Бюджетное учреждение здравоохранения имеет структурное подразделение - аптеку. В данном подразделении числятся два сотрудника - провизор и фармацевт. Аптека занимается изготовлением лекарственных средств для нужд учреждения здравоохранения. Структурное подразделение не осуществляет реализацию лекарственных средств. Заработная плата работников аптеки формируется за счет денежных средств, получаемых от оказания платных услуг. Учреждение здравоохранения находится на общей системе налогообложения.
Может ли учреждение здравоохранения применять пониженный тариф страховых взносов в отношении провизора и фармацевта, работающих в аптеке?
А. Попов,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 76-78.
Статьей 58 Федерального закона N 212-ФЗ*(1) на переходный период 2011-2027 годов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяют УСНО и основным видом экономической деятельности (в соответствии с ОКВЭД) которых является в том числе розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями.
Согласно п. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пп. 8 п. 1 данной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.
Для данной категории плательщиков страховых взносов на период 2012-2018 годов предусмотрены тарифы, указанные в п. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ (20% - в ПФР, 0% - в ФСС, 0% - в ФФОМС).
Применение этого тарифа в рассматриваемой ситуации невозможно сразу по нескольким причинам.
Во-первых, для применения пониженного тарифа по данному основанию необходимо нахождение плательщика страховых взносов на УСНО. Однако применение бюджетными организациями "упрощенки" невозможно: прямой запрет установлен пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Во-вторых, основным видом экономической деятельности организации должна быть розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями. Как было отмечено выше, структурное подразделение не осуществляет реализацию лекарственных средств, следовательно, выполнение данного требования ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ не представляется возможным.
Подпунктом 10 п. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы для плательщиков страховых взносов, уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности, - аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на ведение фармацевтической деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.
Для данной категории плательщиков страховых взносов предусмотрены тарифы, указанные в п. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Применение пониженных тарифов по этому основанию также невозможно. Плательщики, обозначенные в пп. 10 п. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, должны уплачивать ЕНВД. Учреждение находится на общей системе налогообложения.
Таким образом, для применения пониженных тарифов в отношении выплат в пользу работников структурного подразделения учреждения здравоохранения (аптеки) нет оснований, выплаты в пользу данных работников должны облагаться страховыми взносами в общем порядке.
1 декабря 2015 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"