальному ремонту включается частичная перепланировка с увеличением общей площади перегородок (до 20%). На наш взгляд, можно воспользоваться данным критерием для разграничения понятий "реконструкция" и "капитальный ремонт".
Вместе с тем в случае отсутствия официальных разъяснений контролирующих ведомств по данному вопросу бухгалтеру придется принять самостоятельное решение по организации учета исходя из особенностей договора с поставщиком (исполнителем работ).
Пример 1
Учреждением ФСИН заключен договор с организацией на монтаж перегородок для кабинок для краткосрочных свиданий. Стоимость работ составила 50 000 руб. (цифра в примере приведена условная).
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ*(4) монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В бухгалтерском учете согласно Инструкции N 162н*(5) были сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Выполнены работы по монтажу перегородок | 1 401 20 226 | 1 302 26 730 | 50 000 |
Погашена задолженность перед подрядчиком | 1 302 26 830 | 1 304 05 226 | 50 000 |
Пример 2
Учреждением ФСИН проводится реконструкция здания, в ходе которой переносятся межкомнатные перегородки отдельных помещений и устанавливаются дополнительные кабины для краткосрочных свиданий. Стоимость ремонтных работ составляет 130 000 руб. (цифра в примере приведена условная).
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ монтажные работы в рамках выполняемой реконструкции здания учитываются по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
В бухгалтерском учете в силу Инструкции N 162н были сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Выполнены работы по реконструкции помещения | 1 106 11 310 | 1 302 31 730 | 130 000 |
Погашена задолженность перед подрядчиком | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 | 130 000 |
Отнесены затраты по реконструкции на увеличение первоначальной стоимости здания | 1 101 12 310 | 1 106 11 310 | 130 000 |
* * *
Кратко сформулируем основные выводы:
1. В соответствии с Приказом ФСИН РФ N 512 помещение для краткосрочных свиданий должно быть оборудовано типовыми кабинками с расчетом 2-3 кабинки на 100 человек. В каждой кабинке должен находиться стул полумягкий и табурет. Соблюдение данных требований является для учреждения обязательным и правомерным.
2. Поскольку кабинки для краткосрочного свидания самостоятельной функции не выполняют, причин для отнесения их к отдельным объектам основных средств у учреждения не имеется.
3. Расходы по монтажу перегородок в кабинках для краткосрочных свиданий рекомендуется относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В случае если данные работы выполняются в рамках реконструкции здания - на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ ФСИН РФ от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
*(2) Приказ Минюста РФ от 04.09.2006 N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы".
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"