Конкурс с ограниченным участием
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института
экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь 2015 г., с. 25-32
Федеральное законодательство о контрактной системе ввело несколько новых способов закупки, в том числе конкурс с ограниченным участием*(1). В данной статье автор проводит анализ этого способа и рассматривает особенности его применения на материале сайта госзакупок*(2).
Механизм конкурса с ограниченным участием
Конкурс с ограниченным участием - разновидность конкурса. Главная особенность такого способа закупки заключается в том, что он предусматривает проведение предквалификационного отбора участников закупки - только прошедшие его получают право бороться за звание победителя.
Особенности различных видов конкурсов
/------------------------\ /---------------------\
| Конкурс с ограниченным | | Открытый конкурс |
| участием | | |
\------------------------/ \---------------------/
/--------------------\
| Поставщик |
\--------------------/
/------------------------\ /---------------------\
| Соответствует единым | |Соответствует единым |
| требованиям | | требованиям |
\------------------------/ \---------------------/
|
/------------------------\ |
| Соответствует | |
| квалификационным | |
| требованиям | |
\------------------------/ |
/------------------------\ /-------------------------\
|Предложил лучшие условия| |Предложил лучшие условия |
\------------------------/ \-------------------------/
/-------------------\
| Победитель |
\-------------------/
Ограничение участия позволяет обеспечивать исполнение контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - поставщик), который не только предложил более низкую цену или иные более выгодные условия выполнения контракта, но и соответствует определенным квалификационным требованиям.
При осуществлении предквалификационного отбора (по сути, то же самое, что и допуск лица, подавшего заявку, до участия в закупке при других способах) используются и единые требования, установленные федеральным законодательством (непроведение ликвидации участника, отсутствие недоимки по налогам и сборам и т.д.)*(3), и дополнительные критерии. Они могут касаться наличия у подавшего заявку лица для исполнения контракта: 1) финансовых ресурсов; 2) оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и нужной деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и прочих работников определенного уровня квалификации. Применяемые дополнительные требования обязательно включаются в извещение о конкурсе и конкурсную документацию, а заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие соискателя этим требованиям. Конкретные дополнительные требования при тех или иных закупках и перечень документов, подтверждающих соответствие, установлены Правительством РФ*(4).
Предквалификационный отбор следует проводить не более чем через десять рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками, а его результаты - размещать в единой информационной системе на сайте госзакупок в течение трех рабочих дней с даты их получения. Заказчик должен рассмотреть допущенные до участия в конкурсе заявки и подвести итоги конкурса в течение десяти рабочих дней с даты получения результатов предквалификационного отбора.
Проведение конкурса с ограниченным участием
/------------\ /-----------------------\ /------------------------\
|Вскрытие | | Предквалификационный | | Размещение |
|конвертов | | отбор заявок | | результатов на сайте |
|------------/ |-----------------------/ \------------------------/
|--------------/\---------------------\/--------/\-----------------\
| 10 рабочих дней || 3 рабочих дня |
--------------------------------------++-----------------------------------
| 10 рабочих дней |
|\------------\/--------------------/
|
/----------------------| /----------------------------\
| Подведение итогов | | Рассмотрение допущенных |
| предквалификационного| | заявок и подведение итогов |
| отбора | | конкурса |
\----------------------/ \----------------------------/
Сфера применения конкурса с ограниченным участием
В отличие от других способов, которые заказчик может использовать для любых закупок (например, открытый конкурс), конкурс с ограниченным участием применяется только в установленных случаях. К ним относятся*(5):
1. Закупка товаров, работ, услуг (ТРУ), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации. Такими ТРУ считаются:
- проектирование, сооружение и вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии;
- обращение с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и отходами, в том числе при их эксплуатации, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации;
- конструирование и изготовление оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии;
- ремонт вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса;
- строительство, реконструкция, капремонт особо опасных, технически сложных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. руб. (для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. руб.);
- услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для образовательных, медицинских учреждений, организаций соцобслуживания, отдыха детей и их оздоровления, когда НМЦК превышает 500 тыс. руб.;
- определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки*(6).
2. Работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, а также работы или услуги, связанные с допуском подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музеев, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Однако использовать именно конкурс с ограниченным участием для проведения названных закупок заказчику совсем не обязательно. Еще в середине 2014 года в федеральное законодательство о контрактной системе была внесена норма, согласно которой заказчик вправе осуществлять эти закупки путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений и у единственного поставщика. К участникам данных закупок никакие дополнительные требования не применяются*(7). Таким образом, принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки из списка выше фактически всецело зависит от заказчика. Например, для закупки услуг общественного питания бюджетному учреждению можно использовать электронный аукцион. Однако использовать открытый конкурс вместо конкурса с ограниченным участием нельзя. Следовательно, если заказчик желает осуществить комплексную оценку заявок по различным критериям, а не только по критерию цены (как, скажем, при аукционе), то проводить нужно будет все-таки конкурс с ограниченным участием.
Примечание. Конкурс с ограниченным участием эффективен, если требуется провести комплексную оценку заявок - не только по цене, но и по другим критериям.
Практика проведения конкурса с ограниченным участием
Хотя обязательность применения конкурса с ограниченным участием для заказчиков не установлена, такая практика все же имеется. На конец октября 2015 года поиск на сайте госзакупок завершенных закупок с использованием данного способа, осуществленных в рамках федерального законодательства о контрактной системе с 01.01.2014, выдавал информацию более чем о 17 тыс. случаях. Это, конечно, не особо много. Для сравнения: количество всех завершенных открытых конкурсов на ту же дату было более 56 тыс., завершенных электронных аукционов - более 1,7 млн., завершенных запросов котировок - более 720 тыс.
Конкурс с ограниченным участием весьма активно используется для закупок, связанных с объектами культурного наследия. Например, в октябре 2015 года городская дума Владивостока провела конкурс с ограниченным участием на выполнение ремонтных работ по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия регионального значения "Здание Совнархоза"*(8). НМЦК составила 4 477,8 млн. руб. В качестве дополнительных требований к участникам были определены: 1) наличие опыта исполнения контракта на соответствующие работы за последние три года; 2) наличие на праве собственности или ином законном основании (аренда, лизинг, безвозмездное пользование) необходимых для выполнения работ оборудования и технических средств. Перечень такого оборудования и средств был приведен в конкурсной документации: требовалось наличие не менее одного передвижного растворосмесителя объемом до 65 л, не менее двух аппаратов для муфтовой сварки пластиковых труб диаметром от 20 до 63 мм, не менее двух аккумуляторных шуруповертов и т.д. Подтвердить наличие всего этого оборудования участник должен был предоставлением, в частности, копий следующих документов: инвентарных карточек учета объектов основных средств или договоров аренды (лизинга), договоров безвозмездного пользования, договоров субаренды с приложением актов, свидетельствующих о факте передачи оборудования участнику закупки. В конкурсе участвовало две заявки: с предложением по цене контракта в размере 4 475,8 млн. руб. и с предложением по цене, равной НМЦК. В ходе предквалификационного отбора было установлено, что претендент, заявка которого содержала предложение цены, равной НМЦК, в отличие от своего конкурента не предоставил документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям. Поэтому до конкурса допустили только одну заявку. С тем же участником и был заключен контракт как с единственным исполнителем вследствие признания конкурса несостоявшимся.
Часто конкурс с ограниченным участием используется при закупке продуктов питания для государственных и муниципальных учреждений социальной сферы. Например, в Удмуртии в октябре 2015 года был проведен конкурс на поставку говядины для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения, причем уполномоченным органом при осуществлении данной закупки выступило Министерство экономики республики*(9). НМЦК на поставку требуемых 17 т говядины составила 4 901,61 тыс. руб., а участниками закупки могли стать только субъекты малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО). Дополнительное требование к участникам заключалось в наличии у них опыта исполнения контракта на поставку пищевых продуктов за последние три года, причем стоимость ранее исполненного контракта должна была составлять не менее 980,322 тыс. руб. (20% от начальной стоимости контракта по осуществляемой закупке). На конкурс поступило пять заявок от индивидуальных предпринимателей и ООО с предложениями по цене контракта от 3 825 тыс. до 4 862 тыс. руб. Предквалификационный отбор прошли четыре участника, поскольку пятый не предоставил документы, подтверждающие соответствие дополнительному требованию, а именно копию ранее исполненного контракта или договора и акты о приемке поставленных продуктов питания. Оставшиеся заявки были рассмотрены и получили балльные оценки по таким критериям, как "цена контракта" и "квалификация участника". Победило ООО, набравшее наибольшее количество баллов.
Примечание. Конкурс с ограниченным участием применяется только в определенных законодательством случаях.
Закупаются через конкурс с ограниченным участием и услуги по организации горячего питания для государственных и муниципальных учреждений. Например, в Королеве (Московская область) в середине лета 2015 года конкурс провел муниципальный бюджетный детский сад комбинированного вида*(10). НМЦК составляла 1 266,24 тыс. руб. Закупка осуществлялась с целью организации работы столовой на базе учреждения. Согласно установленному техническому заданию принять участие в конкурсе могли только СМП и СО НКО. Так же, как и в предыдущем примере, дополнительное требование заключалось в наличии опыта исполнения контрактов на оказание услуг по организации питания и поставок продуктов в учреждениях социальной сферы за последние три года. Было подано две заявки с предложениями по цене контракта в размере 1 266,24 тыс. и 1 220,83 тыс. руб. соответственно. Причем оба участника прошли предквалификационный отбор - предоставили документы, подтверждающие исполнение ими аналогичных договоров (копии договоров и актов сдачи-приемки), и из них был выбран победитель.
* * *
Конкурс с ограниченным участием является полезным инструментом закупки, обеспечивающим допуск к исполнению контрактов "проверенных" участников и лиц, реально обладающих необходимыми для исполнения контрактов кадровыми и материальными ресурсами. Ведь достаточно часто заказчики жалуются, что в торгах участвует "кто попало": например, на выполнение работ по благоустройству района может претендовать иногородняя фирма, не имеющая в городе осуществления закупки ни соответствующей техники, ни кадров, ни даже реальных возможностей для получения оборудования в аренду в случае победы в торгах. Однако пока сфера применения конкурса с ограниченным участием, извинимся за тавтологию, весьма ограничена федеральным законодательством. Но если расширять сферу и еще требовать от участников наличия опыта исполнения аналогичных контрактов, это может стать серьезным препятствием для обновления рынка поставщиков, повышения конкуренции. Лучше концентрировать внимание на требуемом уровне ресурсообеспеченности потенциальных исполнителей контрактов.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
*(2) Официальный сайт о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru.
*(3) Части 1 и 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
*(4) Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов"). Отметим, что предыдущее постановление Правительства РФ на эту тему (от 28.11.2013 N 1089) утратило силу.
*(5) Пункт 2 ст. 56 Закона о контрактной системе.
*(6) Пункт вступает в силу с 03.01.2016.
*(7) Часть 2.1 ст. 56 Закона о контрактной системе.
*(8) Сайт госзакупок, извещение N 0120300020915000039.
*(9) Сайт госзакупок, извещение N 0113200000115003218.
*(10) Сайт госзакупок, извещение N 0348300509415000002.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"