Обзор лучших дел центрального аппарата ФАС России по картелям и иным антиконкурентным соглашениям за 2014 год
А.Ю. Кинёв,
доктор юридических наук, заместитель
руководителя ФАС России, заведующий
кафедрой конкурентного права юридического
факультета им. М.М. Сперанского РАНХ и ГС
О.П. Франскевич,
аспирант ХГУ им. Н.Ф. Катанова, заместитель
начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России
Журнал "Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing" ("Научный форум Гаранта: право, бухгалтерский учет и аудит"), N 3, 2015 г.
Борьба с картелями и другими антиконкурентными соглашениями продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы.
В 2014 году ФАС России было возбуждено 224 антимонопольных дела и вынесено 244 решения по статьям 11 (запрет на антиконкурентные соглашения) и 11.1 (запрет на антиконкурентные согласованные действия) Закона о защите конкуренции.
Общее количество вынесенных решений по делам данной категории в сравнении с 2012 и 2013 годами несколько увеличилось (202 и 196 дел соответственно), что можно объяснить объективным ростом числа нарушений антимонопольного законодательства в условиях сложной экономической обстановки в стране, когда для ряда предприятий нарушение законов, в том числе, законов конкуренции становится частью антикризисной стратегии.
В 2014 году антимонопольными органами было возбуждено 185 антимонопольных дел и вынесено 299 решений по статье 16 Закона о защите конкуренции (запрет на антиконкурентные соглашения хозяйствующих субъектов и органов власти).
Количество вынесенных решений по делам данной категории по сравнению с 2012 и 2013 годами снизилось на 26,5% и 39,1% соответственно.
На 2015 год ФАС России определила следующие приоритетные направления работы в сфере противодействия картелям: усиление борьбы с ценовыми сговорами на торгах; особое внимание пресечению деятельности картелей на социально значимых товарных рынках (продукты питания, лекарственные препараты, строительство); формирование положительной судебной практики в условиях судебной реформы; взаимодействие с правоохранительными органами; укрепление международного сотрудничества.
В качестве примеров правоприменения рассмотрим наиболее значимые дела центрального аппарата ФАС России по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях за 2014 год.
Дело "Краб" (N1-16-228/00-22-13)
19 февраля 2014 года решением Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1-16-228/00-22-13 Федеральное агентство по рыболовству, Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, ООО "Акваресурс-ДВ", ООО "Тайфун", ООО "Комета" признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции путем заключения соглашения, которое привело к ограничению конкуренции при проведении Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в 2012 году аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов - краба волосатого четырехугольного, краба синего, краба камчатского в подзоне Приморье (южнее м. Золотой) и участия в нем.
Также, Решением Комиссии ООО "Акваресурс-ДВ", ООО "Тайфун" и ООО "Комета" признаны нарушившими пункты 2, 3 части 1 статьи 11, пункт 3 части 4 статьи 11 путем заключения антиконкурентного соглашения, которое:
1) привело к поддержанию цен на торгах при проведении Аукционов;
2) могло привести к разделу товарного рынка добычи (вылова) и реализации водных биологических ресурсов;
3) создавало другим хозяйствующим субъектам препятствия доступу на товарный рынок при проведении Аукционов.
Ответчики по данному делу привлечены к административной ответственности на общую сумму более 245 млн. рублей.
Основные доказательства по делу, среди которых: телефонные переговоры между участниками аукционов; многочисленные документы, подтверждающие ограничение круга участников аукционов и создание другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок были получены из материалов уголовного дела, которое расследовалось правоохранительными органами (СКР и ФСБ).
В целом рассмотрение антимонопольного дела проводилось в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. По материалам, представленным ФАС России в Следственное управление Следственного комитета РФ по Приморскому краю, было возбуждено три новых уголовных дела, в том числе, по признакам преступления, предусмотренного статьёй 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С методической точки зрения важным является отработка механизма по обмену информацией с правоохранительными органами, а также доказывание и квалификация действий ответчиков по совокупности правонарушений (ст. 11 и 16 Закона о защите конкуренции).
Данное дело является ярким примером неотвратимости наказания за участие в картелях. Помимо административного штрафа, исчисляемого миллионами рублей, должностным лицам хозяйствующих субъектов - участников картеля грозит уголовная ответственность.
Дело "Конкурс 5/12" (N 1-16-357/00-22-13)
4 июля 2014 года решением Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1-16-357/00-22-13 Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, ООО "Аква-культура", ООО "Акваресурс-ДВ", ООО "Прибрежный лов", ООО "Морской бриз", ООО "АЛЕУТ ВОСТОК", ООО "Зарубинская база флота", ООО "Хасан рыба", ООО "Моревод" и ООО "о.в.к." были признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции путем заключения соглашения, которое привело к ограничению конкуренции при проведении Приморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в 2012 году Конкурса 5/12 на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации в Приморском крае и участия в нем.
Одновременно, решением Комиссии ООО "Аква-культура", ООО "Акваресурс-ДВ", ООО "Прибрежный лов", ООО "Морской бриз", ООО "АЛЕУТ ВОСТОК", ООО "Зарубинская база флота", ООО "Хасан рыба", ООО "Моревод" и ООО "о.в.к." были признаны нарушившими пункт 3 части 1 статьи 11 и пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения соглашения, которое привело:
1) к разделу товарного рынка предоставления рыбопромысловых участков (РПУ) для осуществления товарного рыбоводства в границах, определенных документацией по Конкурсу 5/12;
2) к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок предоставления РПУ для осуществления товарного рыбоводства в границах, определенных документацией по Конкурсу 5/12.
Документация по Конкурсу 5/12 разрабатывалась Приморским Росрыболовством таким образом, чтобы была обеспечена победа "нужных" компаний, а при проведении самих торгов предложения конкурентов данных компаний оценивались конкурсной комиссией заказчика с использованием заниженных коэффициентов (с помощью выставления предусмотренных конкурсной документацией коэффициентов сопоставлялись заявки участников).
Участники картеля привлечены к административной ответственности на общую сумму 900 тыс. рублей.
Данное дело было выделено в отдельное производство из дела N 1-16-228/00-22-13 (дело "Краб", см. выше). Основными доказательствами послужили материалы, полученные из уголовного дела, а также материалы антимонопольного дела N 1-16-228/00-22-13.
Дело расследовалось в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства были переданы Федеральной антимонопольной службой в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Приморскому краю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам нарушения статей 178 ("Ограничение конкуренции"), 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями"), 286 ("Превышение должностных полномочий") Уголовного кодекса Российской Федерации.
Также, как и в деле "Краб", в данном деле важным является отработка механизма по обмену информацией с правоохранительными органами, а также доказывание и квалификация действий ответчиков по совокупности правонарушений (ст. 11 и 16 Закона о защите конкуренции).
Расследование этого дела имеет и большое социально - экономическое значение, так как "добыча (вылов) водных биологических ресурсов" относится к стратегическим видам деятельности, а необходимость их охраны отнесено к сфере национальной безопасности Российской Федерации.
Дело "Красноказарменная" (дело N 1-00-71/00-22-14)
12 сентября 2014 года решением Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1-00-71/00-22-14 ФКУ "Центральная войсковая комендатура" признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путём создания для определённого круга компаний преимущественных условий участия в торгах и запросах котировок по выполнению ремонтных работ для нужд ФКУ "Центральная войсковая комендатура".
ФАС России также признала ООО "Глобал Строй", ООО Компания "Монолит" и ООО "СК Возрождение" нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах по выполнению ремонтных работ для нужд ФКУ "Центральная войсковая комендатура".
Общая сумма контрактов, заключённых с компаниями-нарушителями, превысила 240 млн. рублей.
Основными доказательствами по делу послужили материалы внеплановых выездных проверок, информация с электронных площадок, а также анализ поведения участников аукционов.
Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства были переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников ООО "Глобал Строй", ООО Компания "Монолит", ООО "СК Возрождение" по признакам состава преступления, предусмотренного пунктами "а", "в" части 2 статьи 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Данное решение является результатом системной работы по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений в сфере строительства, в рамках исполнения поручения первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Игоря Шувалова.
Дело "Узбекистан" (дело N 1-00-139/00-22-13)
26 февраля 2014 года решением Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1-00-139/00-22-13 ООО СП "Rubicon Wireless Communication" (Республика Узбекистан) и ОАО АК "Узбектелеком" в лице специализированного филиала - "Uzmobile" (Республика Узбекистан) были признаны нарушившими пункт 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и участия в антиконкурентном соглашении, которое привело к сокращению объема оказания услуг на рынке услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Республики Узбекистан, и оказало влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о защите конкуренции: "Положения настоящего Федерального закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации".
Основными доказательствами по делу послужили материалы предварительного следствия по уголовному делу, поступившие в ФАС России из МВД России.
Решение Комиссии было направлено в Следственный департамент МВД России для приобщения к материалам уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного п.п. "а" и "в" части 2 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Это первое решение ФАС России по антиконкурентному соглашению, которое повлияло на состояние конкуренции в Российской Федерации, при этом было заключено и реализовано между иностранными компаниями за пределами Российской Федерации.
При рассмотрении данного дела Управление по борьбе с картелями столкнулось с рядом принципиально новых проблем.
Поскольку ФАС России не обладает правом надзора за деятельностью иностранных государственных органов, возможность получить какую-либо официальную информацию или документы о роли предполагаемых участников картеля и контрольных органов Узбекистана в прекращении деятельности российского предприятия на их территории, не представлялось возможным. Официальные запросы, направленные в Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан, Государственный комитет связи, а также антимонопольный орган Узбекистана, были ими проигнорированы.
В связи с отсутствием процедуры привлечения к административной ответственности иностранных юридических лиц дела по КоАП не возбуждались.
Дело "Енисей" (дело N 1-11-146/00-22-14)
22 декабря 2014 года решением Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1-11-146/00-22-14 (далее - Решение Комиссии) ООО "Восток", ООО "Дороги Сибири", ОАО "ДЭП N 364", ОАО "ДЭП N 363" и ИП Оганесян В. В. были признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и участия в антиконкурентном соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах по содержанию (строительству и ремонту) автомобильной дороги М-54 "Енисей" от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией.
Основными доказательствами по делу послужили материалы, полученные в ходе внеплановых выездных проверок, а также информация с электронных площадок и ИФНС России.
Решением по данному делу установлено, что 6 аукционов (на сумму более 1,8 млрд. рублей) завершились без какого-либо соперничества между их участниками (снижение начальной (максимальной) цены контракта на 0,5%). При этом на аналогичных аукционах, на которых наблюдалась конкуренция - снижение начальной (максимальной) цены составило от 20 до 44%.
Таким образом, перерасход бюджетных средств от деятельности картеля в данном случае достигает 700 млн. рублей.
Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства были переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного пунктами "а", "в" части 2 статьи 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Дело "Пожарная сигнализация" (дело N 1-11-26/00-22-14)
19 сентября 2014 года решением Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1-11-26/00-22-14 ЗАО "Аргус-Спектр" и 68 его региональных дилеров были признаны нарушившими пункт 1 части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения запрещенных "вертикальных" соглашений, которые привели или могли привести к установлению минимальной цены перепродажи товара, а также путем участия в данном запрещенном "вертикальном" соглашении.
Предметом запрещённых "вертикальных" соглашений, являлись приборы внутриобъектовых радиоканальных систем пожарной сигнализации и объектовые радиостанции, предназначенные для передачи сигнала о пожаре с социально значимых объектов (детских садов, школ, больниц, интернатов, высших и средних учебных заведений) на пульты пожарной охраны системы МЧС России.
Основными доказательствами по делу послужили материалы внеплановых выездных проверок, а также многочисленные жалобы участников рынка.
С целью установления доли хозяйствующих субъектов на рынке было проведено три анализа состояния конкуренции в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
При расследовании данного дела антимонопольная служба столкнулась с попыткой со стороны ответчиков по данному делу дискредитировать деятельность ФАС России в целом и по данному делу в частности. Это выражалось в судебном и административном обжаловании практически всех действий ФАС России и её территориальных органов. Ответчиками активно используются методы информационной борьбы (интервью, телепередачи, конференции т.п.). Тем не менее, все эти действия не повлияли на объективное и всестороннее рассмотрение данного дела.
Более того, МЧС России с учётом проведённого ФАС России в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства анализа состояния конкуренции на товарных рынках специализированного противопожарного оборудования инициированы изменения в законопроект о внесении изменений в Технический регламент о пожарной безопасности (Федеральный закон N 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.) в целях устранения излишних барьеров для хозяйствующих субъектов и усиления мер пожарной безопасности.
Дело "КОМ 2013" (дело N 1-10/104-12)
9 апреля 2013 года решением комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1-10/104-12 ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС" и группа лиц в составе ОАО "Волжская ТГК" и ОАО "ТГК-6" были признаны нарушившими часть 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части заключения соглашения, которое привело к манипулированию ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в рамках проведения КОМ на 2013 год.
Несмотря на то, что решение по данному делу было вынесено в 2013 году, оно включено в настоящую статью ввиду завершения судебной защиты в пользу ФАС России в 2014-2015 годах.
Основными доказательствами по делу послужили: экономический и технологический анализ действий участников соглашения, а также информация, поступившая в ФАС России о перечне генерирующих объектов, расположенных в ЗСП, в которых конкурентный отбор мощности на 2013 год проводится без применения предельного размера цены на мощность.
Из представленной информации также следовало, что в ЗСП "Волга" цена на мощность сложилась на 20% больше, чем в других ЗСП первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности.
С целью установления доли хозяйствующих субъектов на оптовом рынке в ЗСП "Волга" ФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
Дело "Автокредиты" (дело N 1-11/67-12)
5 ноября 2013 года решением комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1-11/67-12 ООО "Фольксваген Банк РУС" и ОАО "УРАЛСИБ" были признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части заключения и участия в соглашении, которое привело или может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по предоставлению физическим лицам кредитов на приобретение автотранспортных средств.
Решение по данному делу было вынесено в 2013 году, при этом оно включено в настоящую статью ввиду завершения судебной защиты в пользу ФАС России в 2014 году.
Основным доказательством по делу послужил договор о сотрудничестве между ОАО "УРАЛСИБ" и ООО "Фольксваген Банк РУС", по условиям которого ОАО "УРАЛСИБ" оказывает ООО "Фольксваген Банк РУС" услуги по открытию и ведению банковских счетов физическим лицам для зачисления на них кредитов, выданных ООО "Фольксваген Банк РУС", и осуществлению операций по этим счетам.
Таким образом, по условиям данного Договора, фактически ОАО "УРАЛСИБ" отказалось в будущем от ряда самостоятельных действий на рынке автокредитования физических лиц (то есть в понимании Закона о защите конкуренции от конкуренции с ООО "Фольксваген Банк РУС" за привлеченных им клиентов).
Описанная в решении структура рынка автокредитования по оценкам Управления контроля финансовых рынков реализуется не только в рамках описанного дела и в дальнейшем приведет к существенному снижению доступности для граждан услуг по выдаче автокредитов, в том числе, за счет увеличения их стоимости, в связи с чем вынесение решения и предписания по делу N 1-11/67-12, решений по результатам рассмотрения других аналогичных дел и их поддержка судебными органами имеет высокую социальную значимость.
Дело "Вьетнам-2" (дело N 1-11-49/00-22-14)
10 июня 2014 года решением комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1-11-49/00-22-14 некоммерческая организация "Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка" (в которую входят российские компании-импортёры) и Управленческий комитет по экспорту пангасиуса на российский рынок (созданный вьетнамским Министерством сельского хозяйства и развития деревни) признаны нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения и участия в антиконкурентном соглашении, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции, путём создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок филе пангасиуса мороженого.
Данное дело было выделено в отдельное производство из дела N 1-11-127/00-22-12 ("Рыба-Вьетнам (Пангасиус)", см. сборник "Борьба с картелями и другими антиконкурентными соглашениями. Лучшие практики 2013").
Основными доказательствами послужили документы и информация, полученные ФАС России в ходе внеплановых выездных проверок; материалы, переданные в ФАС России из ГУЭБиПК МВД России; обращение одного из участников соглашения; документы и информация, полученные делегацией ФАС России в ходе визита в Социалистическую Республику Вьетнам.
Дело расследовалось в тесном взаимодействии с конкурентным ведомством Вьетнама и Министерством сельского хозяйства Вьетнама.
Стоит отметить и высокую социально экономическую значимость данного решения, так как своими действиями Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка и вьетнамский Управленческий комитет по экспорту пангасиуса на российский рынок создали барьер входа на товарный рынок филе пангасиуса мороженого, произведённого во Вьетнаме, на рынок Российской Федерации, в связи с чем, например, к концу 2012 года объёмы импорта пангасиуса из Вьетнама снизились по сравнению с 2008 годом в 5 раз.
Значительным достижением является и тот факт, что к моменту вынесения решения по данному делу в июне 2014 года по результатам обращения ФАС России в государственные органы Вьетнама Управленческий комитет по экспорту пангасиуса на российский рынок был ликвидирован.
Дело "Минтранс" (дело N 1-16-212/00-22-13)
10 июня 2014 года решением комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1-16-212/00-22-13 Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции путем заключения соглашения, которое привело к устранению конкуренции при проведении Министерством транспорта Российской Федерации в 2011 году конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение НИР по теме "Разработка научно-обоснованных предложений по созданию системы подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности с учетом специфики различных видов транспорта в рамках исполнения Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте", и участия в нем.
Основными доказательствами по делу послужили информация, поступившая в ФАС России из ФСБ России; материалы уголовного дела; результаты внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов, а также результаты экспертизы конкурсной документации.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что победа МИИТ в конкурсе на право заключения контракта, была обеспечена путем привлечения МИИТ к разработке технического задания (т.е. представления МИИТ преимущественных условий участия в Конкурсе), выставления победителю высоких оценок, а также выставления заявкам других участников Конкурса необоснованно заниженных оценок.
Дело расследовалось в тесном взаимодействии с ФСБ и СКР.
Данное дело имеет важное методическое значение с точки зрения техники получения и использования материалов уголовного дела в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотренные в данном обзоре дела о картелях и иных антиконкурентных соглашениях являются ориентиром для антимонопольных органов при расследовании и доказывании нарушений по статьям 11, 11.1 и 16 Закона о защите конкуренции.
К наиболее значимым и прецедентным по итогам 2014 года можно отнести первое решение по антиконкурентному соглашению, которое повлияло на состояние конкуренции в Российской Федерации, при этом было заключено и реализовано между иностранными компаниями за пределами Российской Федерации (дело "Узбекистан").
Отдельно стоит отметить выявленные в 2014 году картельные сговоры на рынке добычи водных биологических ресурсов. Значимость этих дел связана с тем, что водные биологические ресурсы относятся к стратегическому виду деятельности, имеющему высокое социально-экономическое значение. Необходимость охраны водных биологических ресурсов отнесена к сфере национальной безопасности Российской Федерации. Так, на прошедшем 19 октября 2015 года под председательством Президента РФ заседании Президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, в том числе, обсуждалась роль картельных сговоров при формировании конечной цены для потребителей рыбной продукции.
В целом, можно сделать вывод о том, что рассмотренные в 2015 году ФАС России дела об антиконкурентных соглашениях обогатили правоприменительную практику и оказали положительное влияние на состояние конкуренции в отдельных отраслях экономики Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кинёв А.Ю., Франскевич О.П. Обзор лучших дел центрального аппарата ФАС России по картелям и иным антиконкурентным соглашениям за 2014 год
Kinyov A.Y., Franskevich O.P. Review of the best affairs about cartels, which were considered by central office of FAS Russia in 2014
А.Ю. Кинёв - доктор юридических наук, заместитель руководителя ФАС России, заведующий кафедрой конкурентного права юридического факультета им. М.М. Сперанского РАНХ и ГС
A.Y. Kinyov - Doctor of juridical sciences, Deputy Head of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation, Head of Competition Law Department Speransky Law Faculty Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
О.П. Франскевич - аспирант ХГУ им. Н.Ф. Катанова, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России
O.P. Franskevich - deputy head of the Anticartel Department, postgraduate student of Khakas State University.
В данной статье освещаются основные результаты работы ФАС России по пресечению деятельности картелей и иных антиконкурентных соглашений за 2014 год, а также проводится обзор лучших практик центрального аппарата ФАС России за 2014 год. В обзоре раскрываются основные доказательства, методическая и социальная значимость рассматриваемых дел, а также меры ответственности принятые по отношению к участникам соглашений.
This article highlights the main results of FAS Russia on suppression of activity cartels and other anti-competitive agreements of 2014 and provides an overview of the best practices of the central office FAS Russia for 2014. The review reveals the basic evidence, methodical and social importance of the cases, and the penalties taken against the parties to the agreement.
Ключевые слова: конкуренция, картели, сговоры с участием органов власти, дела о картелях.
Key words: competition, cartels, anticompetitive agreements involving government, affairs of cartel.
Электронный журнал "Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing" ("Научный форум Гаранта: право, бухгалтерский учет и аудит")
Основная цель электронного научного журнала - обеспечение доступности дискуссионных положений научного исследования для ознакомления заинтересованных лиц и осуществления заочной дискуссии в связи с этими положениями.
Электронный научный журнал "Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing" (краткое основное наименование - "Garant Science", перевод на русский язык, параллельное наименование на русском языке: "Научный форум Гаранта: право, бухгалтерский учет и аудит", краткое наименование на русском языке - "Научный форум Гаранта") зарегистрирован как периодическое электронное средство массовой информации (свидетельство о регистрации в качестве СМИ: ЭЛ N ФС 77 - 63270 от 6 октября 2015 г.) и распространяется в электронной форме в составе базы данных "ЭПС "Система ГАРАНТ" (Свидетельство о регистрации электронной базы данных N 2010620706).
Издание выходит в свет с апреля 2013 года (наименование электронного периодического издания до выпуска июня 2015 года включительно: "Библиотека научных публикаций "Электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ"). Язык издания - русский и английский, выпуски издания фактически выходят только на русском языке, что не исключает принятие и публикацию в журнале научных статей, других материалов на английском языке.
Тематики журнала относятся к сфере права, бухгалтерского учёта и аудита: Право (5.1); Финансы (5.2.4); Государственное и муниципальное управление (5.2.7).
Учредителем и издателем электронного периодического издания "Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing" является ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ" (ОГРН 1027700558225). Адрес редакции, учредителя (издателя): 119234, Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр.77, Центр информационных технологий МГУ. E-mail: analitika@garant.ru
См. содержание выпусков электронного периодического издания.
Пример оформления библиографической ссылки на работу, опубликованную в электронном научном журнале "Библиотека научных публикаций "Электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ" (цветом выделены переменные значения, индивидуальные для каждого произведения):
Райлян А.И. Квалификационные требования в сфере страхового дела по праву Сингапура [Электронный ресурс]. Доступ из Системы ГАРАНТ // База данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ": журнал "Garant Science Discussion Board on Legal, Accounting and Auditing", выпуск 1 за 2019 год / ООО "Научно-производственное предприятие "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ". Версия от 9 апреля 2019 года.
Номер и год выпуска электронного журнала можно узнать из дополнительных свойств каждого интересующего документа (нажав, находясь в открытом документе в системе ГАРАНТ, сочетание клавиш ALT+I), а дату версии базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ" можно узнать, нажав в тот же временной период сочетание клавиш Ctrl+Shift+I, или перейдя в меню "Помощь" - "Информация о комплекте" - "Дата обновления", или прочитав дату версии из заголовка экрана стартовой страницы системы ГАРАНТ.