В 2012 году на предприятии была проведена аттестация рабочих мест, по результатам которой нам присвоен класс 3.3, назначили 8% надбавку к окладу и дополнительный отпуск 7 дней. Согласно статье 92 ТК РФ нам положена сокращенная рабочая неделя. Работодатель говорит, что льготы нам назначены по результатам аттестации, и поскольку в картах аттестации нет такой льготы, как сокращенная рабочая неделя, то она нам и не положена. Если сейчас провести специальную оценку условий труда на рабочих местах, тогда нам дадут эту льготу, а поскольку результаты аттестации действительны до 2018 года наравне с СОУТ, то и вопросов нет. Но в статье 92 ТК РФ в редакции от 2008 года сокращенная рабочая неделя положена была всем, у кого 3-й класс вредности независимо от степени, а в редакции от 2014 года только класс 3.3 и 3.4, но ведь мы попадаем и туда, и туда. Прав ли работодатель?
Нет, работодатель не прав. Если по результатам аттестации рабочих мест Вам установлен класс вредности 3.3, то Вам должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:
для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу вышеуказанного 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 вышеуказанного 426-ФЗ. При этом для целей, определенных статьей 7 вышеуказанного 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу вышеуказанного 426-ФЗ порядком.
Согласно п. 6 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.
Вместе с тем следует обратить внимание, что согласно ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.