Место инновационного права в системе права
Н.С. Якунов,
аспирант кафедры финансового права
Московского государственного юридического
университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Журнал "Актуальные проблемы российского права", N 11, ноябрь 2015 г., с. 35-41.
Существует множество позиций относительно понимания места инновационного права в системе права. Понятие инноваций в широком смысле позволяет всесторонне охватить всю правовую систему, так как любые новшества (в том числе механизмы по внедрению в право новшеств) являются инновациями. Но данный подход является излишне широким и не соответствует целям исследования данной статьи. Соответственно, более рационально использовать узкое понимание термина "инновации", что позволит более четко сформулировать место инноваций в современной правовой системе.
Российское законодательство конкретно определяет границы того, что является инновацией*(1). Таким образом, разумно блок регулируемых общественных отношений, связанный с инновациями в смысле, определенном действующим законодательством, установить в качестве предмета инновационного права.
Инновационное право, как любое сложное явление, делится на отдельные разделы, связанные с изучением того или иного вида инноваций, тех или иных внутренних свойств инноваций, взаимосвязи с иными существующими отраслями права. С учетом того, что в рамках данной работы исследованию подвергаются технологические инновации, особое внимание в исследовании уделено инновационно-технологическому праву.
Инновационное право можно определить как часть одной из существующих отраслей права, при этом отнести его как к классическим отраслям права (финансовое право, административное право, гражданское право и т.д.), так и к новым отраслям права, в том числе сугубо специализированным на каком-либо виде профессиональной деятельности (предпринимательское право*(2), медицинское право и т.д.). Однако данное понимание инновационного права исключительно как части существующего правового структурного образования является некорректным в силу нескольких причин.
Так, инновации охватываются нормами как частного права (например регулирование рынка ценных бумаг инновационных компаний, осуществления венчурной деятельности, взаимоотношений между контрагентами посредством договоров*(3)), так и публичного права (в частности, регулирования создания малых инновационных предприятий при вузах, финансирования четко закрепленных перспективных либо значимых направлений научной деятельности, функционирования систем грантовой поддержки инновационной деятельности)*(4), что исключает из возможного перечня правовых структурных образований те, что четко выражены относительно формы своей подсистемы. При этом рамками одного вида профессиональной деятельности инновации не ограничиваются, так как являются всеобъемлющими. Нельзя сказать, что они могут формироваться исключительно в частном секторе, потому что государство зачастую является их создателем, пример тому - инновации в военно-промышленном комплексе Российской Федерации. Соответственно, "профессиональный" блок отраслей также исключается из возможных для инновационного права правовых образований.
На основании вышеизложенного появляется возможность констатировать, что инновационное право выступает комплексным межотраслевым образованием. Вопрос возникает с определением формы, в рамках которой функционирует инновационное право (отрасль, подотрасль, институт права и т.д.), и уровнем его самостоятельности (самостоятельные отрасль или институт права, зависимые подотрасль, институт права и т.д.). Зачастую инновационное право определяют как отрасль права*(5). Однако для большего понимания места инновационного права в системе права стоит учитывать разницу между отраслью и институтом права.
Так, институт права - это группа норм права, регулирующих конкретный вид общественных отношений. В свою очередь, отраслью права является группа норм права, регулирующих определенный род общественных отношений*(6). Согласно "Большому толковому словарю" род, в том числе*(7) - это группа, объединяющая близкие виды. Соответственно, по аналогии в теории права род общественных отношений включает в себя виды общественных отношений.
Технологические инновации выступают в качестве вида рода "инновации". В свою очередь, родом категории "инновация" можно назвать науку. При этом стоит учитывать, что инновации могут возникать без увязки со сферой науки, за гранью взора ученых, без учета каких-либо принципов, моделей, систем, сформулированных в научном мире (новый способ организации работы, созданный работником, применяемый исключительно им, неизвестный другим лицам, и другие подобные случаи, где основные функции науки не могут быть реализованы, в том числе функция закрепления знаний). В предложенном варианте инновации будут выходить за рамки науки. Однако любая система несет в себе схожие риски, когда какой-либо вид начинает охватывать то, что выходит за рамки рода.
В контексте существующих правовых отношений основы инновационного права закреплены в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", что также дает большие основания для отнесения инноваций именно к роду науки. Бесспорно то, что вопросы науки в успешных инновационных странах увязаны со сферой образования. Образование и наука выступают единой нерасчленяемой диадой, в рамках которой реализуется инновационное право.
В силу его значимости и охвата инновационное право в целом стоит считать не институтом права, а подотраслью условной отрасли права, регулирующей общественные отношения в сфере науки и образования. По своей сути инновации выступают в качестве определенного рода знаний. В свою очередь, изучением и распространением данных знаний занимаются собственно наука и образование. Инновационно-технологическое право же выступает в качестве института права подотрасли инновационного права.
Классически с целью разграничения блоков внутри системы права используются критерии предмета и метода*(8). Предметом правового регулирования являются общественные отношения того или иного вида (рода). Метод же правового регулирования - это совокупность юридических приемов, средств, способов, которыми осуществляется регламентация вида (рода) общественных отношений. Традиционно выделяют императивный и диспозитивный методы. Существуют также различные варианты их сочетаний (диспозитивно-императивный, императивно-диспозитивный методы), которые позволяют при одновременном использовании данных методов в правовом образовании определять главенствующий из них.
Предметом инновационного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе инновационной деятельности. Данные отношения связаны с различными этапами инновационной деятельности, в том числе с формированием, распространением и коммерциализацией инноваций. Блок инновационной деятельности имеет связь как с деятельностью, прямо обусловленной инновациями, так и с сопутствующей ей. Так, условное определение основных перспективных направлений развития науки является инновационной деятельностью сопутствующего характера. Однако указанный форсайт выделяет также и те направления инноваций, которые являются приоритетными для государства, что определяет значение данного вида деятельности.
Методом инновационного права является императивно-диспозитивный метод. Приоритет императивного метода над диспозитивным в данном случае обусловлен большим значением и размером государственного сектора инноваций, нежели частного в Российской Федерации. Однако стоит отметить, что если определять указанный метод в рамках, например, США, там он будет диспозитивно-императивным. Инновационное право иных государств отличается от российского зачастую достаточно сильно. Соответственно, имеет смысл говорить об инновационном и инновационно-технологическом праве как о национальных явлениях, сообразно определяя их основные характеристики применительно к той или иной стране. Даже с учетом того, что нередко происходит перенос удачных практик формирования инноваций из одной национальной инновационной системы в другую, и с учетом интернационализации и глобализации инновационных систем они в большинстве своем остаются сугубо национальными явлениями. Ясно, что формирование инноваций в рамках КНДР и стран Центральной Африки отличается от того, что существует в Японии, Южной Корее и США.
В свою очередь, предметом инновационно-технологического права являются общественные отношения, возникающие по поводу технологических инноваций. Как и в случае "инновационного права", инновационная деятельность, связанная с технологическими инновациями, также разделяется на основную и дополнительную. И оба данных вида инновационной деятельности подпадают под предмет инновационно-технологического права.
Методом инновационно-технологического права по схожим с инновационным правом причинам будет являться императивно-диспозитивный метод.
Право является достаточно динамической категорией, где основные характеристики структурного образования периодически изменяются. Так, отмечаем, что предмет и метод российского инновационного права в перспективе станут иными. Предполагаем, что в предмете основные изменения будут связаны с новациями методик ОЭСР, которые возникнут в будущем, и адаптацией их под российские реалии, в том числе с включением в предмет инноваций, наряду с товарами и услугами, категории работ. В контексте изменения метода инновационного права вероятен переход от императивно-диспозитивного метода к диспозитивно-императивному, обусловленному расширением доли частного сектора в сравнении с государственным, увеличением его влияния на общественную, в том числе правовую, жизнь в целом.
Традиционно в структуре правового образования выделяют общую и особенную части.
В общей части инновационного права можно отметить следующие разделы:
1) понятие "инновация" (касается понимания категории "инновация", ее классификации);
2) понятие "инновационная деятельность" (связано с раскрытием категории "инновационная деятельность", ее составных частей);
3) инновационная система (определяет элементный состав инновационной системы, взаимосвязи между элементами);
4) субъекты инновационной деятельности (касается субъектов, участвующих в инновационной деятельности, в том числе со стороны публичных и частных образований);
5) публичная и непубличная поддержка инновационной деятельности (связан с вопросами регулирования различных форм поддержки инновационной деятельности, определенных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, межгосударственными публичными образованиями и другими субъектами);
6) формы коммерциализации инноваций (определяет способы, посредством которых возможна коммерциализация инноваций, в том числе в рамках каких форм ведения предпринимательской деятельности (форм юридических лиц), в рамках каких налоговых режимов и т.д. наиболее оптимально заниматься инновационной деятельностью; раскрывает способы, посредством которых граждане могут с меньшими издержками начать заниматься предпринимательской деятельностью, например посредством краудфандинговых и венчурных инвесторов и др.);
7) договорное инновационное право (охватывает вопросы регулирования договорных взаимоотношений между инноватором и инноватором, инноватором и инвестором как на публично-правовом, так и на частноправовом уровнях) и др.
В особенной части инновационного права допустимо определить следующие разделы:
1) правовое регулирование технологических инноваций;
2) правовое регулирование организационных инноваций;
3) правовое регулирование маркетинговых инноваций;
4) правовое регулирование инноваций в публичном секторе (касается вопросов формирования, коммерциализации, использования и распространения инноваций в рамках публично-правовых образований, в том числе в вузах, научных учреждениях, органах власти, государственных компаниях и государственных корпорациях; перехода инноваций из публичного сектора в частный, в том числе посредством оформления результата интеллектуальной деятельности на инноватора, создавшего интеллектуальную собственность в рамках, по договору с публично-правовым образованием или иным способом, и т.д.);
5) правовое регулирование инноваций в частном секторе (связан с формированием, коммерциализацией, использованием и распространением инноваций в частном секторе, в том числе посредством инновационной инфраструктуры, институтов инновационного развития, инновационных кластеров, венчурного финансирования и т.д.) и др.
Структура инновационно-технологического права по своим основным характеристикам будет повторять структуру инновационного права.
Так, в рамках общей части инновационно-технологического права можно выделить следующие разделы:
1) понятие "технологические инновации" (касается понимания категории "технологические инновации", ее классификации);
2) понятие "инновационно-технологическая деятельность" (связан с раскрытием категории "инновационно-технологическая деятельность", ее составных частей);
3) инновационная система технологических инноваций (определяет элементный состав инновационной системы технологических инноваций, взаимосвязь указанных элементов);
4) субъекты инновационно-технологической деятельности (касается субъектов, участвующих в инновационной деятельности, в том числе со стороны публичных и частных образований);
5) поддержка инновационно-технологической деятельности (связан с вопросами регулирования различных форм поддержки инновационно-технологической деятельности, определенных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, межгосударственными публичными образованиями и др. субъектами, в том числе для субъектов малого предпринимательства; раскрывает способы, посредством которых граждане могут с меньшими издержками начать заниматься предпринимательской деятельностью, например посредством краудфандинговых и венчурных инвесторов и др.);
6) формы коммерциализации технологических инноваций (определяет способы, посредством которых возможна коммерциализация технологических инноваций, в том числе в рамках каких форм ведения предпринимательской деятельности (форм юридических лиц), в рамках каких налоговых режимов и т.д. наиболее оптимально заниматься инновационной деятельностью);
7) договорное право в сфере технологических инноваций (охватывает вопросы регулирования договорных взаимоотношений между инноватором и инноватором, инноватором и инвестором как на публично-правовом, так и на частноправовом уровнях);
8) право интеллектуальной собственности в контексте технологических инноваций (включает большинство элементов отрасли права интеллектуальной собственности, за исключением объектов авторского права и некоторых иных результатов интеллектуальной деятельности, не связанных с технологическими инновациями) и др.
Особенная часть инновационно-технологического права имеет свои отличия от инновационного права. Так, в особенной части инновационно-технологического права допустимо определить следующие разделы:
1) технологические инновации в сфере наноиндустрии (касается специфики нанотехнологий, субъектов, оказывающих поддержку на уровне наноиндустрии и др.);
2) технологические инновации в сфере медицины (связан со спецификой медицинского права, коммерциализацией медицинских инноваций, чей вывод на рынок затруднен в силу рисков негативных эффектов для потребителей);
3) технологические инновации в сфере космоса, телекоммуникаций и навигационных систем (охватывает вопросы регулирования космической, телекоммуникационной и навигационной отраслей, выход в которые для новых инновационных компаний достаточно непрост);
4) технологические инновации в сфере энергетики (охватывает тематику энергоэффективности, энергогенерации, нефтегазодобычи, их переработки, раздел включает в себя часть норм энергетического права и природоресурсного права);
5) ядерные технологические инновации (касается вопросов мирной атомной энергетики, взаимодействия с государственной корпорацией "росатом");
6) технологические инновации в компьютерной сфере и сфере программного обеспечения (связано с регулированием указанной отрасли силовыми ведомствами и Минкомсвязью России, в том числе с информационной безопасностью);
7) технологические инновации и краудфандинг (охватывает специфичное финансирование посредством нефиксированных денежных вкладов неограниченного числа лиц с определенным, зачастую неденежным, возмещением);
8) технологические инновации и венчурная деятельность (касается венчурного финансирования, частного и публичного, российского или иностранного и иных его форм) и др.
Среди перечисленных разделов стоит особенно отметить разделы, связанные с договорным правом и правом интеллектуальной собственности.
Договорное инновационное право является очень сложным и специфичным явлением в правовой системе. С учетом огромного количества различного рода инноваций применимые в рамках их регулирования договорные модели очень разнообразны. Условно говоря, вопросы создания и применения какой-либо инновации регулируются способом, зачастую отличным от того, каким регулируется иная инновация, что полностью меняет основные характеристики договора. Соответственно, можно констатировать, что выделение нескольких единообразных типовых договоров в части специфики той или иной инновации невозможно. Под условия функционирования той или иной инновации создается собственный сложный договор. Таким образом, у договорного инновационного права выделяется особенность, отличающая его от иных видов договорного права, связанная с его неоднородностью (в том числе с разнообразием и сложностью технологий).
В свою очередь, право интеллектуальной собственности в контексте технологических инноваций имеет большое значение для инноваторов в связи с необходимостью фиксации тех технологических инноваций, которые они создали (в той части, где это возможно). Посредством права интеллектуальной собственности устанавливается собственник инновации, создается временная искусственная монополия на технологическую инновацию, которая позволяет ее коммерциализировать с меньшими рисками недобросовестной конкуренции. Можно констатировать, что без права интеллектуальной собственности инновационно-технологическое право было бы абсолютно иным.
Стоит отметить, что выделение разделов, указанных выше, в рамках инновационного права и инновационно-технологического права обусловлено их значимостью в контексте правоприменения как публично-правовыми образованиями, так и частными лицами в целом и сложившейся практикой инновационной деятельности.
Библиография
1. Волынкина М.В. Правовой механизм инновационного предпринимательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2004.
2. Ефимцева Т.В. Место инновационного права в системе отраслей российского права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2014.
3. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2009.
4. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2008.
-----------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // Собрание законодательства РФ. 26.08.1996. N 35. Ст. 4137.
*(2) Ефимцева Т.В. Место инновационного права в системе отраслей российского права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 29.
*(3) Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 156 "Об утверждении Правил отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики" // Собрание законодательства РФ. 05.03.2012. N 10. Ст. 1244.
*(4) Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" // Собрание законодательства РФ. 03.08.2009. N 31. Ст. 3923.
*(5) Волынкина М.В. Правовой механизм инновационного предпринимательства: автореф.: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 17.
*(6) Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. С. 408-414; Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008. С. 275-276.
*(7) Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов // http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения: 20 мая 2015 г.).
*(8) Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. С. 394-404; Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008. С. 276-277.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Якунов Н.С. Место инновационного права в системе права
Yakunov N.S. The place of innovation law in the system of law
В данной статье раскрывается место инновационного права в российской системе права. Категория инновационного права выступает в качестве сложного явления, содержащего в себе нормы из различных отраслей права, но при этом регулирующего собственный блок общественных отношений. Однако инновационное право проблематично выделить в качестве самостоятельной отрасли в силу различных причин. Наиболее оптимально, в том числе из-за необходимости соответствия существующей российской правовой системе, отнести инновационное право к подотрасли условной отрасли права, регулирующей отношения в сфере науки и образования. Автором выделены предмет, метод и система подотрасли инновационного права. В силу государственной политики импортозамещения и государственной инновационной политики, направленной в первую очередь на формирование технологических инноваций в Российской Федерации, в исследовании также рассматривается инновационно-технологическое право, раскрываются собственные предмет, метод и система этого института права.
The article reveals the place innovation law takes in the Russian system of law. The category of innovation law is applied as a complex phenomenon that contains different norms from different areas of law, although it also regulates its own part of public relationships. However, it is difficult to distinguish innovation law as a separate discipline of law for a number of reasons. Due to the necessity to comply with the current Russian system of law the most reasonable in this case is to attribute innovation law to a subdiscipline of a provisional discipline of law that governs relationships in the area of science and education. The Author distinguishes the subdisciplines of innovation law. By virtue of its significance, state policy of import substitution and state innovation policy aimed primarily at developing technological innovations in the Russian Federation, the research also elaborates the institute of "Innovation Technology Law" that has its own subject, methodology and system.
Ключевые слова: инновация, инновационное право, инновационно-технологическое право, инновационная деятельность, наука, образование, технологические инновации, нанотехнологии, венчурная деятельность, краудфандинг.
Keywords: innovation, innovation law, Innovation Technology Law, innovation activity, science, education, technological innovations, nanotechnology, venturing, crowdfunding.
Журнал "Актуальные проблемы российского права"
Ежемесячное научно-практическое юридическое издание, учрежденное Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Журнал, посвящен актуальным проблемам теории права, практике его применения, совершенствованию законодательства, а также проблемам юридического образования.
Рубрики Журнала охватывают все основные отрасли права, учитывают весь спектр юридической проблематики, в том числе теории и истории государства и права, государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой направленности. На страницах Журнала публикуются известные ученые и практики, размещаются экспертные заключения по знаковым судебным процессам, результаты научно-исследовательских работ и материалы конференций.
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25128 от 7 мая 2014 г.