Учреждение здравоохранения субъекта РФ просит разъяснить, может ли организация формировать резервный фонд на оплату отпусков, если у нее только один источник финансового обеспечения - бюджетные средства.
А. Бирюков,
к.э.н., профессор Финансового университета при Правительстве РФ,
советник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки
эффективности деятельности Федерального казначейства
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 6-8.
Общие требования к ведению учета в государственных (муниципальных) учреждениях определены Инструкцией N 157н*(1).
В соответствии с п. 302.1 Инструкции N 157н в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат деятельности учреждения организация может создавать резерв предстоящих расходов, отражаемый на счете 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов". Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. При этом в ней не содержится каких-либо особых указаний в части формирования резервов в отношении определенных видов деятельности.
В Письме Минфина РФ от 02.09.2015 N 02-07-05/50540 отмечено, что формирование резервов расходов на оплату отпусков, включая выплаты по оплате труда, следует производить независимо от источника финансового обеспечения указанных выплат. Рекомендации в части порядка отражения в бюджетном учете операций по формированию резерва и его использованию приведены в Письме Минфина РФ от 20.05.2015 N 02-07-07/28998 "О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами".
В балансе (ф. 0503130)*(2) и балансе (ф. 0503730)*(3) информация о резервах предстоящих расходов формируется по строке 626 "Резервы предстоящих расходов" разд. IV "Финансовый результат". Иными словами, резервы предстоящих расходов входят в числе прочих показателей в сформированный финансовый результат деятельности экономического субъекта.
При этом в балансе (ф. 0503730) предусмотрено отражение показателей в разрезе деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг, средств во временном распоряжении, а в балансе (ф. 0503130) - в разрезе бюджетной деятельности и средств во временном распоряжении. Это означает, что государственное (муниципальное) учреждение вне зависимости от своего статуса может формировать резервы по различным видам деятельности как по коду 2 "Приносящая доход деятельность", так и по кодам 1 "Бюджетная деятельность", 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания", 5 "Субсидии на иные цели", 7 "Средства ОМС".
Пример
Руководитель бюджетного учреждения принял решение о формировании с 1 января 2016 года резерва предстоящих расходов на оплату отпусков своих работников. Путем произведенных расчетов были установлены:
- годовой размер резервного фонда в части оплаты отпусков - 480 000 руб.;
- годовой размер резервного фонда в части уплаты страховых взносов с сумм отпускных - 144 000 руб.;
- размер ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков - 40 000 руб.;
- размер ежемесячных отчислений в резерв на суммы страховых взносов, которые надо начислить и уплатить с сумм отпускных, - 12 000 руб.
Цифры в примере условные. Предположим, что операции совершаются по коду вида деятельности 7.
За период с января по июль резервный фонд составил 280 000 руб. (подстатья 211 КОСГУ) и 84 000 руб. (подстатья 213 КОСГУ). В июле работники уходят в отпуск, им начисляются отпускные в размере 300 000 руб. и страховые взносы в сумме 90 000 руб.
В бухгалтерском учете записи по формированию и расходованию резервного фонда будут следующими:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Сформирован резервный фонд (операции совершаются ежемесячно в размере ежемесячных отчислений в резерв, определенных расчетным путем) | 7 109 60 211 7 109 60 213 | 7 401 60 211 7 401 60 213 | 40 000 12 000 |
Приняты учреждением обязательства на сумму созданного резерва | 7 506 90 211 7 506 90 213 | 7 502 99 211 7 502 99 213 | 40 000 12 000 |
Приняты обязательства текущего года по выплате работникам отпускных | 7 506 10 211 7 506 10 213 | 7 502 11 211 7 502 11 213 | 280 000 84 000 |
Уменьшено отложенное обязательство по оплате отпусков методом "красное сторно" (поскольку в случае, рассматриваемом в примере, сумма начисленных отпускных превышает размер резерва, эта операция совершается на размер сформированного резерва) (40 000 руб. х 7 мес. = 280 000 руб.) (12 000 руб. х 7 мес. = 84 000 руб.) | 7 506 90 211 7 506 90 213 | 7 502 99 211 7 502 99 213 | (280 000) (84 000) |
Начислены работнику отпускные и суммы страховых взносов с них: | |||
- в части сформированного резерва | 7 401 60 211 7 401 60 213 | 7 302 11 000 | 280 000 84 000 |
- в части суммы отпускных, превышающей размер сформированного резерва (300 000 - 280 000 = 20 000) руб. (90 000 - 84 000 = 6 000) руб. | 7 109 60 211 7 109 60 213 | 7 302 11 000 | 20 000 6000 |
1 декабря 2015 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).
*(3) Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"