"ВикиСибириаДа", или Библиотека будущего
Е.Г. Смутнева,
начальник координационно-методического отдела
Новосибирской областной детской библиотеки
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь 2015 г., с. 33-44.
Какой руководитель не хочет знать о возможностях использования Интернета в работе с читателями, посетителями, обучающимися, занимающимися! Практика - лучший критерий познания. Опытом создания уникального интернет-ресурса, расширившего возможности и круг читателей библиотеки, делится Е.Г. Смутнева, руководитель проекта "ВикиСибириаДа"*(1).
Проект "ВикиСибириаДа"*(2) ГБУ культуры Новосибирской области "Областная детская библиотека им. А.М. Горького" (сайт библиотеки - www.maxlib.ru) занял первое место на Всероссийском конкурсе библиотечных инноваций, проводившемся по инициативе Российской государственной библиотеки при поддержке Российской библиотечной ассоциации*(3).
- Елена Григорьевна, как все начиналось?
- Сегодня библиотеки находятся на поворотном этапе развития. В эпоху активного проникновения Интернета в повседневность веб-технологии дали возможность предоставлять услуги инновационными способами. Меняются сейчас и функции библиотекаря: от него теперь требуется организовывать читательские исследования в Сети, консультировать по вопросам безопасности, поиска, анализа информации и соблюдения авторских прав, использовать образовательные среды, социальные сервисы и инструменты Web 2.0, в том числе в дистанционном режиме.
Появление новых задач способствует формированию базы для их реализации. Так, благодаря целевым программам в библиотеках Новосибирской области существенно увеличилось количество компьютерной техники. Все районные, межпоселенческие библиотеки и около 40% сельских были подключены к Интернету. Однако библиотечные специалисты в большинстве случаев не пользовались появившимися возможностями. Потребность обучения библиотекарей новым информационным и педагогическим технологиям стала очевидна. Тем более что среди проводимых мероприятий по повышению квалификации библиотечных специалистов не было систематических обучающих курсов, тренингов по овладению навыками использования "дванольных" технологий в работе с читателями.
А в условиях ежегодного уменьшения финансирования методической деятельности дистанционные формы обучения, не требующие больших денежных затрат и не имеющие ограничений по количеству обучающихся, выглядели привлекательно.
И еще: в ходе реализации проекта нам хотелось попробовать новую форму работы с юными читателями - сетевые проекты. Эта форма уже завоевала популярность в сфере образования, но пока не использовалась в библиотечной практике. Технология вики-вики оказалась наиболее перспективной для совместной работы со школьниками, поскольку отвечала потребностям подростка в социализации и творческом развитии.
- В чем суть проекта "ВикиСибириаДа"?
- Проект предполагает создание информационно-образовательной среды библиотеки на основе технологии вики-вики. Это вики-информационный центр, демонстрирующий практику совместной краеведческой работы библиотекарей и читателей. В современных условиях актуальными становятся библиотечные проекты, направленные на комплексное решение проблем. Именно таким оказалась "ВикиСибириаДа" - как деятельностно-коммуникативная среда обучения библиотекарей, работающих с детьми, она не имеет аналогов в русскоязычном Интернете. Если вики-вики - используемая технология, то работа с местной историей - педагогическая идея.
- Что такое технология вики-вики?
- В технологии вики-вики реализована радикальная модель коллективного гипертекста: возможность создавать и редактировать любую запись на сайте предоставляется каждому члену сетевого сообщества. Вики-вики позволяет сформировать информационно-образовательную среду библиотеки, организовать коллективные действия и совместную работу с нашими посетителями при наименьших затратах (бесплатное программное обеспечение и хостинг, использование инициативности обученных волонтеров, применение уже имеющихся образовательных практик). Информационно-образовательная среда детской библиотеки строится по принципу открытых образовательных сред, эксплуатирующих социальные сетевые сервисы (Web 2.0) и связывающих людей интернет-сообщества.
Поэтому "ВикиСибириаДа" - вики-среда для разной направленности взаимодействия взрослых и детей в сетевом пространстве.
Технология вики-вики позволяет решить сразу несколько задач:
- Сформировать профессиональное сообщество библиотекарей, работающих с читателями в сети.
- Обеспечить непрерывное обучение новым информационным и педагогическим технологиям и повысить уровень профессионального развития специалистов.
- Организовать в сети совместную деятельность с читателями.
- Развить партнерские отношения нашей библиотеки с другими учреждениями и организациями для расширения спектра услуг
- С помощью каких мероприятий решаются названные задачи?
- Мероприятия в рамках проекта "ВикиСибириаДа" можно разделить на три группы в зависимости от аудитории. Первая группа предназначена для библиотекарей и педагогов: дистанционные курсы, мастерские, тренинги, вебинары и конкурсы. Для школьников - своя группа "активностей": мини-состязания, сетевые конкурсы исследовательских работ, сетевые проекты. И, наконец, третья группа мероприятий проводится для всех наших посетителей - это сетевые акции и образовательные программы.
- Расскажите подробнее о каждом из трех направлений сетевых мероприятий.
- В мероприятиях для библиотекарей акцент сделан не на освоении отдельных сервисов или инструментов, а на комплексном получении знаний. Специалист должен активно использовать возможности Интернета применительно к каждому аспекту своей деятельности. Поэтому особое внимание мы уделяем следующим направлениям:
- Повышение цифровой грамотности в контексте профессиональных задач.
- Развитие умения коллективно работать в сетевом сообществе, формирование интереса к творчеству и обмену знаниями.
- Освоение мобильного присутствия библиотеки в Интернете.
После обучения сотрудник сможет свободно ориентироваться в Сети и использовать новые технологии для оказания услуг, взаимодействия с посетителями и собственного профессионального развития.
Отметим, что обучение библиотекарей и педагогов происходит непрерывно. Свидетельство признания их профмастерства - приглашения стать ведущими вебинаров и мастер-классов двух международных виртуальных конференций "Новая школа: мой маршрут" (организаторы - Intel Corporation и АППКиПРО) в 2012 и 2014 годах. В 2014 году "ВикиСибириаДа" стала одной из виртуальных площадок конференции, на которой было организовано 18 сетевых "активностей" для секции "IT-школа современного библиотекаря".
Образовательная вики-среда стала мастерской для конструирования новых и актуализации старых (уже имеющихся, но не используемых в практической деятельности) знаний и практик. Учебная среда, создаваемая в рамках мастерской, способна вывести библиотекаря в новое профессиональное пространство, помочь ему получить и усвоить новый опыт.
В сетевых "активностях" для школьников акцент сделан на развитии самостоятельного критического мышления, навыков исследовательской и командной работы, умений выполнять разные социальные роли. Участие в проектах и конкурсах формирует их цифровую и медийную грамотность, информационную культуру, расширяет ключевые компетенции читателя до компетенций читателя-исследователя и творца.
Особенно эффективными оказались комплексные мероприятия, когда повышение профмастерства библиотекарей проводилось параллельно с конкурсом или проектом для подрастающего поколения. Именно так было организовано обучение взрослых руководителей детских команд в рамках программы "Память Сибири" (2014). Полученные в дистанционных мастерских знания и умения библиотекари применяли на практике, консультируя команды школьников, использующих разнообразные интернет-сервисы для выполнения заданий на этапах программы. Этот же принцип параллельного обучения использовался в межрегиональных сетевых проектах "Классика в неформате" (2014) и "Книжный шкаф поколения Next" (2015), одним из организаторов которых выступило сообщество "ВикиСибириаДа".
- Проект является долгосрочным, расскажите о его развитии.
- Проект "ВикиСибириаДа" соотносится с долгосрочной стратегической задачей нашей библиотеки по формированию современного специалиста, способного ориентироваться на потребности читателей.
На первом этапе (в 2011-2012 годах) требовалось создать и развить обучающую вики-среду краеведческой направленности для проектно-исследовательской деятельности школьников. Среди первых "активностей" в вики-среде - мини-конкурс "Мораль в сибирских сказках", проекты "Рецепты сибирской кухни" и "Ученые и изобретатели Сибири".
К сведению. С 2012 по 2014 года в рамках проекта "ВикиСибириаДа" организовано 166 сетевых мероприятий, 3 дистанционных курса, 59 дистанционных мастерских, 38 вебинаров, 7 профессиональных конкурсов для библиотекарей, в которых приняли участие 3,8 тыс. человек. Более 20 библиотек разработали и провели в формате вики свои сетевые "активности" (мастерские, вебинары, проекты). Обучение библиотекарей и педагогов происходит непрерывно.
Для школьников в формате вики создано более 50 сетевых проектов, акций и конкурсов, в которых приняли участие около 1,8 тыс. человек.
В 2012-2013 годах актуализировалась задача по формированию сетевого сообщества библиотекарей и педагогов, работающих по краеведческой тематике. Их нужно было приобщить к изучению инновационных практик, способствующих привлечению большего количества школьников к образовательно-исследовательской и творческой деятельности в Интернете, направленной на развитие их интереса к чтению.
Так, в 2012 году совместно с Музеем города Новосибирска были разработаны и проведены 4 сетевых историко-краеведческих конкурса. В мероприятиях приняли участие школьники 3-11 классов, создавшие около 450 статей в формате вики, включающих, кроме традиционных текстов и фотографий, презентации, видео, гугл-карты, ленты времени, музыкальные открытки. В центре внимания юных исследователей оказались семейные реликвии, фотографии, письма, документы, воспоминания, старинные песни, игры и игрушки наших предков, а также биографии известных земляков. Получилась своеобразная энциклопедия по истории родного края. В рамках исследований конкурсы объединили разные поколения одной семьи и стали привлекательной формой досуга.
В 2013 году мы совместно с Новосибирской государственной областной научной библиотекой и Новосибирским библиотечным обществом организовали областной конкурс "Рожденный летать", посвященный 100-летию со дня рождения нашего знаменитого земляка А. И. Покрышкина.
В том же году вместе с методическим центром города Златоуста проведен межрегиональный сетевой проект "Если по соседству жить", приуроченный к 120-летию Новосибирска и 260-летию Златоуста.
В 2014 году задачи проекта сместились в сторону развития уже имеющихся практик дистанционного обучения библиотекарей, экспериментирования с новыми формами. Важным событием этого года стала образовательная программа "Память Сибири", проведенная совместно с Центром устной истории Музея города Новосибирска, Новосибирским библиотечным обществом, 17 библиотеками области. В программе участвовали 34 подростковые команды из 8 регионов, сформированные из читателей и взрослых руководителей: библиотекарей, родителей или учителей. Результат - коллекция карт памяти, созданных в сервисе Google: семейных историй, фотографий, фрагментов из кинохроники, видеоинтервью, связанных с народностями, культурой и историей семей, проживающих на территории Сибири.
Чтобы предоставить результаты исследовательской работы, подростки использовали интернет-сервисы, творчески подходя к выполнению заданий.
В итоге мы расширили детскую аудиторию сетевых "активностей", организовали исследовательскую работу по сбору и сохранению уникального контента местного сообщества, инициировали выстраивание в Сети толерантного диалога между людьми разных национальностей, связанного с историей и культурой.
- Проект довольно трудозатратный. Как решена проблема?
- Изначально планировалось привлекать к труду в проекте волонтеров, а также использовать ресурсы не только своей библиотеки. Библиотекари-волонтеры оказывают помощь коллегам, обучающимся на сайте "ВикиСибириаДа", и организуют работу с читателями в сетевых конкурсах и проектах в своей библиотеке или ЦБС. Волонтеров сейчас уже более 20, и именно они координируют проект.
За три года уже сформировалось профессиональное сообщество библиотекарей, но круг его участников постоянно расширяется. Причем в коллективе нет явного "носителя абсолютного знания". Любой может менять роли в процессе профессионального развития: от участника "активности" до ведущего мастерской или организатора сетевого конкурса (проекта).
Все материалы дистанционных курсов, мастер-классов, вебинаров, акций, конкурсов находятся в открытом доступе.
Обучение работе с проектом не привязано к определенному месту и происходит в любой момент времени, что способствует привлечению новых волонтеров.
- "ВикиСибириаДа" - плод коллективного разума, но все же кто составляет ядро проекта?
- Автор проекта, сотрудник нашей библиотеки. Он координирует действия интернет-сообщества, анализирует проделанную работу (статьи в СМИ, отчеты, выступления), выполняет функции тьютора*(4), модератора*(5). Из числа библиотекарей тоже назначаются модератор и тьюторы.
Поскольку некоторые аспекты проекта требуют специальных знаний, нам необходима помощь приглашенных научных консультантов. К их задачам относятся написание специальных статей, разработка концепции содержания вики-среды, программ дистанционных курсов, в некоторых случаях они также выступают в роли тьюторов. Из числа приглашенных специалистов формируется и пул сетевых преподавателей - авторов справочных страниц сайта и обучающих материалов. Технический специалист, осуществляющий техподдержку сайта, тоже не является сотрудником библиотеки.
Организаторами краеведческих конкурсов и проектов выступают и центральные районные библиотеки Новосибирской области. Так, конкурс "Музей сибирской старины" провела Колыванская ЦБ, "Талант владеть землей" - Карасукская ЦБ.
Этапы создания проекта
Период реализации | Этап, действие | Специалисты | Примечания |
Август - сентябрь 2011 | Скачивание и проверка работоспособности викидвижка на хостинге Областного центра информационных технологий | Приглашенный технический специалист | Создание вики-среды для дальнейшей работы |
Заключение договора об обслуживании с Областным центром информационных технологий | Руководитель проекта | ||
Октябрь 2011 - январь 2012 | Разработка и согласование концепции содержания и разделов сайта | Руководитель проекта, научный консультант | Концепция формирования и развития вики-среды для работы над проектом |
2012 | Наполнение страниц справочной и обучающей информацией | Научный консультант, приглашенный сетевой преподаватель | Формирование контента вики-среды для дальнейшей работы |
2011-2012 | Разработка курсов дистанционного обучения и размещение их в вики-среду. Организация и проведение дистанционного обучения библиотекарей | Научный консультант, приглашенный сетевой преподаватель, руководитель проекта | Обучение библиотекарей и педагогов, подготовка волонтеров для организации сетевых "активностей" |
2012-2015 | Проведение сетевых "активностей" для детей и взрослых: | Организация совместной деятельности детей и взрослых в образовательной вики-среде. Обучение библиотекарей и педагогов отдельным социальным сервисам, обмен библиотечными практиками и опытом работы | |
- координация работы участников проекта, организация и проведение сетевых и очных обучающих мероприятий, ежедневная модерация сайта, анализ работы по проекту | Руководитель проекта | ||
- модерация сайта и сопровождение сетевых мероприятий | Модератор | ||
- организация дистанционных мастерских, вебинаров, акций, конкурсов, проектов | Библиотекари-волонтеры |
- Количество зарегистрированных участников на сайте проекта "ВикиСибириаДа" ежегодно увеличивается на 2 тыс. человек. Как вы их привлекаете? Как организовано продвижение проекта?
- Сегодня "ВикиСибириаДа" объединяет свыше 6 тыс. зарегистрированных пользователей. Более 130 организаций (музеи, библиотеки, образовательные учреждения и т.д.) ведут свои вики-страницы. А всего на сайте создано 37,5 тыс. страниц, 4,5 тыс. статей, загружено более 20 тыс. файлов.
Первые участники были из числа наших читателей. А дальше, как говорится, сработало сарафанное радио. Люди поделились опытом, пригласили своих друзей, знакомых.
Поскольку проект, с одной стороны, оказался неординарным, с другой - основывался на востребованном материале, внимание СМИ к нему было обеспечено. Кроме того, Областная детская библиотека им. А.М. Горького - активный участник профессиональных конференций, на которых мы делимся опытом с коллегами. Поэтому материалы многих мероприятий содержат информацию о проекте. Не обошли вниманием нашу инициативу и библиотечные сайты (например, "Российская государственная детская библиотека", "Омская областная библиотека для детей и юношества"), а также образовательные порталы (например, "Чтение 21"), библиотечные блоги ("Mrs. Librarian", "А мир все необъятней" и т.п.). На "Фейсбуке" создана группа участников проекта.
Предполагалось, что "ВикиСибириаДа" будет адресована только жителям Сибири, но в первый же год интерес к начинанию вышел за рамки региона и даже нашей страны. Сегодня география проекта - 68 регионов России, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина, Эстония.
- Вопросы финансирования наиболее актуальны при реализации задумок бюджетников. Где взять деньги на такое масштабное дело?
- Ежегодная смета проекта составляет 250 тыс. руб.
В конце 2011 года Областная детская библиотека получила грант от Фонда Михаила Прохорова на создание обучающей вики-среды краеведческой направленности - это был проект "Дети пишут историю".
Из грантовых средств в первый год работы были оплачены услуги научного консультанта, сетевого преподавателя, технического специалиста, а также призы для участников и победителей сетевых конкурсов.
Благодаря финансированию, предоставленному в рамках долгосрочной целевой программы "Культура Новосибирской области", в 2013-2014 годах оплачивались услуги технического специалиста, затраты на проведение очных вики-школ для подготовки координаторов проекта, услуги по предоставлению вебинарной комнаты, призы для мероприятий. В 2014 году мы получили грант правительства Новосибирской области на реализацию проекта "Создание интерактивной карты Новосибирской области в рамках образовательной программы "Сибирь - наш общий дом".
Из собственных средств библиотека ежегодно оплачивает домен сайта.
- Как "ВикиСибириаДа" влияет на имидж и работу библиотек?
- Сегодня уже с полной уверенностью можно говорить об экономическом, социальном, образовательном и культурном результатах проекта. В ходе его реализации был достигнут новый уровень не только профессионального мастерства специалистов, но и развития самих библиотек на основе партнерства с читателями. Яркие примеры - Линевская детская библиотека, МКУК "Искитимская ЦБС".
К сведению. В свободном доступе на сайте www.wiki-sibiriada.ru выкладываются материалы обучающих мероприятий, сетевых проектов и конкурсов, публикуются итоги каждой сетевой "активности". Руководитель проекта ежемесячно и ежегодно подводит итоги по проекту в целом, которые тоже размещаются на сайте.
Опыт, полученный в ходе дистанционных обучающих мероприятий, способствовал внедрению инновационных форматов мероприятий, проводимых для библиотекарей в реальности: презентационных сессий "Печа-Куча", мастер-классов на актуальные темы, элементов геймификации (игры-тренинги) и др. На сайте остается так называемый цифровой след всех прошедших фестивалей, конференций, семинаров в виде программ, материалов тренингов, тезисов и презентаций. Если судить по увеличению размеров аудитории и анкетам участников, все это повышает эффективность областных и межрегиональных мероприятий, организуемых нашей библиотекой.
В рамках проекта "ВикиСибириаДа" за три года прошли обучение библиотекари из всех районов Новосибирской области, так что методический отдел нашей библиотеки смог приступить к внедрению электронного документооборота в сети детских библиотек региона. В 2015 году отчеты принимались через Google - эксперимент прошел успешно, планируется его продолжение.
Улучшение имиджа библиотек способствовало привлечению не только новых пользователей и средств из местного бюджета. Например, нам были выделены дополнительные деньги на приобретение техники и подключение к Интернету для детского отдела Убинской ЦБ. Библиотеки - участницы проекта неоднократно становились победителями областных и районных конкурсов. В 2012 году руководитель проекта "ВикиСибириаДа" и 4 библиотекаря-волонтера получили Премию Губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства.
Не могу не рассказать еще об одном важном результате проекта, который, если честно, был для нас неожиданным. После размещения в сети конкурсных материалов на адрес библиотек стали приходить благодарственные письма. Их писали люди, разыскивавшие своих родных и счастливо обнаружившие знакомые фамилии в детских работах. Уже по завершении конкурсов ребята продолжают собирать информацию и переписываться с родственниками героев своих публикаций.
- Обозначьте перспективы развития вашего проекта.
- Накопив опыт использования сетевых коммуникаций и социальных сервисов, мы планируем сделать "ВикиСибириаДа" экспериментальной площадкой для изучения возможностей синтеза гуманитарных и интернет-технологий с целью формирования творческой читательской аудитории и превращения чтения в увлекательное и осмысленное занятие.
В перспективе "ВикиСибириаДа" видится нам как место проведения тренингов тьюторов и координаторов сетевых проектов для школьников, а профессиональное сообщество на ее основе - как инициатор и организатор межрегиональных, возможно, международных краудсорсинговых сетевых проектов.
Все вместе это позволит поднять авторитет библиотек в целом, существенно улучшить их имидж, привлечь новых читателей (пользователей) и партнеров.
- Готовы ли вы поделиться опытом с последователями?
- Мы не только готовы, но уже делимся накопленным опытом. Постоянная тренировка навыков использования новых интернет-инструментов приучает нас к новому стилю поведения. Мне хочется привести слова гуру образовательного Интернета Е.Д. Патаракина*(6): "Мы учимся гордиться тем, что наши объекты берут и используют повторно. Из простых кирпичиков заметок, фотографий, проектов, видеофрагментов, которые мы создали и отдали в пользование другим людям, строится наша профессиональная репутация. Мы учимся учиться постоянно. Одна из главных компетенций XXI века - готовность к переменам и обучению. Наши сервисы, наши знания и наши компетенции, как и сервисы Web 2.0, вечно пребывают в состоянии бета-версии. Мы должны постоянно улучшаться, чтобы соответствовать меняющемуся миру".
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Записала Т. Ю. Антропова.
*(2) Сайт проекта: www.wiki-sibiriada.ru.
*(3) Сайт конкурса: www.rsl.ru/ru/s7/s78717.
*(4) Тьютор (англ. tutor - репетитор, опекун, наставник) - исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов, сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. Например, реализация индивидуальных учебных планов детей с ограниченными возможностями здоровья сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
*(5) Модератор (лат. moderor - умеряю, сдерживаю) - пользователь, имеющий более широкие права по сравнению с другими на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах, эхоконференциях), который отвечает за соблюдение пользователями правил сайта и может удалять отдельные сообщения, редактировать их и т.д. Перечень полномочий и обязанностей модератора на каждом сайте свой.
*(6) Евгений Дмитриевич Патаракин - к.п.н., заведующий лабораторией учебных коммуникаций ИПС РАН.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"