Решением суда организация признана несостоятельным (банкротом). Имущество должника (взрывчатые вещества) не было реализовано на торгах, кредиторы должника отказались принять данное имущество, учредители должника не выразили согласия его забрать, а орган местного самоуправления не может приобрести данное имущество в силу закона. Конкурсный управляющий считает, что имущество должно быть передано в федеральную собственность. Территориальное управление (ТУ) Росимущества считает, что поскольку у взрывчатых веществ истек срок хранения, то их подлежит утилизировать должнику. Правомерны ли выводы ТУ Росимущества?
Материал подготовлен специалистами
Центра методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 21, ноябрь 2015 г., с. 51.
По мнению специалистов, если с истечением гарантийного срока хранения указанных взрывчатых веществ не теряются их свойства, то, соответственно, не может изменяться порядок передачи федеральным органам исполнительной власти, кроме того действующее законодательство вовсе не содержит положений, ставящих обязанность федерального органа исполнительной власти по принятию имущества, ограниченного в обороте, в зависимость от срока гарантийного хранения указанного имущества.
Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) не содержит положений о том, что деятельность по хранению взрывчатых веществ входит в перечень полномочий муниципального образования.
Согласно Перечню видов продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденному Указом Президента РФ от 22.02.1992 N 179, взрывчатые вещества являются ограниченными в обороте.
Пункт 3 ст. 148 Закона N 127-ФЗ гласит, что при отказе или уклонении органа местного самоуправления либо федерального органа исполнительной власти от принятия имущества, указанного в п. 1 данной статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.
Тем не менее в рассматриваемом случае федеральный орган исполнительной власти, сославшись на истечение гарантийного срока хранения взрывчатых веществ, указал, что организация должна утилизировать указанное имущество самостоятельно и за свой счет.
В соответствии с п. 9 разд. 1 "Единых правил безопасности при взрывных работах ПБ 13-407-01" использование взрывчатых веществ в последующем возможно, хотя и после проведения соответствующего испытания.
Таким образом, по мнению специалистов, если с истечением гарантийного срока хранения указанных взрывчатых веществ не теряются их свойства, то, соответственно, не может изменяться порядок передачи федеральным органам исполнительной власти, кроме того, действующее законодательство вовсе не содержит положений, ставящих обязанность федерального органа исполнительной власти по принятию имущества, ограниченного в обороте, в зависимость от срока гарантийного хранения указанного имущества.
Указанные выводы подтверждаются также в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2013 по делу N А58-2032/09.
1 ноября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).